search
main
0

Есть несколько проблем… Обсуждаем Федеральный государственный стандарт общего образования

В 44-м номере «Учительской газеты» (от 28 октября 2008 года) мы опубликовали для обсуждения основные положения Федерального государственного стандарта общего образования. Сегодня, уважаемые читатели, мы предлагаем вашему вниманию отклики на этот документ директоров школ, управленцев и педагогов.

Евгений ЯМБУРГ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, директор ЦО №109, Москва:

– Очень сложно сегодня выработать позицию по тем или иным стандартам образования. Это прежде всего должно зависеть от анализа всей ситуации в системе образования. Очень плохо, когда телега идет впереди лошади. Иными словами, сегодня реальность такова, что стандарты образования задает итоговая аттестация. ЕГЭ в 11-х классах и та же форма, которая постепенно начинает внедряться в 9-х. Таким образом, можно прописать любые стандарты. Например, рамочные, которые определяют условия обучения в школе и дают большую свободу образовательным учреждениям. Стандарты, насыщенные большим гуманитарным смыслом, культурологическим, затрагивающие ценностно-этическую сферу человека, способствующие повышению уровня освоения нравственной культуры. При первичном знакомстве с проектом стандартов все это не вызывает никаких возражений. Но сразу же возникает два жестких вопроса. Первое, как это будет коррелироваться с контрольно-измерительными материалами, поскольку в условиях, которые сегодня существуют (подушевое финансирование и новые подходы к оценке качества работы учителя), педагог будет вынужден подстраивать свою деятельность под конечный результат. Второе, многие абсолютно правильные вещи, особенно связанные с культурологической сферой и с ценностными ориентациями, в принципе не измеряются. То же относится и к эстетической сфере личности человека. Никто не возражает против того, что школа должна формировать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения искусства. В более изящной форме это выразил Александр Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». Ну и что, прикажете взвешивать количество пролитых слез? В моем представлении стандарты должны быть чрезвычайно конкретными и определять тот минимум, за который отвечают школа в целом и учитель в частности. А вот за пределами этого начинается самое главное для школы. Это развитие личности человека во всем ее многообразии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей. Тогда и будет достигнута необходимая вариативность образования.

Андрей СЁМКЕ, учитель года Кубани-2000, учитель физики, директор школы №11 города Ейска, Краснодарский край:

– Если говорить о требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ, то я вижу здесь несколько проблем. Предположим, требования запущены в работу, а как качественно и количественно оценить заложенные в них компетенции – неизвестно. Кроме этого, компетенции должна оценивать общественность. Обязательные требования нужно создавать в консультативном органе, который будет решать, к чему придут все субъекты образовательной деятельности и какими особенностями должен обладать выпускник к определенному периоду своего развития.

Как бы мы ни говорили о том, что происходит сегодня в обучающейся среде, но итоги анализировать мы сможем через пять-семь лет, когда выпускник уже сформировался как личность, как гражданин. Поэтому каждый учитель должен самостоятельно выстраивать подобные требования. Кроме того, должна реально существовать и самооценка ребенка. А в итоге это может превратиться в совместную работу учителя и ученика. Сегодня отрабатывается отличная технология по созданию портфолио ученика. На мой взгляд, это должно быть открытое пространство для участия в нем всех субъектов образования.

Сергей КУЗНЕЦОВ, начальник отдела по реализации проектов и программ Управления образования и науки Тамбовской области:

– Мы поддерживаем идею нормирования результатов не только учебной деятельности, но и внеучебного дополнительного образования. Необходимо определить, какие воспитательные социализирующие функции реализуются через учебную деятельность, систему дополнительного образования и внеурочной деятельности.

В Тамбовской области сделаны практические шаги в данном направлении. Обеспечено финансирование четырех часов в неделю на программы дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Программы воспитания и социализации должны сопрягаться с вариативной и внеурочными частями БУПа.

Наталья УРАЛЬСКАЯ, главный специалист-эксперт Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области, Великий Новгород:

– В контексте образовательных стандартов 1998 и 2004 года под фундаментальным ядром образования понималось главным образом предметное содержание, и федеральный компонент государственного стандарта обозначал цели, обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускника. Таким образом, фундаментальное ядро образования было направлено на получение знаний об изучаемом объекте, например, знание и понимание закономерностей наследования.

В условиях новых образовательных стандартов понятие «фундаментальное ядро образования» приобретает принципиальное отличие. Приоритетным становится не содержание, а система базовых способов действий и понятийных средств ведущих образовательных областей: филологии, естествознания, обществознания и других. Создается, образно говоря, некая матрица учебного предмета, по которой осуществляется обучение.

Например, при изучении математики на начальном этапе одним из фундаментальных ядер (предметное содержание действия) может быть вычисление, я ссылаюсь на пример, который приводят авторы нового стандарта. Способами действий по отношению к нему будут: алгоритм выполнения действий, оценка результата, прикидка, элементы рациональных вычислений, а понятийными средствами, используемыми для освоения фундаментального ядра, будут выступать позиционный принцип записи чисел; свойства арифметических действий; четность-нечетность.

Изменение понятия фундаментального ядра содержания образования очень важно для подбора педагогических технологий. Оно позволяет по-новому сформулировать конечные результаты обучения, которые связываются не с набором приобретаемых знаний, умений, навыков, как это требует имеющийся образовательный стандарт, а с развитием и формированием компетентностей ученика.

Наталья КОЗЛОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №587, Санкт-Петербург:

– Существует государственный образовательный стандарт по всем предметам. Есть еще проекты новых образовательных стандартов. Этими проектами мы пользуемся, мы их с учителями изучили и в основу обучения положили, но сказать, что новые стандарты содержат программы по формированию универсальных учебных действий, нельзя. Поэтому вряд ли такие программы будут создаваться, а главное, вряд ли они нужны. На мой взгляд, они должны быть составной частью любого предметного государственного образовательного стандарта. Если стандарт обучения содержит еще и формирование каких-то действий, то это и является руководством для учителя. Держать в руке две программы: программу учебных знаний и программу формирования учебных действий, учителю, мне кажется, будет несподручно. Сегодня он знает: идет какая-то тема и в ней он должен сформировать умение, скажем, писать план, писать сочинение-рассуждение. Таким образом, складывается система формирования учебного действия, которая, пройдя многократную практику в разных предметах, станет достоянием ребенка. Хотя, чтобы исключить повторы и не забыть какой-то момент, может, и нужно делать единую таблицу, расположить в ней предметы и универсальные учебные действия, которым мы хотим научить. Но даже распределив, нужно все эти определенные универсальные учебные действия поместить в общий базовый стандарт какого-то предмета. Нельзя разделять учебную программу и программу формирования учебных навыков и умений. Они едины.

От редакции.

В следующих номерах «Учительская газета» продолжит публикацию материалов, связанных с разработкой государственного стандарта нового поколения. Приглашаем вас, уважаемые читатели, принять участие в обсуждении. Мы опубликуем ваши замечания и предложения, обобщим их, передадим разработчикам стандартов и в Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Сегодня мы предлагаем вам поразмышлять над следующими вопросами:

1. В предыдущих вариантах образовательных стандартов концептуальный акцент ставился на достижении учащимися предметного результата. При разработке нового стандарта разработчики учитывают значимость комплексного результата: личностного, предметного и надпредметного, но главный акцент ставят на развитии личности ребенка. Поддерживаете ли вы такой подход и почему?

2. Как, по-вашему, должны быть построены программы воспитания и социализации в новой школе: в какую из частей базисного образовательного плана – инвариантную, вариативную или в часть, касающуюся внеурочной деятельности, – должны быть включены основные мероприятия этой программы?

3. Согласно концептуальным положениям стандарта разработчики готовят рамочную программу воспитания и социализации для школы. Считаете ли вы, что программа должна быть представлена в неизменном виде для всех либо носить рамочный характер и адаптироваться школой в соответствии с местными этническими, образовательными и другими особенностями?

Пишите нам по электронной почте boxdd@ug.ru или включайтесь в работу форума

http://www.ug.ru/standart.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте