search
main
0

Есть проблемы? Найдутся решения!

Мы продолжаем разговор о том, с какими проблемами сталкивается директор школы в своей повседневной работе (см. «УГ» №1 от 10 января 2012 года). И главное – какие решения находит, чтобы с ними справиться. Дорогие руководители школ, мы ждем от вас писем с перечислением наиболее значимых для вас проблем. Пишите нам по адресу rudenko@ug.ru.

Каждая хорошая школа имеет свое лицо, по-другому говорят, что у нее есть своя изюминка. В случае с калачеевской гимназией №1 Воронежской области можно сказать, что эта небольшая ягодка за двадцать лет превратилась в богатейший виноградник, то есть особенность гимназии стала образом жизни, формирующим атмосферу во всем ее коллективе – атмосферу творчества, таланта, культуры и воспитания. И во все годы неизменной оставалась одна главная проблема – как сохранить эту особенность, как добиться того, чтобы ее у школы не отняли. Виктор МАРТЫНЕНКО, директор гимназии №1, Калач, Воронежская область: – В нашей гимназии углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла ведется с 1992 года, и всегда обеспечение работы этого цикла было довольно проблематичным. Прежде всего это касается вопросов финансирования, затрат на инструменты, на костюмы, расходов на материалы и так далее. В цикл входят четыре направления: оркестровое представлено нашим оркестром русских народных инструментов, которому присвоено звание народного, хоровое – хором «Россияночка», он тоже носит звание народного, есть еще хореографическое отделение и отделение изобразительного искусства. В гимназии у нас обучаются чуть более 660 детей, из них в оркестре занимаются 120 человек, в хоре поют 40, рисуют более 200 ребятишек, и 80 занимаются хореографией – вот такая вовлеченность в искусство. Все занятия для наших детей бесплатные, и все они включены в учебный план. Когда мы в мае 2011 года проходили аккредитацию, нам сказали, что мы сделали невозможное – соединили культуру с образованием. Конечно, волновались очень, но нам поверили, и аккредитацию мы получили на 12 лет, чему очень рады! Если говорить более точно, поверили нашим результатам. Как пример среди последних достижений могу назвать следующие. В ноябре 2010 года проводился областной конкурс «Я люблю тебя, Россия!», наш солист оркестра русских народных инструментов Вова Сапронов занял первое место. По итогам конкурса в марте 2011 года губернатор области вручил нам 300 тысяч призовых рублей на приобретение инструментов, и мы купили для оркестра новые инструменты. В апреле теперь уже прошлого года хоровой ансамбль гимназии «Россияночка» стал лауреатом областного конкурса патриотической и духовной песни и был приглашен на международный молодежный православный фестиваль авторской песни «Одигитрия», проходивший в Витебске на сцене «Славянского базара», и в итоге стал лауреатом. Конечно, это привлекает в нашу гимназию детей из других школ. Приходят именно для того, чтобы и учиться, и заниматься предметами художественно-эстетического цикла. А в 2011 году благодаря главе Калачеевской администрации Николаю Тимофеевичу Котолевскому и мэру города Татьяне Васильевне Мирошниковой появилась возможность укрепить и спортивную базу – мы вошли в программу «Газпром – детям». В ноябре у нас открыли спортивную пришкольную площадку, оборудованную по последнему слову спортивных строительных технологий, со специально оборудованными волейбольной и баскетбольной площадками, с трибунами, с освещением, беговыми дорожками с современным покрытием. Еще один этап нашей работы в популяризации гимназии, укреплении ее статуса и авторитета – участие в областном конкурсе «Чтобы услышали», где мы стали победителями. Что будет, если гимназия лишится художественно-эстетического цикла? Прежде всего у нас не будет статуса гимназии. Но главное в том, что и хор, и оркестр, и живопись с хореографией – это духовное, нравственное, патриотическое развитие детей и, конечно же, поддержка талантливых детей. Ведь те, кто рисует, поет в хоре, играет в оркестре, зачастую не блещут в учебе. Зато в оркестре проявляются, раскрываются в полной мере, становятся известными в районе и области. Наши выпускники сегодня работают в Воронежском театре оперы и балета, учатся в консерватории в Париже, солистка «Воронежских девчат» Полина Степанова  тоже наша. Тем не менее совсем не обязательно, чтобы все были музыкантами. Когда человек понимает, что он талантлив, например в игре на музыкальном инструменте, он старается стать успешным и в других направлениях, например в учебе. Нас раньше упрекали, что мы растим певцов и музыкантов, вместо того чтобы просто учить. Но сегодня таких претензий все меньше и меньше. Ведь мы растим талантливую молодежь – это главное. Сегодня уже даже как-то трудно представить себе школу, которая не зарабатывает