search
main
0

Если всем вместе взяться, будут хорошие школы, дороги и дворцы творчества

Министр образования Москвы Исаак Калина провел встречу с директорами образовательных учреждений Восточного округа, в которой участвовали префект ВАО Николай Ломакин, председатель Комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков, заместитель префекта ВАО Олег Пильщиков и начальник Восточного окружного управления образования Сергей Горбун.

В​стреча проходила в знаменитом Дворце творчества имени А.Косарева, поэтому, перед тем как прийти в актовый зал, Исаак Калина не отказал себе в удовольствии пройтись по зданию, посмотреть и высоко оценить организацию работы, а потом уже со сцены поблагодарить директора Татьяну Королеву за то, что у округа есть такой дворец, и искренне порадовался за тех детей, которые сюда приходят. В зале собрались не только директора, но и родители, представители профсоюза, других общественных организаций, работники префектуры, главы управ и муниципалитетов. Такая аудитория и определила то, как сложился разговор об образовании, его перспективах, но и не только об образовании. Если, с одной стороны, директора на встрече с министром чувствовали себя профессионалами-управленцами в своей сфере, то присутствие префекта, руководителей районов помогло им вспомнить, что они еще и просто граждане, живущие на территории округа, имеющие различные жизненные интересы и проблемы. Поэтому с самого начала, а началось все с выступления префекта, разговор шел в двух плоскостях, которые были не перпендикулярны, а пересекались самым естественным образом, – об образовании и жизнедеятельности ВАО. Участникам встречи предложили присылать записки с вопросами, в них-то разнообразная тематика интересов прослеживалась очень четко. Самое интересное, что вопросы (письменно, а потом и у микрофона) задавали даже главы районов, а потом по предложению префекта сами отвечали на вопросы директоров и родителей, обменивались телефонами с гражданами, чтобы, как посоветовал префект, решить проблемы, не откладывая в долгий ящик. Николай Викторович не мог не сказать о насущных проблемах округа – дорогах, строительстве, экологии, общественном транспорте, торговле, благоустройстве, магазинах, гаражах, здравоохранении, спорте и прочем, считая, что вся эта информация будет полезна особенно для директоров школ и сегодня, и в будущем. «На закуску» префект оставил самое приятное – рассказ о том, как будет развиваться в ВАО система образования: «Окружная система образования независимо от того, кто находился во главе округа, всегда была в Москве одной из самых сильных, а по количеству возводимых объектов для образования округ занимал в столице лидирующие позиции. В последние годы в ВАО построены 60 детских садов, 16 школ. В прошлом году были сданы здания для школ №364 и №378 в Сокольниках, №374 в районе Богородское, блок начальных классов к школе №2034 в Кожухове. Кроме того, за счет префектуры был проведен капитальный ремонт в шести школах. Сегодня запланировано строительство школы и двух детских садов в районе Косино-Ухтомский, один детский сад в Перове, 6 детских садов в районах Восточное Измайлово, Измайлово и Северное Измайлово. Кроме того, еще школа на Соколиной Горе и пять детских садов – в Вешняках, Гольянове, Косино-Ухтомском, Преображенском, Северном Измайлове – внесены в план сдачи в первом квартале 2012 года. 2010 год был Годом учителя, поэтому в нашем округе был открыт памятник первой учительнице в Центре образования №1925 в районе Новоксино. Показательно, что инициатива установки памятника полностью принадлежала и педагогической, и родительской общественности». Самая острая проблема, которая была обозначена, – обеспечение жильем учителей и работников образования. Решить ее чрезвычайно сложно, хотя в столице и есть разнообразный опыт. В Южном округе построили специальный дом, в Северном возвели здание на деньги префектуры, а потом предложили педагогам выкупать квартиры по минимальной стоимости; в Северо-Восточном округе возвели несколько домов, используя самые различные варианты предоставления квартир педагогам. «Очень важным направлением работы в Восточном округе, – отметил Ломакин, – всегда было улучшение жилищных условий педагогов. В прошлом году 85 учительских семей получили ордера на новые квартиры, всего за последние пять лет новоселье справили несколько сотен педагогических семей. Сегодня уже зарезервирована площадка в районе 15-й Парковой улицы, разработана необходимая документация, зарегистрирован градостроительный план, на основании этого есть возможность строительства жилого дома, и округ хочет, чтобы этот дом на 70 квартир с подземным гаражом на 70 машиномест был построен для учителей Восточного округа». Префект попросил министра образования посодействовать решению этого вопроса, так как учителя не могут конкурировать с инвесторами, а федеральное законодательство интересы педагогов пока учесть не может. Выступление Исаака Калины было кратким, так как он рассчитывал, что зал будет задавать вопросы и получится серьезный разговор. Кстати, записки с вопросами солидным потоком поступали в президиум. Многие из них, как потом оказалось, требовали серьезной проработки, и поэтому ответы на них позже появились на сайте департамента; это были вопросы о нормативном финансировании, о субсидиях школам, об объединениях образовательных учреждений, об аккредитации ОУ, об организации питания школьников, о статусе молодого педагога, о будущем учреждений дополнительного образования и о многом другом. (В одном из ближайших номеров «УГ-Москва» мы обязательно расскажем, что это были за вопросы и как на них отвечал Исаак Калина.) Исаак Иосифович сразу сказал, что доклада делать не будет, о реформах образования говорить не станет, так как уверен: реформа – это смена ценностей, а у него есть уверенность, что ценности российского образования всем важны. Калина говорил о некоторой модернизации механизмов развития системы образования: «Мне кажется, это более точная и соответствующая времени формулировка. Есть одна конкретная тема, которая точно стала некой новеллой в системе столичного образования, – это пилотный проект развития образования, который реализуется в соответствии с постановлением Правительства Москвы, в котором участвуют и несколько школ Восточного округа. Говоря о целях и задачах пилотного проекта, мы должны вспомнить, что цели и задачи самого образования очень подробно сформулированы в Конституции РФ, в Законе РФ «Об образовании», в стандартах и различных нормативно-правовых документах. В целом это нормативно-теоретический миф – в нем всегда все правильно и все учреждения тоже правильные. Однако существует реальный мир, и все школы, которые есть в этом реальном мире не только в Москве, но и в целом по России, условно могут быть разделены на три группы. Первая – группа школ, которые не только правильные, но гораздо больше чем правильные, они созданы великолепными директорами, прекрасными коллективами, мой опыт знакомства с такими учреждениями говорит о том, что заслуг управленцев в появлении таких выдающихся школ, как правило, не очень много. Главная заслуга управленцев в том, что сумели разглядеть и не мешать. Я знаю десятки и даже сотни таких школ, таким школам надо радоваться, но, наверное, не они главная забота органов управления образованием. Вторая группа – это школы, которые соответствуют нормативным требованиям, и, как правило, большая часть населения получает образование в этих школах, относится к ним с огромным уважением. Те 125 школ, которые сегодня принимают участие в пилотном проекте, – солидные среднестатистические школы Москвы, взявшие на себя обязанность отработать некоторые механизмы в рамках этого проекта. Таких школ, к счастью, большинство. Но тем не менее есть в каждом городе (к сожалению, это не миновало и Москву) и третья группа – школы, у которых есть временные трудности с управлением, ресурсами и, может быть, иногда с умением представлять свои результаты обществу. Кстати, как правило, все эти три пункта трудностей присутствуют вместе, именно эти школы и должны стать предметом самого пристального внимания в управленческой деятельности. Поэтому первая цель пилотного проекта – обеспечение гарантированной равнодоступности качественного образования всем школьникам города. Задача крайне важна, потому что попадание в школу, испытывающую временные трудности, для ребенка не временная проблема, она может, к сожалению, стать проблемой жизни, и ни у кого из нас нет права так «подставлять» ребенка. Для этого нам придется решить такие задачи, как обеспечение равнодоступности самих школ к финансовым ресурсам, ибо в отсутствие такой равнодоступности обществу трудно требовать от общеобразовательных учреждений и равнодоступности школ к качественному образованию. Поэтому вторая задача пилотного проекта – отработка в режиме апробации нормативно-правовой базы, обеспечивающей школам максимально возможную ответственную свободу в использовании этого финансового ресурса. Понятно, что когда кто-то и где-то расписал, что и сколько этой школе положено, как она должна тратить эти ресурсы, то всегда возникает желание и потребность установить для этого ОУ некие правила, и тогда оно должно договариваться с финансистами или идти, требовать, добиваться положенного. Часто при этом получается, что по жизни ресурсами образовательного учреждения управляет не директор, а финансист, сидящий в централизованной бухгалтерии. Так быть не должно, финансирование ОУ должно быть таким понятным и прозрачным, чтобы его мог подсчитать не только сам директор школы, но и любой участник образовательного процесса (учитель, родитель, ученик). Конечно же, ОУ (педагогическое, ученическое, родительское сообщества, профсоюзная организация) должно иметь право решающего голоса при распределении этих ресурсов внутри школы. Поэтому вторая задача пилотного проекта – разработка и апробация нормативно-правовой базы обеспечения такой, максимально возможной ответственной свободы в использовании ресурсов самим учреждением. Третья задача – приведение финансово-экономических механизмов в системе образования в соответствие с ее педагогическими целями и задачами. Могу сказать, что за много последних лет мне пришлось присутствовать на многих сотнях, если не тысячах, педсоветов, и я редкий педсовет помню, на котором не звучали бы слова «личностно ориентированное образование». Конечно, другим наше образование быть не может, но, для того чтобы такое образование материализовалось и стало необратимым, не зависело от личной позиции педагога, а стало нормой жизни, конечно, финансирование ОУ тоже должно быть личностно ориентированным, то есть четко и ясно привязанным к той личности ученика, с которой работает это учреждение. При этом мы понимаем, что есть дети с особыми потребностями, дети-инвалиды, для которых создание равнодоступности к образованию требует особого ресурса, поэтому неизбежно сохранение специального финансирования для создания учебных мест для таких детей в системе образования независимо от того, будет ли это специализированная школа, специализированный класс или интегрированное обучение. Все эти правила, методики финансирования появились в сентябре 2006 года и были апробированы очень по-разному многими субъектами РФ, поэтому у нас сегодня есть уникальная ситуация – опираясь на удачный опыт других, с учетом особенностей системы образования Москвы вырабатывать свою модель организации финансирования школ, и это тоже одна из задач пилотного проекта». Надо отметить, что информация о пилотном проекте была встречена участниками встречи очень внимательно. Это понятно, так как уже сегодня к 125 школам-участницам хотели бы присоединиться еще 300 школ столицы. Так что встреча была полезна и содержательна для всех участников образовательного процесса и представителей всех ветвей власти, общественных организаций, принявших в ней участие и серьезно заинтересованных в развитии столичного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте