Уже несколько лет основой для реальной информатизации образовательного процесса по всем предметам в Москве стала концепция «Школы информатизации», цель которой – повышение эффективности и качества освоения учащимися всех школьных предметов, применение в них ИКТ и метапредметных результатов (формирование умения искать, организовывать и передавать информацию). Учитель, желающий реализовать эту цель, получает поддержку своей школы и подает через Интернет анкету-заявку на участие в «Школе информатизации». Поддержка со стороны школы предполагает создание в школе информационной среды, в которой будет идти работа учителя и его учащихся, и поддержку такой работы (каналы связи, техническое обслуживание, доступ к компьютерам для учителя и учащихся после уроков, принятие нужных локальных актов). От учителя требуется формирование своей профессиональной ИКТ-компетентности, эта работа включает разработку курса с ИКТ-поддержкой по своему предмету в личном информационном пространстве, включаемом в информационную среду школы.
Конечно, может выясниться, что каких-то ресурсов, например оборудования, для проведения данного курса школа не может выделить. Тогда школа, основываясь на готовности курса и поддержке со своей стороны, обращается за помощью в окружное управление образования, которое ставит выделение ресурсов в свой первоочередной план. Пока подготовленных учителей, поддержанных школами, не так много, и можно ожидать, что ресурсы будут выделены в течение года.
Наряду со стремлением сделать что-то новое, интересное, действительно полезное детям у учителя возникает масса тревог и вопросов. Во-первых, это беспокойство, связанное с материальной ответственностью за большое количество материальных ценностей и вытекающие отсюда вопросы, связанные с организацией хранения оборудования. Эти опасения должна снять с учителя администрация, обеспечив создание оптимальной системы учета оборудования и расходных материалов в своей информационной среде. Это тоже часть поддержки со стороны школы.
Самое главное – перестройка собственной педагогической практики, основанной в большинстве случаев на приемах фронтальной работы с целым классом, на принципиально отличную организацию обучения, допускающую, что дети начальной школы могут участвовать в различных учебных процессах на одном уроке. Нужны ли эти проблемы учителю начальной школы?
Пока учителя – участники проекта решают этот вопрос в соответствии со своими педагогическими взглядами и профессиональными интересами. Обсуждаемые в прошлом учебном году проекты перехода на новый образовательный стандарт позволяют предположить, что в скором времени, возможно, что и с сентября будущего учебного года, средства ИКТ в кабинете начальной школы станут обязательным федеральным требованием к материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Пока же возможность обеспечения средствами ИКТ предусматривается московской «Концепцией информатизации образовательного процесса» для учителей, которые запланировали использование этих средств.
Самое первое применение ИКТ в начальной школе связано с возможностью записи, фиксации предметов и явлений окружающего мира, событий классной жизни с помощью цифровых камер и диктофонов. Однако очень скоро появляется потребность и в компьютерах, и Интернете – и для учителя, и для учащихся.
В соответствии с современными московскими нормами учитель может выбрать один из двух типов мобильных классов на базе портативных компьютеров с беспроводной организацией сети. Один из типов построен на основе двухплатформенных компьютеров, которые отличают высокая надежность по отношению к ударам и механическим повреждениям, а также наличие хорошего пакета программ для работы с цифровой фотографией, видео и звуком (пакет iLife).
В московских школах накоплен большой опыт использования таких портативных компьютеров. Первое, с чем сталкивается учитель, – это необходимость разместить оборудование в классе и следить за его исправностью, вовремя обращаясь в соответствующую сервисную службу. Это оказывается достаточно просто. Комплект из 13-15 ноутбуков можно хранить в специальном металлическом шкафчике на колесах, где техника будет надежно заперта на замок, или разместить в урочное время на одной из книжных полок, обеспечив подключение к электросети. Компьютеры, лежащие в открытом доступе, используются чаще. Если у ребенка возникнет идея немедленно его использовать, он всегда может его взять, спросив разрешение у учителя. Учителю не придется отрываться от другой работы, чтобы открыть замок и выдать оборудование. После уроков или для перемещения в другой класс компьютеры убираются в шкафчик.
Следующая проблема – обеспечение доступа для всех учащихся к учебному материалу. Как показывает опыт, при наличии стабильно работающего Интернета оптимально выкладывание материала в информационном пространстве учителя на сайте «Школа информатизации» (рис. 2). Информационная среда позволяет размещать в ней любые файлы до 8 Мб, а также делать ссылки на другие интернет-ресурсы. Если установить информационное пространство учителя стартовой страницей на детские компьютеры, то дети автоматически будут попадать в него при запуске браузера. Учителю остается только научить ребенка ориентироваться на этой странице, а это для современных детей не сложнее, чем освоить структуру бумажного учебника. Кроме того, постепенно они должны научиться уходить по ссылке и возвращаться на исходную страницу, загружать задание и отправлять его учителю после выполнения, участвовать в форумах и направлять в форумы свои работы. Все эти навыки формируются в первом классе. Конечно, сначала основная работа ложится на учителя, но в скором времени, получив представление о способах работы в информационном пространстве, а самое главное, обращаясь к этой деятельности регулярно, дети усвоят правила, будут работать организованно, а учитель и родители будут постоянно видеть результаты обучения.
Конечно, всякий учитель, и тем паче зам. директора начальной школы, читая эту статью, уже давно спрашивает: «А как же СанПиНы?». Не секрет, что все последние годы учителя обеспечивали соблюдение норм использования компьютера за счет грамотного чередования различных видов активности на уроках, идущих с разными группами детей. С другой стороны, ясно, что принятие нового стандарта должно сопровождаться и пересмотром СанПиНов, в частности, в их «компьютерной» части, сформировавшейся в середине 1980-х гг., то есть по существу в доисторическое время.
Какую же учебную деятельность прежде всего захватывает компьютер?
Когда учитель начинает подготовку к уроку, то прежде всего определяет цель урока и содержание учебного материала, затем ставит перед собой задачи, которые сочетают освоение предметного материала, формирование надпредметных (метапредметных) способностей и компетентностей и приобретение навыков использования ИКТ. Например, наряду с освоением написания букв может быть поставлена задача освоения клавиатуры компьютера, задача работать в паре с одноклассником, находить контакт, вести дискуссию при выполнении группового задания на одном компьютере. Затем учитель тщательно продумывает средства обучения, которые будут использованы для достижения поставленных целей и решения конкретных задач, в том числе средства ИКТ. Эффективность, целесообразность и безопасность использования ИКТ на уроке во многом зависят от планирования учителя.
Для любого взрослого компьютер прежде всего оказывается мощным средством создания и редактирования текстов, их совершенствования, многократного использования и общения с другими людьми. Сегодня становится очевидным, что все эти виды деятельности должны быть доступны, а способность к ним – формироваться уже в начальной школе. Возможности для этого уже есть. Для успешного освоения навыков набора текста необходима прежде всего регулярность занятий, которая обеспечивается ежедневным использованием мобильного класса на уроке русского языка или чтения (рис. 3). При этом на собственно набор тратится по нескольку минут. Дети могут поочередно выполнять задания с клавиатурным тренажером и работать с тетрадью или учебником. Тренажер не требует много внимания от учителя, так как сообщение об ошибке ребенок получает от компьютера. Однако на первых уроках особое внимание уделяется правильности постановки рук на клавиатуре компьютера и посадке учащихся. Для учителей начальной школы, которые способны научить ребенка гораздо более сложному делу – писать буквы, это вполне посильная задача. Затраченные труды окупаются быстро, как только изучено достаточное количество клавиш, позволяющее набирать отдельные слова, а потом и целые предложения. Интегрированная творческая среда ПервоЛого 3.0 (рис. 4.) дает возможность набирать тексты и с помощью имеющихся в программе инструментов превращать их в яркие творческие проекты – записные книжки, календари, сочинения, изложения, сборники стихов и сказок.
Изучение математики в современной начальной школе в большой степени основано на практическом опыте ребенка в счете предметов и проведении реальных измерений. Однако все еще этот важный момент упускают многие учителя, жертвуя время практической работы выполнению тренировочных заданий в тетрадях и практике написания цифр. В настоящее время существуют УМК, в состав которых входят цифровые образовательные ресурсы, естественно дополняющие реальные учебные среды, содержащие, в частности, различные виртуальные модели и микромиры. Так, в УМК «Математика в начальной школе» есть замечательная виртуальная модель весов, позволяющая взвешивать разные предметы (рис. 5).
В сочетании с весовыми измерениями на реальных чашечных весах использование этой модели дает замечательные результаты в освоении детьми понятия массы и использовании его для решения задач. Если на уроке достаточно компьютеров, мы можем организовать работу в группах, и дети смогут провести все возможные измерения и на реальных весах, и в виртуальной модели. Если учитель подготовит соответствующий ресурс для обобщения результатов измерений, например, в знакомом детям альбоме ПервоЛого, результаты могут быть зафиксированы в электронном виде, распечатаны или вывешены в информационном пространстве (рис. 6). Выполнение математических заданий с использованием цифровых образовательных ресурсов экономит силы ребенка и сохраняет его внимание и активность в течение урока. При наличии компьютера на парте даже у пары учащихся весь класс становится активным участником выполнения цифрового задания. Учителю легко следить за ходом работы – экраны ноутбуков хорошо видны издалека. Результат работы всегда можно посмотреть, подключив компьютеры некоторых учащихся к мультимедийному проектору (с использование беспроводной сети).
Важное место отводится в программе начальной школы курсу окружающего мира. Наряду с теоретическими знаниями он дает возможность ознакомить учащихся с методами изучения природы, порядком проведения наблюдений, правилами постановки опытов, что впоследствии может стать фундаментом серьезной научной деятельности. Помимо собственных наблюдений и материалов учебников учащиеся активно используют ресурсы Интернета. Это прежде всего электронные энциклопедии и словари, сайты естественно-научных музеев, а также любые открытые в сети материалы, подходящие для получения информации по изучаемой теме. В начальной школе может быть достигнут такой уровень формирования ИКТ-компетентности, который позволит учащимся создавать собственные справочные ресурсы, включающие изображение, звук и текст. Доступность Интернета многим учащимся на уроке за счет использования мобильного компьютерного оборудования делает такую деятельность регулярной. Кроме того, благодаря наличию техники мы можем включить в урочную деятельность работу с цифровыми коллекциями изображений и цифровыми ресурсами по предмету, занятия с использованием цифровых материалов по собственным наблюдениям, экспериментам, экскурсиям. Наряду с компьютерным оборудованием для этих занятий понадобятся цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат для фиксации наблюдений и различное лабораторное оборудование, в том числе цифровые датчики.
В области искусства у современных детей есть также масса возможностей. Помимо известных в течение столетий карандашей и красок, а также достаточно современных гелевых ручек, пластилина, всевозможной поделочной бумаги и прочего они могут рисовать на компьютере. Если в начальной школе есть отдельный кабинет изобразительного искусства, ребенок может пойти на урок, взяв с собой ноутбук из своего класса. Особенность компьютерных рисунков состоит в том, что они могут быть многократно использованы: распечатаны на принтере, опубликованы в Интернете, использованы в качестве иллюстрации в другом компьютерном детском продукте. Еще более важно, что учащийся может их улучшать и сочетать с другими изображениями и мультимедиаобъектами. Детям приятно видеть свой труд в числе достижений одноклассников, они с удовольствием показывают родителям форум, в котором опубликованы их работы (рис. 7).
Благодаря современным технологиям обработки цифровой фотографии любая их бумажная поделка или пластилиновый персонаж могут стать частью компьютерного рисунка или объектом цифрового мультфильма. Эта изобразительная деятельность тесно связана с речевой и технологической деятельностью ребенка, так как создание любого мультимедийного продукта предполагает владение технологией и разработку сюжета, поэтому часть этой деятельности даже при наличии в школе соответствующих специалистов всегда будет оставаться за учителем начальной школы. С ее помощью он сможет решить многие проблемы, связанные с развитием воображения, образного мышления, расширением словарного запаса, развитием выразительности речи.
Никто из учителей, пробовавших включить в свою ежедневную работу средства ИКТ, не говорит, что это просто. Сначала это достаточно трудоемко, как и любая новая деятельность, которую нам приходится осваивать в течение жизни, например, использование новой кухонной техники. Готовили же раньше без нее, а теперь научились и готовим с ней. Быстрее, вкуснее и с хорошим настроением. Конечно, многообразие современных средств обучения и вариативности их использования дает колоссальные возможности для эффективного начального обучения. Дело за малым, за заинтересованным, компетентным и способным непрерывно развивать в области освоения новых технологий учителем, готовым разумно и адекватно применять на практике имеющиеся средства.
Елена ХОХЛОВА, заведующая лабораторией современных методик и технологий начального
образования Московского института открытого образования
Елена МАКУНИНА, учитель информатики высшей категории ЦО №1811
Комментарии