Дети с ДЦП – это прежде всего дети, которые имеют право на общение со сверстниками, дружбу и игру, дети, которые могут радоваться жизни, познавать окружающий мир, получать удовлетворение от того, что у них получилось, а не хныкать по поводу неудач. В настоящее время на базе детских садов Москвы создается и развивается сеть лекотек, представляющих новую форму дошкольного образования. Лекотеку посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития, приводящих к социальной дезадаптации.
В переводе со шведского «лекотека» – это «коллекция игрушек», ведь именно с их помощью дети учатся, развиваются и общаются. Вот и в нашем саду работает уже более года такая лекотека. Наша лекотека специализированная, так как ее посещают дети с выраженными двигательными нарушениями, из 16 лекотешек (как мы ласково называем наших ребят) – 13 с диагнозом детский церебральный паралич. Возрастные границы малышей – дошкольный возраст от 2,5 до 7 лет.
Обучение и воспитание детей с церебральным параличом затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения. Многообразие вариантов нарушений развития у детей, зачисленных в нашу лекотеку, диктует необходимость построения индивидуально ориентированных программ работы с ребенком и его семьей, которые утверждаются на консилиуме, состоящем из специалистов: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. В нашей лекотеке в тесной взаимосвязи друг с другом работают педагоги высшей квалификационной категории.
Основное условие организации работы лекотеки – обязательное присутствие и участие родителей во всех предлагаемых детям формах совместной деятельности с педагогами и психологом.
Лекотека – это прежде всего система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.
Самый главный принцип работы нашей лекотеки – взаимодействие с родителями. Родители – полноправные участники реабилитационного процесса. Они
получают полную информацию о перспективах развития ребенка;
принимают участие при обсуждении индивидуально ориентированного плана;
вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребенком;
обучаются приемам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка.
Помимо активного участия в коррекционно-развивающих занятиях с ребенком, родители получают индивидуальные консультации и групповые тренинги с психологом, помогающие формировать позитивное отношение к своему особому ребенку и оптимистический взгляд в будущее. Наши родители подружились, они вместе ходят в театры, в гости друг к другу, вышивают картины.
Весь психолого-педагогический процесс в нашей лекотеке направлен на то, чтобы социально адаптировать ребенка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Мы с гордостью можем сказать, что один мальчик (самостоятельно не передвигающийся) после нашей лекотеки стал посещать обычную школу, а другой перешел в ортопедическую группу нашего детского сада. В этом году мы проводим сразу пятерым лекотешкам частичную инклюзию – они посещают коррекционные группы детского сада, где занимаются продуктивной деятельностью со своими здоровыми сверстниками.
Для гармоничного развития личности детей с ДЦП первостепенное значение имеет полноценное межличностное общение. В лекотеке с первых дней поступления детей с ДЦП включают в различные виды деятельности, развивают потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Проводятся разнообразные игры и упражнения, в которых стимулируется развитие внимания к сверстнику и взрослому, стремление к сотрудничеству через речевой навык и речевое общение, формируется заинтересованность в совместных действиях. Каждое утро начинается с психологических тренингов, которые способствуют гармонизации осознания ребенком своего имени, мы учим детей обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей, развиваем эмпатию и навыки общения, снимаем психоэмоциональное напряжение, развиваем и совершенствуем коммуникативные навыки.
Формирование продуктивных видов деятельности для детей с ДЦП трудно переоценить. Вследствие нарушения манипулятивных функций рук дети не могут выполнить задания, доступные их здоровым сверстникам. В лекотеке мы учитываем быструю утомляемость детей с церебральным параличом, поэтому занятия здесь непродолжительны, а задания подбираются так, чтобы ребенок мог выполнить их в течение одного занятия и увидеть результат своей деятельности.
Для решения коррекционных задач мы использовали аппликацию, лепку, трафарет, тренировочное рисование. Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий в специализированной лекотеке, так как этот вид деятельности доступен детям, имеющим низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук. Опыт нашей работы показал, что особый интерес и хороший результат дают занятия композиционной аппликацией, такие темы, как «Маринование овощей», «Фруктовые компоты», «Пицца», «Сумка с покупками», «Полка с подарками», направлены на развитие социального интеллекта.
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Мы учим детей рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками, клеем, свечкой, восковыми мелками. Лекотешки много рисуют, лепят, клеят вместе с мамами, а те в свою очередь закрепляют эти приобретенные навыки дома. Мы в лекотеке стараемся сформировать у детишек интерес к занятиям, пробудить в них эмоциональное отношение к красивому и выразительному. Целенаправленные коррекционно-развивающие занятия с элементами арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, а также применение других методов коррекционной работы способствуют развитию у наших лекотешек эмоциональной и двигательной сфер, сферы общения и в конечном итоге формированию социального интеллекта.
Двигательные нарушения при детском церебральном параличе – ведущий дефект. Затруднения в реализации движений, обусловленные повышением тонуса, слабостью мышц и гиперкинезами, формируют у большинства детей (около 60%) двигательную инактивность: наши ребята не умеют, не любят и не желают двигаться.
Весь психолого-педагогический процесс в нашей лекотеке строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная активность, формировалось ощущение радости от движений, появлялись стремление к самостоятельным действиям, коммуникативность, уверенность в своих силах. В нашем подразделении эта задача решается посредством массажа, плавания, на занятиях физкультурой с элементами ЛФК, где уменьшается степень выраженности двигательных синдромов: нормализуется мышечный тонус, стабилизируются позы и положения конечностей, уменьшаются насильственные движения, возникают адекватные двигательные ощущения.
В лекотеке активно используется специальное оборудование, которое обеспечивает необходимую стабильность (статику), не ограничивая при этом развитие моторного контроля. Это различные опоры для сидения, ходунки «Айболит». На всех занятиях специалисты лекотеки строго следят за соблюдением двигательного режима: ребенок с ДЦП не должен оставаться в одной и той же позе более 20 минут. В каждом случае индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игр.
Особое значение для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеет сенсорное воспитание. При ДЦП сенсорный поток депривирован. В этом случае необходима дополнительная сенсорная стимуляция, которую удобнее всего реализовывать в темной сенсорной комнате, оснащенной стимуляторами различного типа. В лекотеке создана интерактивная среда, называемая детьми волшебной, наполненная различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.
Несмотря на маленький возраст, у нашей лекотеки есть свои традиции. Это дни рождения детей, когда лекотешки создают совместную большую открытку имениннику, а тот всех приглашает на чаепитие с тортом. Очень стараются наши мамы, они сами пекут торты и накрывают на стол.
Малыши лекотеки становятся активными участниками жизни всего детского сада. Они участвуют в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях вместе со всеми воспитанниками детского сада, что направлено на сокращение эмоциональной дистанции. Главным стимулом развития, на наш взгляд, становятся обычные дети. Наших ребят приглашают на театрализованные постановки дети из обычных групп, в ответ мы тоже ставим музыкальные сказки и приглашаем наших друзей. Впрочем, знакомясь с особыми детьми, здоровые малыши тоже узнают гораздо больше об окружающем мире, например, что есть разные люди и некоторым из них необходимо больше внимания и заботы, с которыми надо вместе жить и дружить.
Ольга ЛАЗАРЕВА, педагог-психолог лекотеки детского сада №2565 комбинированного вида
Комментарии