Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Есть ли альтернативы

Учительская газета, №16 от 15 апреля 2003. Читать номер
Автор:

Занимательная энциклопедия практического права

Слушания в Конституционном суде

Судьи

Конституционный (или Верховный) суд выносит решение по поводу конституционности (законности) распоряжения, указа, постановления, закона (или решения нижестоящего суда). Решение суда будет влиять на то, как будут в дальнейшем решаться подобные ситуации.

Во время судебного слушания свидетели не вызываются, основные факты по делу не оспариваются. Стороны и их адвокаты приводят аргументы, основываясь на толковании норм международных документов, конституции и закона, а также общих принципов права и прав человека. Аргументация необязательно должна содержать юридические тонкости.

Выдвигать можно любой аргумент, который является убедительным с философской, теоретической, концептуальной или практической точки зрения.

В данном упражнении вы, как судьи, должны будете принять решение по делу.

При подготовке к делу ваша задача состоит в том, чтобы:

1. Проанализировать дело (определить факты, юридическую проблему, законодательство, возможные аргументы той и другой стороны), но не решать его.

2. Определить (записать) не менее 5 вопросов к каждой стороне, которые повлияли бы на справедливое решение дела (всего 10 вопросов).

3. Выбрать председателя и секретаря. Председатель ведет заседание, а секретарь ведет запись всех аргументов и следит за временем. Секретарь не принимает участия в голосовании судей.

4. Распределить вопросы между остальными судьями, которые будут задавать их во время слушания дела.

5. Выбрать двух судей, один из которых объявит решение суда, а второй изложит те аргументы, на которых основано это решение.

Во время судебного слушания ваша задача состоит в том, чтобы:

6. Обеспечить соблюдение хода судебного заседания:

Секретарь объявляет в начале заседания: «Встать, суд идет!»

Председатель (когда судьи займут свои места): «Прошу сесть. Слушается дело… (название дела). Дело слушается в следующем составе суда: председательствующий… (называет свою фамилию), судьи (называет фамилии) при секретаре (называет фамилию)».

Председатель: «Слово предоставляется адвокату… (называет заявителя)». Далее председатель предоставляет слово адвокату ответчика, просит судей задавать вопросы, просит адвокатов задавать вопросы, предоставляет заключительное слово сторонам.

Когда все выступления закончены и вопросов у суда больше нет, председатель объявляет: «Слушание дела закончено, суд удаляется на совещание».

Секретарь: «Прошу встать!»

При «возвращении» суда с решением секретарь снова просит всех встать.

Решение выслушивается стоя: «Именем Российской Федерации…» В заключение председательствующий объявляет: «На этом судебное заседание объявляется закрытым».

7. Внимательно слушать аргументы и задавать вопросы в любое время, подняв руку.

8. После заключительных выступлений сторон обсудить дело с другими судьями (открыто перед остальными учащимися) и высказать свое решение юридической проблемы, поставленной этим делом. При обсуждении учитывать, какое влияние будет иметь ваше решение для сторон, для разных социальных слоев и общества в целом. Судьи могут иметь особое мнение и не обязаны соглашаться с другими. Решение будет приниматься большинством голосов. Голосование проводит председательствующий.

9. Объявить свое решение и свои аргументы, на которых оно основано.

10. Объявить особые мнения отдельных судей и обосновать их.

Адвокаты сторон

В данном упражнении вы будете готовить аргументацию и излагать ее в суде.

1. Проанализировать дело (определить факты, юридическую проблему, законодательство, возможные аргументы той и другой стороны) и выработать не менее 3 аргументов, которые смогут убедить суд в необходимости признать нормативный акт (распоряжение, указ, постановление, закон) неконституционным (или отменить решение суда низшей инстанции).

При подготовке своей аргументации вы должны подумать над такими вопросами:

Какое решение вам необходимо?

Каковы аргументы в пользу и против каждой из сторон? (Способность предугадать возражение может усилить ваши аргументы).

Какие аргументы наиболее убедительны? Почему?

Каковы могли бы быть последствия каждого из возможных решений (для общества и для участвующих сторон)?

Есть ли какие-либо альтернативы тому, чего требует каждая из сторон?

Какие вопросы может задать суд, чтобы дело было решено справедливо?

2. Подготовить три вопроса противоположной стороне.

3. Распределите между собой следующие роли:

один или два докладчика для первоначального выступления сторон (объявление своей позиции и аргументов);

5 отвечающих на вопросы судей;

3 задающих вопросы другой стороне;

выступающий с заключительным словом.

4. Изложить свою аргументацию в отведенное для этого время.

5. Прежде чем отвечать на вопросы, адвокаты могут попросить некоторое время для консультаций с другими адвокатами из своей группы (это время включается в общее время, предоставляющееся для ответов на вопросы).

6. Во время совещания судей внимательно слушать обсуждение, соблюдая тишину и не вмешиваясь.

Журналисты

Во время судебного слушания свидетели не вызываются, основные факты по делу не оспариваются. Стороны и их адвокаты приводят аргументы, основываясь на толковании норм международных документов, конституции и закона, а также общих принципов права и прав человека. Аргументация необязательно должна содержать юридические тонкости. Выдвигать можно любой аргумент, который является убедительным с философской, теоретической, концептуальной или практической точки зрения.

В данном упражнении вы будете готовить и писать сообщения для прессы.

1. Распределить между собой роли – какую прессу кто будет представлять. Например, это может быть молодежная газета, учительская газета, военная газета, официальная газета, коммунистическая газета, либеральная газета, желтая пресса и т.п. Можно выбрать также какую-то передачу по радио и телевидению.

2. Внимательно прочитать следующие рекомендации по подготовке задания:

Вам необходимо представить тон, атмосферу, дух выбранной вами прессы, обратив внимание на вопросы: Какие обычно статьи (или передачи) публикуются? На кого рассчитана эта газета (передача)? Что может быть интересно и что волнует вашего читателя (зрителя)?

Ваша задача – придумать заголовок и первые три предложения вашей статьи или репортажа, отражающие судебный процесс с точки зрения духа выбранной вами прессы. Заголовок и предложения должны привлекать внимание читателя (зрителя) и в то же время рассказать о ходе и решении судебного процесса.

3. Затем вы должны послушать, как готовятся к процессу разные стороны, и сделать заметки о наиболее убедительных заявлениях или аргументах (перемещаясь от одной группы к другой, не мешайте дискуссии: вы только наблюдаете).

4. Присутствовать на слушаниях (учебном судебном процессе) и делать заметки.

5. После слушаний взять интервью у одного из адвокатов или судей.

6. Написать заголовок и три предложения и огласить их в конце занятия, когда преподаватель попросит вас об этом.

7. Оформить «газету» (например, с использованием ватмана и фломастера) и вывесить ее на стену.

Общественные слушания

Данный метод является имитацией общественных слушаний, которые проводятся в различных странах органами государственной власти (парламентом, правительством, комитетами, городскими советами и т.п.) с целью получения информации, на которой будут основываться законы или иные решения, затрагивающие интересы населения. К сожалению, подобные слушания не так часты в России. Более привычны неофициальные общественные слушания («круглые столы»), которые проводятся общественными организациями, средствами массовой информации и др.

Общественные слушания позволяют учащимся понять цели и порядок слушаний, роли и обязанности государственных чиновников и депутатов, а также роль общественности в управлении государством. Кроме этого, учащиеся получают практический опыт в определении и прояснении идей, интересов и ценностей, связанных с предметом слушания.

Данный метод напоминает слушания в Конституционном суде.

Порядок проведения

Предварительно:

Выберите тему для общественных слушаний. Это должна быть проблема, которая волнует местное сообщество и близка детям.

Чтобы выбрать наиболее актуальную тему или даже провести учебные слушания по реальной теме, свяжитесь с местными органами власти или общественными организациями. Узнайте, какой вопрос, затрагивающий интересы населения, решается сейчас в том или ином органе власти. Вы можете вынести этот вопрос на учебные общественные слушания, а их результаты направить в соответствующий орган.

Пригласите на общественные слушания представителей местных органов власти и заинтересованных общественных организаций.

Попробуйте договориться о проведении общественных слушаний в зале для заседаний какого-либо государственного органа или создайте подобный зал в своей учебной аудитории. Например, можно поставить в передней части аудитории стол для «законодателей» (или членов комитета, совета), стол для секретаря и стол или кафедру для докладчиков. Места для участников общественных слушаний можно расставить буквой «П».

Приготовьте таблички с именами учеников и их должностями по ролям, чтобы расставить их на столах.

Приготовьте необходимый раздаточный материал (включая пояснения для различных «ролей», их возможную позицию по делу).

При проведении:

1. Объявите правила проведения общественных слушаний:

Слушания проводятся органом власти (например, законодательным собранием или депутатским комитетом) по проблеме… (например, бесплатный проезд школьников в городском транспорте).

На слушания приглашены представители разных групп населения и организаций, выражающие свои особые интересы (например, это могут быть представители профсоюза учителей, родительских комитетов, молодежных общественных объединений, милиции, комитета по образованию, комитета по транспорту, комитета по бюджету, руководства предприятиями общественного транспорта, профсоюза работников общественного транспорта).

Все представители высказывают свою позицию по проблеме, приводя аргументы и примеры.

По итогам общественных слушаний депутаты принимают решение.

2. Объясните ход слушаний:

Председательствующий открывает заседание, объявляет тему слушаний и предоставляет слово представителям разных групп населения и организаций.

Представители высказывают свою позицию и аргументы (по 2 минуты каждый).

Члены депутатского комитета (или того органа, который проводит слушания) задают вопросы после выступления каждого докладчика (по 1 минуте на каждого докладчика).

Затем депутатский комитет обсуждает аргументы и принимает решение большинством голосов. Решение объявляется всем приглашенным.

Назначьте нечетное число учащихся членами комиссии, проводящей слушание (например, членами депутатского комитета).

Разделите остальных учеников на несколько групп (по 5 и менее человек), которые будут представлять группы общественности с различными интересами. Количество групп зависит от проблемы, которая выносится на слушание. Необходимо, чтобы было представлено несколько различных точек зрения, которые соответствовали бы реально существующим мнениям в вашем местном сообществе.

Для повышения активности учащихся (и при наличии времени) выберите нескольких из них на роль журналистов.

3. Раздайте и разъясните инструкции каждой группе. Инструкция журналистам может быть та же, что и для Конституционного суда.

4. Дайте время для подготовки к судебному слушанию.

5. Проведите судебное слушание в соответствии с описанным выше алгоритмом (п. 8).

6. Проведите анализ упражнения в следующем порядке:

Обсудите факты и аргументы, относящиеся к проблеме.

Обсудите мнения учащихся по поводу данного вида деятельности как средства решения общественно важных проблем и определения государственной политики.

Обсудите замечания, сделанные приглашенным специалистом.

Обсудите другие вопросы, предложенные учащимися.

Комиссия по слушанию

Общественные слушания проводятся органами власти с целью выяснить мнение различных общественных сил по проблеме, которая рассматривается этим органом власти. Орган власти принимает решение, учитывая аргументы и информацию, прозвучавшие на общественных слушаниях.

В данном упражнении вы, как члены органа власти, организовавшего слушание, должны будете принять решение по проблеме.

При подготовке к слушаниям ваша задача состоит в том, чтобы:

1. Определить (записать) не менее 10 вопросов к приглашенным представителям общественности, которые повлияли бы на справедливое решение проблемы.

2. Выбрать председателя и секретаря. Председатель ведет заседание, а секретарь ведет запись всех позиций, аргументов и предложений, а также следит за временем. Секретарь является членом комиссии по слушанию и принимает участие в голосовании.

3. Распределить вопросы между остальными членами комиссии, которые будут задавать их во время общественных слушаний.

4. Выбрать двух членов комиссии, один из которых объявит ее решение, а второй изложит те аргументы, на которых основано это решение.

Во время слушания ваша задача состоит в том, чтобы:

5. Обеспечить соблюдение хода заседания.

6. Внимательно слушать выступления и задавать вопросы в любое время, подняв руку.

7. Обсудить дело с другими членами комиссии (открыто перед остальными учащимися) и высказать свое решение проблемы. При обсуждении учитывать, какое влияние будет иметь ваше решение для разных социальных слоев и общества в целом. Члены комиссии могут иметь особое мнение и не обязаны соглашаться с другими. Решение будет приниматься большинством голосов. Голосование проводит председательствующий.

8. Объявить свое решение и аргументы.

9. Объявить особые мнения отдельных членов комиссии и обосновать их.

Группы представителей общественности

В данном упражнении вы должны сформулировать свою позицию по проблеме, аргументировать и представить ее во время слушаний.

1. Определить позицию по проблеме, исходя из своей роли. Выработать не менее 3 аргументов, которые смогут убедить государственный орган в принятии необходимого вам решения.

2. При подготовке своей аргументации подумать над такими вопросами:

Каковы аргументы в вашу пользу, против вас и других групп общественности? (Способность предугадать возражение может усилить ваши аргументы).

3. Выбрать одного или двух докладчиков для выступления (объявление своей позиции и аргументов), остальные будут отвечать на вопросы членов комиссии органа власти.

1. Изложить свою аргументацию в отведенное для этого время.

2. Прежде чем отвечать на вопросы, попросить некоторое время для консультаций с другими членами своей группы (это время включается в общее время, предоставляющееся для ответов на вопросы).

3. Во время совещания членов комиссии внимательно слушать обсуждение, соблюдая тишину и не вмешиваясь.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту