На этой неделе в Нелидове Тверской области состоится митинг, вполне возможно, что вместе со своими родителями в нем примут участие ученики нелидовской школы №4. Основное требование митингующих будет таким – вернуть уволенного по статье 278 ТК РФ директора школы Сергея Погодина. Администрация района, как говорят родители и местные журналисты, уволила его за то, что он якобы злоупотреблял общением со СМИ и в соцсетях, хотя эти слова – нарушение законов России, покушение на свободу слова, дарованную нам Конституцией РФ.
С некоторых пор я представляю себе, как люди раньше массово гибли во время эпидемии тифа или еще какой-то тяжелой болезни. Нынче у нас тоже эпидемия под названием статья 278, и от нее в разных регионах страны гроздьями гибнут директора школ. Нет, живыми они, конечно, остаются, но что это за жизнь без любимой работы, без любимых учеников и коллег, без зарплаты, на которую могут жить их семьи? Ситуация напоминает трудное, долгое, сопряженное с немалыми испытаниями восхождение, только не на вершину горы, а на вершину карьеры, после чего по непонятным причинам вдруг следует стремительное падение вниз. Словно какая-то лавина сметает на своем пути того, кто добился в жизни и образовании многого, но по велению чиновников вынужден начинать все сначала. Причем, что интересно, непрофессионалам всегда удается удержаться, зацепиться, потому что они знают себе цену, всегда готовы к обвалу и заранее присматривают уступчик, чтобы пересидеть, переждать. Да и не страшны они нынешним чиновникам, которые по большей части к профессионалам редко относятся. И уж кого-кого, а непрофессионалов нынешний управленческий корпус своими конкурентами не считает. В отличие от таких, как Сергей Погодин, которые мало того что предстают перед обществом специалистами высокого класса, так еще разоблачают корыстолюбие и неумение работать власть имущих.Сергей Погодин – профессионал, это он только поначалу казался тихим да робким, когда прежний директор Александр Ершов пригласил его на работу, к тому же он молодой да с виду несолидный – невысокий, худощавый, спортивный, время от времени задумывается о чем-то своем, словом, типичный учитель информатики. Три года назад Погодина чиновники назначили директором школы как молодого и перспективного. Думаю, перспективу они определяли как собственную: не будет робкий директор ничего требовать, за каждый гвоздь станет кланяться и благодарить. Ну чего с них взять, психологии управленцев на муниципальном уровне не учат, считается, видно, что в людях разбираться им не надо, вот и просчитались они с молодым и перспективным. У них оказались одни представления о том, что должен делать и как вести себя директор школы, у Погодина – совсем другие.За содержание школы в пристойном виде по закону отвечает местная власть. Оглядел Погодин доставшееся ему школьное хозяйство и оценил уровень заботы власти. Огромная лужа во дворе – районной администрации все недосуг заасфальтировать территорию, старая протекающая крыша – на новую денег нет, у школы поле, где цыгане пасли лошадей, а водители оставляли свои автомобили без всякого на то разрешения, забора толкового нет – заходи кто хочет, бери что на глаза попадется, старые деревянные окна с щелями, в которые задувает ветер. Не знаю, составлял ли Сергей дефектную ведомость, но действовал он, видимо, все же по какому-то своему плану. И действовал успешно: денег на ремонт крыши добился, на замену окон получил солидную сумму от регионального Министерства образования да еще сэкономил, найдя совестливых подрядчиков, сумел поставить больше окошек, чем было запланировано, забор установил железный и прочный, двор местная власть в результате все же заасфальтировала. А параллельно шла и другая, можно сказать, основная работа школы: возникло школьное лесничество, стала выходить газета «Шаг за шагом» (победившая в конкурсе, проводимом МГУ), вместе с ДОСААФ были организованы курсы вождения, состоялась компьютеризация классов, пошли одна за другой научные конференции, на которые приезжали учителя из других районов, открылись спортивные секции, появился даже такой вид спорта, как биатлон. В школе нынче полно кубков за победы в футболе, кроссах, лыжных гонках, ученики занимали призовые места на предметных олимпиадах разных уровней, по успеваемости школа вышла на второе место после престижной гимназии, где учатся наиболее одаренные дети. Успех был полным и сокрушительным, его достигали со своими учениками учителя, которым Погодин создавал условия для работы, успеха достигали со своими учителями ученики, в которых Погодин пробуждал веру в их собственные силы, успех помогал расправляться с традиционными косностью, равнодушием, леностью мыслей и действий. Опосредованно Погодин воздействовал и на родителей: те видели, как школа справляется со своими задачами, и были всецело на стороне директора и его учебного заведения, они голосовали, что называется, ногами, и в школе стало за три года вчетверо больше учеников – не 200, а 800. Принципиально важными для родителей были потрясающие работоспособность и ответственность директора, который сам косил траву на газоне, сам чистил крышу от снега, сам сварил футбольные ворота на поле, мог просто дать свои деньги на то, что нужно срочно купить для школы, при этом поборами никогда не занимался. При Погодине школа стала заниматься оказанием платных услуг: ну, конечно, открыла компьютерные курсы для взрослых, на доход от них и удалось обнести школу новым металлическим забором. Учитель информатики Погодин отменный, его ученики поступают в ведущие вузы России и работают в престижных организациях.Признаюсь честно: если бы я была членом какой-то современной политической партии, то обязательно постаралась привлечь в ее ряды Сергея Погодина, который через три года своего директорства стал чрезвычайно популярен в Нелидове. В итоге бы авторитет партии вырос, и, кто знает, может быть, в ее ряды вступили вслед за молодым и перспективным десятки его сторонников, единомышленников и почитателей. Так что нет ничего удивительного в том, что местные чиновники, сплошь состоящие в рядах «Единой России», предложили директору выдвинуться в депутаты от этой славной партии. Он предложение выслушал, вежливо отказался и решил идти на выборы от самого себя, то есть самовыдвиженцем. Упаси Боже, если кто-нибудь подумает, что Погодин был при этом в конфликте с партией власти, он несколько лет назад даже входил в ее кадровый резерв, просто те люди из местной администрации, которые состоят в партии, ему не понравились. А вернее, не понравилось ему то, как они работают. Собственно, он и решил идти в депутаты, потому что местные чиновники на его просьбы и призывы (не ради себя, а ради школы и детей) отвечали исключительно обещаниями, потому что он видел, как нерационально, на его взгляд, расходуют они деньги на образование, ремонт и питание детей. Словом, решил наивный Погодин, что станет депутатом и все сделает как надо. Называю его наивным потому, что вижу, как приходят во власть честные и порядочные люди, и почему-то многие (не все!) вдруг меняются радикально то ли под грузом государственных забот, то ли от сладости власти, ощущаемой как вседозволенность, то ли еще от чего-то. Так что то, что Погодину не хватило 30 голосов для получения депутатского мандата, возможно, было его спасением и сохранением. Спасением от искушения и сохранением его нравственных принципов.Думаю, победить он и не мог, ну не дали бы ему победить. Ведь Погодин так наивно воспринимает призывы чиновников к открытости, прозрачности, что ведет в Интернете своеобразный дневник, рассказывая, что удалось сделать, что не удалось и кто в том виноват, размещая на сайте сметы и договоры, он регулярно обнародовал обещания чиновников и пенял им за невыполнение этих обещаний, «приложил» того, кто обещал заасфальтировать школьный двор да ничего из обещанного не выполнил. Когда деньги на ремонт трубы выбивал, администрации пригрозил: «С раскладушкой приду и буду спать здесь, в прокуратуру обращусь». В предвыборном ролике на местном ТВ Сергей напомнил главе района Валерию Расову, что тот так и не выделил деньги на ремонт школьной крыши. Его после этого сразу предупредили: «Ты знаешь, что с тобой будет, если на выборах проиграешь?», а он не внял, говорил, что думал, смелость проявлял в Нелидове невиданную, скажем, выступил на публичных слушаниях по обсуждению бюджета и выдал: у чиновников зарплаты по 80 тысяч, а на содержание двух школьных зданий дают всего 30 тысяч рублей, на которые школе не выжить. Журналистам местные чиновники продолжают говорить о том, что у них особая информационная политика, а Погодин в нее не вписывался, все гражданам сообщал, все высовывался и высовывался, нет, чтобы по административной линии тихо решать свои вопросы. Он все к обществу апеллировал, даже приказ об увольнении вывесил в Интернете, вызвав тем самым волну поддержки и противодействия этому решению властей.Ну как, скажите, чиновникам могут понравиться такие открытость и откровенность? Пусти такого во власть, он неизвестно что еще сделает, ведь так и говорил на встречах с избирателями: хочу, мол, сам посмотреть их административную кухню, понять, что могут, что не могут, а что и вовсе не хотят делать. Ну что ты с этим непокорным Погодиным сделаешь: мало того что кланяться и благодарить не научился, так еще и самостоятельным хочет быть, представлять народ во властных структурах. Это желание ему нынче ставят в вину, ведь на выборах Погодина поддерживали и ученики, и их родители, а чиновники считают теперь это использованием служебного положения в политических целях. Вот если бы от «Единой России» шел, тогда было бы можно всех граждан мобилизовывать на поддержку партии, а поддерживать самовыдвиженца – ни в коем разе.Депутатом районного масштаба Погодин, конечно, не стал, поэтому, вероятно, после выборов чиновники больше с ним не церемонились. 8 октября Сергею Валерьевичу вручили уведомление об увольнении за подписью и. о. главы администрации Громова. Снимал с работы его тот же самый чиновник, который когда-то, назначая на должность, называл Погодина молодым и перспективным. Теперь он, видимо, так не думал. Ничего экстраординарного в увольнении директора чиновник не видел, дескать, есть статья такая – 278, которая позволяет расставаться с управленцами без объяснения причин, по ней многих в стране сейчас увольняют, и ничего.Погодин визировать приказ не стал, написал, что не согласен, но это ничего в жизни отца троих детей и педагога от Бога не изменило. Сергей Валерьевич забрал вещи из кабинета и отправился домой. То, что последовало за этим, его сильно удивило и даже смутило: на его защиту встал город. Родители и учителя нынче собирают подписи, дети пишут письма премьеру и министру, горожане требуют восстановить директора в должности и готовятся выйти на митинг в поддержку своих требований.В местном отделе образования говорят, что директор уволен за нарушение этических норм и нежелание конструктивно работать с администрацией, родители требуют объяснить, какие такие нормы нарушены и в чем проявлено нежелание работать с чиновниками (может быть, все наоборот, это чиновники все нарушали и не желали работать с Погодиным?!). «Единая Россия» стремится отмежеваться от чиновников-самоуправов, объясняя, что за отказ вступить в партию и баллотироваться от нее на выборах никто никого никогда не преследовал, что скорее всего это инициатива местной власти, которая не смогла выстроить систему работы с энергичным директором школы.Трудно сказать, чем закончится в России очередная история с увольнением директора школы по 278-й статье. Пока лишь профсоюз «Учитель» призывает выступить за отмену этой статьи, наносящей колоссальный вред кадровому потенциалу отечественной системы образования. Весь вопрос сегодня заключается в том, что по той или иной причине увольняют управленцев не представители этой системы, что Министерство образования и науки РФ, согласующее назначение руководителей региональных систем образования, пока не использует в таких случаях право отзыва своего согласования.По идее Министерству образования и науки РФ больше всего нужны такие инициативные директора, которые буквально выбивают, выгрызают из местной власти деньги на содержание школ, на создание необходимой инфраструктуры в соответствии с новыми стандартами образования. Вот только почему оно не поддерживает их? Ведь можно было бы прийти по цепочке к тому, что местная власть стала бы требовать необходимые средства от региональной власти, а региональная – от федеральной, в результате грамотнее и обоснованнее стали бы политика и экономика образования.
Комментарии