search
main
0

Есть продукт? Значит, проект! Советы педагогам: как найти свою тему и построить работу

Начну с цитаты из работы швейцарского педагога Фарьера (1879-1960):«Как люди создали школу по нашептыванию дьяволаРебенок любит природу, поэтому его закрыли в четырех стенах.Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все построили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.Ребенок не может не двигаться – его обездвижили.Ребенок любит работать руками – его заставили учить теории и идеи.Ребенок любит говорить – его заставили молчать.Ребенок стремится понять – его заставили заучивать на память.Ребенок хотел бы самостоятельно искать – знания ему все дают в готовом виде».

Знакомо? Многие из нас учились именно в такой школе. Сейчас можно и нужно делать обучение интересным, не давать готовые истины, а учить их находить.Разумеется, у учителя всегда нет времени, но я расскажу, как можно организовать работу и на уроке, и во внеурочное время. Выбор зависит от вас и от особенностей вашей школы, расписания.Школьники любого возраста успешно могут выполнять и проекты, и исследования. Как показывает мой опыт эксперта, многие учителя не видят различия между проектными и исследовательскими работами. Главное в проектной деятельности – решение значимой для ребенка проблемы, ее реализация в виде заранее продуманного проектного продукта, а цель исследования – получение новых фактов и закономерностей, выяснение сущности явлений (естественно, на уровне ребенка данного возраста). В исследовании необходимо формулировать гипотезу и проверять ее теоретически или экспериментально, результаты такой работы предполагаются, но могут оказаться другими, что особенно интересно. Они оформляются в виде статьи, тезисов, доклада. Наиболее сходны по многим критериям исследование и исследовательский проект. Но исследование завершается результатами, а в проекте хорошо бы иметь продукт, например, целью экологического проекта может быть не только изучение состояния деревьев в парке или загрязнений родника, но и акция по уборке, посадка деревьев, статья в городскую газету и т. д.Если у педагога нет достаточного опыта, то лучше начинать с проектов – требования к ним не такие строгие, как к исследовательской деятельности. Кроме того, именно проекты дают безграничные возможности для работы с детьми, особенно в младшей школе. Не все ученики могут выполнять исследования (как и не все взрослые, даже с высшим образованием). Для этого нужны особые способности, определенный характер, тип мышления. А проектную работу отлично может сделать школьник, не очень успешный в учебе. Часто у таких детей золотые руки или творческие способности. При правильно выбранной теме и компетентном руководстве ребенок может добиться успеха, повысить самооценку, понять, что у него лучше всего получается и чем ему надо заниматься в жизни.Очень часто, особенно в младшей школе, совмещают и проект, и исследование, а это неверно. Приведу примеры, чтобы было понятно. В работе о школьной форме три части – история школьной формы, социологический опрос учеников, учителей и родителей, разработка моделей. Один ребенок не в силах сделать всё. Но может получиться три отличные работы: две индивидуальные исследовательские на конференцию и одна групповая проектная для будущих дизайнеров одежды. Продуктами проекта могут быть и выставка эскизов моделей, и даже дефиле, если есть возможность пошить сами изделия.Если работа имеет исследовательский характер, например изучение влияния освещенности на определенные биологические показатели у березы, то при грамотном выполнении и адекватных результатах этого вполне достаточно для высокой оценки. И в тексте не нужны стихотворения и песни, информация о поделках из бересты, использовании березы в народной медицине и т. д. Необходимо учить детей видеть предметы и явления с разных сторон, но не в таких ситуациях. Из этой темы можно сделать несколько проектных или исследовательских работ: для секций «Медицина», «Биология», «Литературоведение», «Этнография» или «Искусствоведение», исходя из интересов и желаний детей. Не надо совмещать в одной работе проекты и исследования, выбирайте в каждом конкретном случае что-то одно.Проекты полезны тем, что при их выполнении развиваются необходимые УУД, и интересны максимальным разнообразием продуктов. Найдется подходящий вариант для любого школьника: книжки со своими рассказами, стихотворениями и рисунками, фильмы и компьютерные презентации, разработки экскурсий (по городу или на природе), инструкции и рекомендации, материалы для урока, оформление кабинета или двора школы, макеты и модели, сайты, сценарии, спектакли, концерты, ролевые и деловые игры, выставки, социальные и благотворительные проекты. На этом бесконечном поле есть место способностям и возможностям каждого ребенка и в любом возрасте. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Мне кажется, от групповых больше пользы, так как дети должны учиться не только планировать и выполнять работу, но и взаимодействовать и договариваться с товарищами, распределять обязанности, контролировать свою часть и общий ход работы. Но индивидуальный проект тоже никто не отменял. Главное, чтобы это не был банальный реферат.Как найти хорошие и интересные темы для проектов? Можно воспользоваться методичками, поискать в Интернете. Но не советуем полностью повторять чью-то работу. Интересную идею можно использовать, но изменить и подработать под свою ситуацию. Удачная тема проектов должна быть интересной и полезной для детей, соответствующей их возрасту и возможностям, взятой из реальной жизни. Это важно, ибо многие современные дети чаще пребывают в виртуальности, а не в реальности, не понимают, что знания понадобятся в жизни, и мало что умеют делать своими руками. Расскажу, как организуется проектно-исследовательская деятельность в нашей Обнинской свободной школе. Предлагаю коллегам ознакомиться с вариантами работы, когда основную часть проекта делает весь класс, а несколько желающих доводят до ума и затем выступают на всероссийских конкурсах и конференциях МАН «Интеллект будущего». 1. Проект выполняется за время урока. Во втором классе дети в группах по 5 человек из пластилина делали макет детской площадки, все придумывали сами. Учителя только наблюдали, не помогая. За один урок все успели. Макеты получились настолько интересные, что затем несколько человек с небольшой помощью родителей во внеурочное время сделали роскошный общий макет и стали лауреатами 1-й степени на Всероссийском конкурсе.2. На уроке учитель обсуждает с учениками смысл и задачи проекта. Индивидуальные задания выполняются дома, затем все собирается в единое целое. В первом классе дети сочиняли чистоговорки, во втором – докучные сказки. Проектный продукт – рукотворный сборник с текстами и рисунками. 3. Экспериментальная часть проекта выполняется на уроке. Это может быть составление анкеты и опрос, эксперименты, первичная обработка результатов по группам и их презентация. В выполнении проекта участвует весь класс, а окончательно оформляют несколько энтузиастов с помощью учителя. Например, 4-й класс в течение спаренного урока по группам изучал йогурты – состав по этикетке, наличие крахмала, заквашивали свежее молоко этими йогуртами. Двое желающих на этом материале сделали работы на конференцию и стали лауреатами, а можно было сделать проектный продукт – от йогурта собственного изготовления до инструкции для покупателей.4. Проект основан на образовательной экскурсии. После поездки в Парк птиц ученики 2-го класса по плану, данному учителем, сочиняли небольшой рассказ о понравившемся животном от первого лица. Проектный продукт: видеоролик – виртуальная экскурсия. С помощью родителей сделали костюмы. Каждый ученик представлял свое животное (играл роль) и приглашал на экскурсию в Парк птиц. Фильм показали в нескольких классах школы, его с удовольствием смотрели даже старшие. Два ученика в костюмах представляли работу на Всероссийском конкурсе проектных работ и стали лауреатами 1-й степени.4-й класс ездил на молочную ферму. Потом дома готовили фрагменты проекта по собственному выбору, в итоге получилась лекция для самых младших с интересными фактами, вопросами, чтобы ребята знали, откуда берется молоко и каким трудом оно достается. Работа будет подана на Всероссийский конкурс, но класс настолько интересный и способный, что на «почве коров» возникли разнообразные индивидуальные темы: проектные и исследовательские, по разным предметам – от биологии до литературы. 5. Творческие проекты. Это выставки, концерты, спектакли. Часть работы делается на уроках, часть – во внеурочное время, летом на площадке. Если спектакль вы покажете в детском доме, заодно получится и социальный проект. 6. Вариант, когда можно и нужно смешать несколько видов проектов. Несколько лет наша школа проводит благотворительные акции – это большой общешкольный проект. Дети от 1-го до 11-го класса на больших переменах в течение 10-15 дней изготавливают игрушки, поделки. Другие репетируют выступление. Потом в торгово-развлекательном центре проводится благотворительная ярмарка, и люди все раскупают с радостью и благодарностью. Деньги идут на лечение больного ребенка или другие добрые дела. Вы бы видели, как готовятся и выступают дети, как у них меняются поведение, отношение к жизни и другим людям! И это все тоже называется проектной деятельностью.В следующей статье я расскажу, как делать исследовательские работы, чтобы получать не только дипломы, но пользу и радость.

Ирина ЛЕКАХ, кандидат биологических наук, доцент Института атомной энергетики (ИАТЭ), зам. директора Обнинской свободной школы, лауреат президентской программы «Одаренные дети», кандидат биологических наук, доцент Института атомной энергетики (ИАТЭ), зам. директора Обнинской свободной школы, лауреат президентской программы «Одаренные дети»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте