Надежда РАКИТИНА, учитель иностранного языка центра образования №936: – Мы привыкли к страшным картинам на экране, к бездомным детям у вокзалов, к бомжам. Говорят, что теперь это правда жизни. Но ведь если подобные картины не рождают в душе возмущения, сострадания, значит, человек, созерцающий это, утратил важную часть человеческой сущности – свое достоинство. И какой учитель поможет обрести их вновь?!
Безусловно, семья, школа традиционно важны в воспитании нового поколения, в формировании гражданского общества. Из семьи вырастает само общество, в ней человек приобретает навыки общения, учится взаимопомощи, сочувствию и сопереживанию.
В школе ученик постигает достижения национальной культуры и все то лучшее, что создано человечеством. Уроки нравственности, просвещения, новые знания, вкус к наукам – именно это развивает личность, формирует гражданина, вводит человека в отечественное и мировое пространство. Именно сегодня нужно задуматься о том, кто будет завтра управлять страной и экономикой. Сегодня мы должны подготовить того молодого человека, который будет делать будущее.
Школа и семья подготавливают молодого человека и к освоению высоких технологий, и к принятию самых неожиданных технологических решений, в которых нуждается информационное общество. Систему гражданских ориентиров школе необходимо формировать на основе совмещения всей учебно-воспитательной деятельности с духовно-историческими, социально-нравственными особенностями нашего общества и универсальными общечеловеческими ценностями.
В условиях социальной неопределенности, духовно ценностной дезориентации особенно выделяется роль школы как источника общественной нравственности и гаранта формирования элементов гражданского общества.
Именно в школе необходимо создавать и апробировать оптимальные системы воспитания человека, стремящегося к самореализации, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить, способного беречь и приумножать духовные и материальные богатства Отечества.
Нынче существуют реальные предпосылки обретения единства образовательного процесса на основе создания модели педагогической системы формирования гражданственности:
– в обществе объективно нарастает потребность в гражданской социализации через воспитание нравственности качеств, необходимых для нашего существования;
– возникла необходимость направления образовательного процесса на становление таких качеств характера, как высокий уровень адаптации к воздействию информационного пространства, интеллектуальная мобильность, инициативность, четкая гражданская позиция, целевая мотивация на активное участие в общественной жизни;
– расширилось число участников социального заказа школе, в роли которых сейчас выступают не только государство, но и руководители предприятий, которые нуждаются в сотрудниках, имеющих определенные социально-индивидуальные параметры;
– востребованы такие качества, как способность к быстрой адаптации в любой обстановке, ориентация в информационном пространстве, умение работать в команде единомышленников, применять знания для оперативного решения проблем, обладание творческим мышлением, владение широким мировоззрением.
Несомненно, все эти параметры должны учитываться при разработке и создании основ психолого-педагогических условий становления гражданственности в школе.
Одним из главных условий формирования гражданского общества становится непрерывность процесса трансформации воспитания в конкретный поступок или деятельность.
Задачи школы могут быть такими:
– подготовка человека социально адаптированного к жизни в обществе с открытой экономикой, обучение навыкам демократического управления;
– укрепление патриотизма с мотивацией служения своей стране, законопослушного гражданина;
– усвоение ведущих основ отечественных гражданских традиций, а именно – доблести, интернационализма, терпимости, милосердия, совестливости и бескорыстия;
– воспитание гражданина, уважающего ценности многонационального Отечества;
– обеспечение условий для воспитания нравственно здоровой личности ребенка, гражданина, созидателя жизни, носителя общечеловеческих и национальных ценностей, человека, включенного в активный созидательный труд.
Комментарии