денег – не сдает в аренду помещения, не готовит за деньги дошколят к поступлению в первый класс,  открыто или завуалированно не занимается репетиторством. Тем не менее такие школы есть, и есть директора, принципиально отказывающиеся от подобных видов образовательного и околообразовательного бизнеса. Причем такая позиция не мешает школе быть успешной и известной в городе. Как такое возможно? Наталья ПАНЮШКИНА, директор лицея №1, Орел: – Я принципиальный противник зарабатывания школой денег. Не знаю, может быть, это неправильно, не модно сегодня, но я все равно считаю, что образование – это не услуга, образование – это государственное дело, и государство должно следить за его финансированием, а совсем не школа должна оказывать платные услуги, сдавать в аренду и так далее. В то же время реальность такова, что все равно какие-то дополнительные средства школа должна привлекать. Например, мы ежегодно привлекаем около миллиона рублей дополнительно к финансированию школы. Как у нас это получается? Прежде всего благодаря управляющему совету. У нас сейчас обучается очень много детей наших бывших выпускников, и в совете из 20 человек 18 – наши бывшие выпускники, люди заинтересованные и любящие школу. При этом основная часть – это не бизнесмены, да, есть несколько успешных в ведении своего дела, но таких единицы, а в основном в управляющем совете преподаватели вузов, учителя и инженеры. Но все они заинтересованы в том, чтобы школа материально была благополучной, поэтому привлечение средств ведется со всех сторон.Маленький пример. Три года назад возникла проблема капитального ремонта нашего актового зала, который совмещен со столовой – такой проект, школа построена в 1964 году. Муниципалитетом даны были средства на замену окон и на ремонт. Но ведь хотелось не просто столовую отремонтировать, а сделать по-настоящему красивый актовый зал! Для этого потребовались дополнительные средства. Помогали все: родители, депутаты городского и областного советов. Родители из управляющего совета обратились к общешкольному родительскому комитету, предложив ламбрекены на окна и занавеси сделать в едином красивом стиле, что, естественно, стоит недешево. Но идея понравилась всем. В итоге было привлечено полтора миллиона рублей дополнительно к муниципальным средствам. Линолеум предполагалось постелить дешевый, а мы выбрали дорогой, красивый, в светлых тонах и потратили часть средств на него, кстати, он у нас до сих пор прекрасно сохранился. Ремонт проходил в 2008 году, а в 2007 году мы выиграли президентский грант, по которому купили мебель. В итоге все вместе позволило нам получить новый прекрасный зал – столовую.  Вот таким образом школа может зарабатывать дополнительно – управляющий совет и спонсоры, родительская помощь и гранты. Еще пример – покупка интерактивных комплексов, которых сначала в школе было два, а сейчас шесть. И ни одна из шести досок не приобретена на муниципальные деньги. Последнюю купила наша учительница начальных классов Ирина Шульц – победитель областного конкурса «Учитель года». Доска самая современная, с очень сильным разрешением, ее Ирина Валерьевна купила в Москве, когда поехала на всероссийский этап конкурса. Так как на все начальные классы у нас был только один интерактивный комплекс, учительница обратилась в управляющий совет, и родители нашли деньги на доску и на проектор, а компьютер я разрешила купить из школьных денег. Ирина вернулась из Москвы с проектором и доской, и их вместе с компьютером установили у нее в кабинете. Как родители реагируют на сборы денег? Спокойно, потому что это происходит довольно редко и немного. Тот же ремонт мы делаем так, чтобы раз капитально отремонтировать класс и потом лет 10 его не трогать. Деньги с родителей собираются на охрану, а вообще у нас часто удивляются, что школа одна из ведущих в городе, а денег собирают меньше всех. Комитет принимает решение, что если никто не возражает, то мы соберем, например, по 100 рублей на те же шторы. Мне предъявляют чеки, живых денег я не то что не собираю, я их и не вижу. Думаю, это правильно. Управляющий совет самостоятельно выходит на коммерческие структуры, которых у нас в Орле, кстати, не очень много. Но все равно, когда узнают, что это нужно школе, идут нам навстречу. Совет у нас работает уже девятый год, особенно активно в последние три-четыре года. Кстати, у нас также есть четыре человека, выбранных педагогическим коллективом, которые распределяют стимулирующий фонд в лицее, я при этом только присутствую и подписываю приказ. Разработано положение с множеством пунктов, по которому оценивается работа каждого учителя. А если в распоряжении школы оказываются большая сумма или сэкономленные средства, их распределение утверждает управляющий совет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте