search
main
0

“Если ты стал драконом…” Главный барьер при переходе от рабства к свободе. Урок литературы по пьесе Е.Л.Шварца “Дракон”. 11-й класс

Цель: помочь старшеклассникам понять психологические проблемы переходного этапа от рабства к свободе (демократии) и тем самым приблизить их к пониманию проблем современной России.
Задачи:
а) пробудить историософскую познавательную активность учеников, их желание самостоятельно осмыслить историю своей страны;
б) дать понятие о глубинной психологической (духовной) подоплеке исторического процесса;
в) способствовать установлению глубинной связи между учебными предметами “История” и “Литература”.
Методы: метод межпредметных связей (история-литература), метод литературоведческого анализа художественного текста.
Тип: урок-беседа.
2 академических часа.
Учитель: Переход от рабства к свободе оказался не столь легким, как мы рассчитывали. Почему так произошло? Видимо, существуют определенные закономерности, которые пока нами не поняты и не учтены. Попытаемся их установить с помощью пьесы Евгения Шварца.
Прежде всего попробуем ответить, можно ли провести какую-то параллель между событиями русской истории и тем, что происходит в городе Дракона?
Ответы учеников. Варианты: и наша страна, и город Дракона пережили тиранию; и наша страна, и город Дракона, сбросив тиранию, стремятся к нормальной жизни.
Учитель: Я согласен с вами. Хотя есть, как мне кажется, и более глубокая закономерность: город Дракона был захвачен – именно захвачен – 400 лет назад, так сказано в пьесе. Интересно, что в первых вариантах пьесы было 200 лет. Деталь не случайная: тем самым автор подчеркнул длительность процесса порабощения жителей города. Россия, Русь тоже была захвачена примерно 780 лет назад, это известно каждому русскому, это было татаро-монгольское иго. 400 лет и 780 лет – сопоставимые цифры. Давайте попробуем установить, есть ли что-то общее в отношении Дракона к жителям покоренного города и отношении монголов к завоеванным русским.
Пытаются ли жители города бороться с Драконом?
Ученики: Да, пытаются.
Учитель: Все четыреста лет?
Ученики: Нет, только первое время.
Учитель: Да, если вы помните, об этом говорит Шарлемань: против Дракона выступали и поодиночке, и целым городом. Всех, кто пробовал с ним бороться, Дракон уничтожил. Так что в последние 200 лет до прихода Ланцелота уже никто не выступает против него, т.е. жители стали покорными, послушными.
А теперь обратимся к истории татаро-монгольского ига. Вот что пишет Н.И.Костомаров в жизнеописании князя Александра Невского (это середина XIII в.): князь знакомится с монголами и убеждается, что “свирепые ко всему, что сопротивлялось им, монголы требовали одного – раболепного поклонения”. Похоже, правда? (5, с.84).
Интересно, что этим сходство между завоевателями Руси и Драконом не ограничивается. Тот же Костомаров пишет о ханской столице: “Все здесь носило вид крайнего варварства, смешанного с нелепой пышностью. Безобразные и нечистоплотные монголы, считавшие опрятность даже пороком, питавшиеся такой грязной пищей, одно описание которой возбуждает омерзение, безвкусно украшали себя несметными богатствами и считали себя по воле Бога обладателями всей вселенной”. (5, с.83).
А Шварц говорит о том, что девушки, попавшие в пещеру Дракона, “умирали от омерзения”. (1, с. 130).
Словом, вы, наверное, согласитесь с тем, что реальные завоеватели Руси и фантастический Дракон из пьесы Евгения Шварца очень похожи, и в их поведении по отношению к покоренным ими людям много общего.
И еще одна параллель: ни жители города Дракона, ни тогдашние русские не могут выбиться из рабства силой оружия – враг, захватчик гораздо сильнее их.
Что же оставалось делать? Очевидно, или погибнуть в неравной борьбе, или как-то приспособиться к новым условиям жизни.
А теперь очень важный вопрос:
– Как вы думаете, что это значит: идет ли речь только о чисто внешнем приспособлении, о притворстве, об изменении только своего поведения или здесь имеется в виду, что меняться стали сами люди, т.е. менялась их психология?
Ответы учеников. (Вероятнее всего, мнения разделятся).
Учитель: Ну что ж, пока одного ответа у нас нет, а если б он и был, нам ничего бы это не дало, потому что это была бы только гипотеза, пока еще ничем не подтвержденная. Давайте поищем правильный ответ, поищем истину: нам нужно выяснить, меняются ли сами люди, живущие в захваченной стране, под игом тирана, или они только внешне покоряются, а внутренне остаются теми же, какими были.
Давайте попытаемся выяснить, что думает об этом сам драматург. Вы, конечно, помните его Бургомистра: “Я сам себе не говорю правды уже столько лет, что и забыл, какая она, правда-то. Меня от нее воротит, отшвыривает”. (1, с.145). Понятно, что при Драконе говорить правду невыгодно и даже опасно. Но нас интересует вот что: а хочет ли бургомистр знать правду? Стремится ли он ее знать?
Согласитесь, что нет. И если мы признаем, что свободному человеку свойственно стремление видеть вещи такими, какие они есть в действительности, потому что иначе он не сможет принимать правильные решения, а ведь свободный сам решает, как ему жить, то в данном случае мы имеем дело уже с каким-то совсем другим человеком, которого от правды “отшвыривает”.
В то время как в городе совершаются чудовищные преступления (например, насилие и убийство девушек, отдаваемых Дракону), все жители совершенно спокойно ведут прежний образ жизни. Эльза говорит: “Меня не станет в воскресенье, а до самого вторника весь город погрузится в траур. Целых три дня никто не будет есть мяса. К чаю будут подаваться особые булочки под названием “бедная девушка” – в память обо мне”. (1, с.162). Т.е. совершается определенный привычный ритуал, обряд, но никто не возмущается (не только внешне, но и внутренне), жизнь идет как ни в чем не бывало.
Между тем жители города вовсе не мучаются. “У нас очень тихий город”, – говорит Ланцелоту Шарлемань. (1, с.132). Все горожане довольны своей жизнью. Даже Эльза, которую ждет страшная участь – умереть в пещере Дракона, – тоже сначала не понимает Ланцелота, она говорит: “Зачем вы затеяли все это? Все было так ясно и достойно. Вовсе не страшно умереть молодой!” (1, с.167).
Нормально ли это? Согласитесь, у Эльзы подавлен даже инстинкт самосохранения, она даже не борется за свою жизнь, а ведь это свойство не только здорового человека, но даже животного!
Итак, как вы думаете, что бы ответил на наш вопрос Евгений Шварц: сказал бы он, что рабство – это чисто внешнее принуждение, когда людей заставляют делать не то, что им хочется, или он считал, что раб – это какой-то совсем другой человек, своего рода мутант, который мыслит и чувствует по-другому, не так, как свободный человек?
Ответы учеников.
Учитель: Да, на мой взгляд, очевидно, что Шварц считал, что в условиях рабства, которое длится очень долго, происходит перерождение людей, они становятся внутренне другими. Об этом в пьесе говорится совершенно явно: помните знаменитый диалог Дракона с Ланцелотом перед сражением? Дракон говорит: “Мои люди очень страшные. Я их кроил. Я их… лично покалечил. Как требуется, так и покалечил”. (1, с.152). Видите, у них души перекроены! И Ланцелот тоже так считает, он говорит Эльзе: “Дракон вывихнул вашу душу, отравил кровь и затуманил зрение”. (1, с.139).
А теперь вспомните ярчайшие события русской истории послемонгольского периода, вспомните, как Иван Грозный топил Русь в крови, а народ безмолвствовал, покорно терпел все издевательства. Говорят, что в Новгороде за 6 недель было истреблено 60 000 человек. Волхов, запруженный телами замученных людей, долго не мог пронести их в Ладожское озеро – между тем, придя после этого в Псков, царь-убийца был встречен хлебом-солью, его благословляли и преклоняли колена.
Описывая эпоху этого безумного царствования, Карамзин не мог удержаться от восклицания: “Кому больше следует удивляться: царю ли, разрушающему собственное царство, или подданным, смиренно выносившим все беды, все муки, всяческую жестокость и издевательство?” (6, с.53).
Как видите, есть что-то общее у нашего народа после монголов и жителей города Дракона.
Теперь зададимся вопросом, как же изменились жители города. Какими они стали?
Мы уже отметили некоторые характерные черты: толстокожесть, бесчувствие к чужим страданиям, умение быть вполне довольным жизнью, хотя вокруг совершаются дичайшие преступления, своего рода душевная безмятежность, беззаботность. Интересно, что у Ланцелота, о котором автор говорит, что он профессиональный герой, потомок Георгия Победоносца, человек совершенно бесстрашный (да Ланцелот и не человек, а сказочное существо, только внешне похожее на человека), вызывает страх, даже ужас именно эта черта характера горожан.
Жители города научились не замечать того, что им неприятно: это помогает им выживать в тех нечеловеческих условиях, в которых они существуют. И совершенно не случайно то, что, характеризуя горожан, драматург часто употребляет слова “умеют”, “учатся”, “искусство”.
Они научились жить в условиях рабства. Но именно поэтому уже не способны жить в условиях свободы.
Давайте проведем аналогию – довольно неожиданную – с биологической эволюцией. Вы знаете, что животные адаптируются (приспосабливаются) к жизни в определенной среде. Например, дельфин – это изначально наземное животное, но постепенно приспособившееся жить в воде. Что будет, если теперь его опять перенести на сушу? Сможет он там жить?
Нам уже ясно, что, по мнению Евгения Шварца, люди, живущие в условиях тирании, перерождаются – так же, как изменился дельфин, приспособившись к жизни в воде. Что же произойдет, если избавить этих людей от внешнего гнета? Вспомните, что произошло в городе, когда Ланцелот убил Дракона? Это так важно, что я прошу вас найти это место в ваших текстах: вот идет битва Ланцелота с Драконом – как ведут себя горожане?
Ответы учеников.
Учитель: Да, они рады тому, что Дракон погиб. Так, наверное, радовались бы дети, если бы узнали, что их строгие родители уехали и им можно весь день играть и наслаждаться свободой. Но что же происходит дальше?
Ответы учеников.
Учитель: Да, но ведь это значит, что гибель Дракона ничего не изменила в жизни города. И это произошло потому, что каждый из горожан давно уже сам – незаметно для себя – превратился в дракона, и, значит, дракон непобедим! Вспомните: Ланцелот сначала верит, что стоит ему убить Дракона, как жизнь в городе пойдет совсем по-другому (совсем так же и мы верили в начале “перестройки”), смертельно раненный, стоя над телом чудовища, он размышляет: “Все они спрятались. Так. Но сейчас дома они потихоньку-потихоньку приходят в себя. Души у них распрямляются. Зачем, шепчут они, зачем кормили и холили мы это чудовище?.. Из-за слабости нашей гибли самые сильные, самые добрые…
Камни и те поумнели бы. А мы все-таки люди”. (1, с.179).
Но проходит год, и ему приходится убедиться, что в городе ровно ничего не изменилось. Автор символически подчеркивает это: Бургомистр буквально повторяет некоторые фразы Дракона (Эльзе: “Дай лапку!.. Какая теплая лапка!” (1, с.182), Шарлемань, как и в начале пьесы, говорит: “Мы гуляли с ней сегодня в лесу и обо всем так хорошо, так подробно переговорили. Завтра, как только ее не станет, я тоже умру”. (1, с.185). Только теперь Эльза отдана на заклание не Дракону, а Бургомистру, превратившемуся в дракона. Его предполагаемое бракосочетание с Эльзой должно быть записано в ту самую книгу (“книгу записи счастливых событий”), куда заносили имена жертв Дракона. Это, так сказать, преемственность!
Как вы думаете, это случайно или закономерно?
Ответы учеников.
Учитель: Да, я думаю, что иначе быть просто не могло. Драконовы порядки, посеянные и взращенные в душах людей, теперь вырастают из этих душ и по-прежнему безраздельно царят в городе. А люди, что они? Они заметили, что все осталось по-старому?
Помните, Генрих заявляет: “Чертополох гнусного рабства был с корнем вырван из почвы нашей общественной нивы!” (1, с.185) И ему все верят: ведь горожане никогда не видели подлинной свободы и не знают, что это такое, – вот и верят. Вам это не напоминает ситуацию в нашей стране 90-х годов ХХ века?
И еще вот на что я хочу обратить ваше внимание: кто хочет строить свободное общество, должен позаботиться о том, чтобы к власти пришли наиболее достойные. А кто оказывается у власти в городе? Бургомистр и Генрих, ничтожества, подлецы, которые рассматривают город (хотя они сами его жители) как завоеванную землю, т.е. у них в полном смысле слова драконова психология. Естественно, они будут высасывать все соки из горожан, наслаждаться своей властью, ничего не делать и преследовать всех, кто попытается им помешать. Какая уж тут свобода!
Случайно ли, что именно такие люди оказываются у власти в городе?
Давайте опять обратимся к нашей истории, к истории России. Вы знаете, что московские князья, начиная от Ивана Калиты (XIV в.), отличались отнюдь не благородством, смелостью и честностью, а двуличием, корыстолюбием, холуйством по отношению к Орде, жестокостью к своему народу, коварством, в то же время трусостью, – ведь именно Москва объединила вокруг себя русские земли – насильно объединила. Эти люди не были монголами или татарами, а природными русскими, но вели себя, по выражению А.Н. Толстого, “как татары на Москве” – т.е. как завоеватели по отношению к своему же народу.
Поистине эти русские властители – это “иных времен татары и монголы” (по выражению поэта Н.Рубцова). А Бургомистр и Генрих – это “иных времен” драконы – так что, как видите, тут все закономерно.
А теперь давайте вспомним конец пьесы. Тот переход к свободе, на который надеялся Ланцелот, оказался утопией. Что же теперь будет делать наш герой-освободитель?
Ответы учеников.
Учитель: А что это значит “в каждом убить дракона”? Как вы это понимаете?
Ответы учеников.
Учитель: То есть, видимо, должен произойти процесс обратного перерождения людей, теперь уже не к рабству, а к свободе. Между прочим, когда Ланцелот об этом говорит горожанам, один Мальчик спрашивает его: “А нам будет больно?” На что Ланцелот отвечает: “Тебе нет”. (1, с. 189). Т.е. взрослым будет больно: они должны пройти через мучительное осознание своей вины, пережить искупление этой вины многолетней молчаливой покорной подлости – и только потом смогут стать свободными людьми. Детям же не будет больно.
А потом Ланцелот говорит, что работа, которая ему предстоит, очень долгая и кропотливая, “хуже вышивания”. Выходит, так быстро перепрыгнуть от рабства к свободе, как нам хотелось, нельзя?
Ну что ж, давайте попытаемся сделать какие-то выводы из сказанного.
– Что такое рабство (по Е.Шварцу)? Только ли это внешнее принуждение?
Ответы учеников.
– Почему в условиях тирании выживают лишь те, кто сумел к ней приспособиться? Могут ли такие люди жить в условиях свободы?
Ответы учеников.
– Что именно мы не учли, планируя переход от тоталитаризма к демократии?
Ответы учеников.
Желательно, чтобы ученики записали выводы в свои тетради приблизительно в таком виде:
1. Рабство – не только внешняя “среда обитания” людей, не только внешнее давление, но и особое внутреннее качество человека. Раб – тот, кто отказался от самостоятельности, он всегда послушен, покорен, его отличают толстокожесть, бесчувственность к страданиям других людей, умение не замечать того, что замечать невыгодно, двоедушие и некоторые другие характерные свойства.
2. Тот, кто приспособился к условиям рабства и хорошо себя чувствует в них, уже не может жить в условиях свободы. В этих условиях ему плохо и хочется вернуться снова в рабство.
3. Переход от длительного рабства к свободе возможен только при условии “выдавливания из себя раба” каждым или почти каждым гражданином, причем это болезненный процесс, т.к. предполагает признание перед самим собой своей вины за совершенные в данной стране злодеяния. Без этого душевного труда, без личных усилий каждого человека переход к демократии невозможен.
Так, по-видимому, думал 60 лет назад, в разгар сталинизма Е. Шварц. Вы можете согласиться или не согласиться с ним. Подумайте над этим.
СЛУЦКИЙ Вадим Ильич,
учитель литературы
Петрозаводск

Литература.

1. Евгений Шварц. Обыкновенное чудо. – М.: РИФ, 1990.
2. В.Е.Головчинер. Эпический театр Евгения Шварца. – Томск, 1992.
3. Марк Липовецкий. Свободы черная работа (статьи о литературе). – Свердловск, 1991.
4. Цимбал. Е.Шварц и его сказки для театра //Тень. Сказка в трех действиях Е.Шварца. – Л., 1940.
5. Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. -М.: Мысль, 1993.
6. Иоанн Грозный, его жизнь и государственная деятельность. Биографический очерк Е.А.Соловьева //Жизнь замечательных людей. СПб, 1994.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте