Технологии обучения в школе стремительно развиваются, и это развитие невозможно без применения новейших электронных ресурсов. В основе построения образовательного процесса СКШИ №65 – использование современных технологий с учетом специфики особых образовательных потребностей обучающихся.
Глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников особенностями развития познавательных функций – внимания, восприятия, памяти, мышления. Но самое главное – у них отсутствуют широкие речевые возможности. И поэтому словарная работа в системе обучения занимает главенствующее место, так как является основой для формирования мышления.
Дети с нарушениями слуха благодаря компенсаторному свойству организма опираются на слухозрительное восприятие, где зрению отводится значимая роль в получении информации. В связи с этим наглядные методы являются наиболее востребованными.
Следствием нарушения слуха являются ограниченный словарный запас и недостаток базовых средств для его пополнения, поэтому процесс понимания текстов глухими детьми можно сравнить с пониманием текста на иностранном языке. И, учитывая психофизические особенности, наши педагоги адаптируют информацию, делая ее доступной для ребенка с нарушением слуха, помогают ему увидеть за формулами, таблицами, схемами и графиками настоящую жизнь.
Значительная роль в этом отводится разнообразным современным образовательным инструментам. Методы и приемы использования современных инструментов разные, но при их внедрении достигается выполнение важной задачи: сделать урок интересным, ярким, насыщенным.
Один из таких инструментов – анимированные видеопрезентации. Учителя с помощью шаблонов в онлайн-сервисе Renderforest создают уникальные видеоролики различной тематики. Динамичные и привлекательные сюжеты позволяют мотивировать на учебную деятельность детей с нарушением слуха, у которых зрительный анализатор является ведущим.
Незаменимым помощником для учителей остается библиотека МЭШ. Наши педагоги не только используют ресурсы этой платформы, но и создают собственные материалы: сценарии уроков, электронные учебные пособия, приложения, тесты, тестовые задания как для учеников в классах, так и для обучающихся индивидуально.
Внешне приложения, разработанные для детей с нарушениями слуха, не отличаются от других. Отличия наблюдаются только в содержательной части: используются простые фразы, исключаются вводные слова, междометия, сложные грамматические конструкции.
Необходимо отметить важность тестовых и интерактивных заданий с самопроверкой, которые, как и приложения, в игровой занимательной форме позволяют не только закрепить пройденный материал, но и проверить полученные знания, а учителям – увидеть пробелы каждого ребенка.
Еще одним важным инструментом в работе с детьми с различными нарушениями слуха является учебное видео с переводом на русский жестовый язык. Такая форма учебного контента позволяет сделать процесс обучения познавательным и доступным.
Существенную помощь в проверке знаний оказывает широкое применение онлайн-сервисов с интерактивными заданиями Skysmart и гугл-форм. Их использование помогает учителям создавать тренировочные модули в соответствии с рабочей программой, облегчить проверку домашних работ, а ученикам и родителям – минимизировать технические проблемы во время очного и дистанционного обучения.
Следует выделить такое интересное электронное образовательное средство, как интерактивный онлайн-плакат. С помощью сервиса Thinglink создаются изображения, которые превращают обычные картинки в интерактивные объекты. Интерактивность обеспечивается за счет использования кнопок перехода, ссылок, областей текстового, графического, аудио- и видеоформата. По желанию учитель может наполнить свой онлайн-плакат материалами библиотеки МЭШ, картами, виртуальными экскурсиями.
Применение современных образовательных инструментов позволяет нам отчасти считать себя создателями педагогического дизайна для обучающихся с особыми образовательными потребностями. И самое главное – мы, учителя московской школы, обладая знаниями в области педагогики, психологии, дидактики, имеем возможность уже сейчас пробовать себя в роли педагогических дизайнеров.
Елена ШЕЛЕПАНОВА, учитель математики специальной (коррекционной) школы-интерната №65; Лина КЛЫПИНА, Оксана САВЧЕНКО, учителя русского языка и литературы специальной (коррекционной) школы-интерната №65
Комментарии