Татьяна ЧЕРЕЗОВА, учитель истории, классный руководитель 5-го класса Кротовского образовательного центра: – Первый вопрос, который ставлю себе как классному руководителю, – это каким человеком вырастет ребенок. С моими ребятами мы очень много ездим по району и по области. Часто посещаем музеи, выставки, театры и различные концерты. Хочу сказать, что не сразу у моих детей появился вкус к таким путешествиям, но если начинать это делать с пятого класса, постепенно, у детей появится потребность в таких поездках, они сами начнут тормошить своего классного руководителя: поехали туда и туда. Так, собственно, было и со мной.
Мне кажется, работе классного руководителя сегодня ничего не мешает. Если он хочет по-настоящему работать. Готовить классных руководителей специально не нужно. Это должно быть заложено в человеке. Если человек хочет, ему нужно давать классное руководство. Кстати, классный руководитель, на мой взгляд, может одновременно вести два класса. В прошлом учебном году у меня вот что получилось. Я отдала 9-й класс, в котором работала, его взял другой преподаватель, а мне дали 5-й класс. Но так вышло, что тот мой коллега уволился, и я бы теперь с удовольствием взяла и 5-й, и 10-й классы. Мне интересно было бы поработать с двумя возрастными категориями. Мне кажется, я бы справилась.
Надежда ЕГОРОВА, учитель истории и обществознания, зам. директора по воспитательной работе Александровской школы:
– Я не собиралась выступать, но тема задела меня за живое. В этом году я выпустила 11-й класс, на выпуск пришли родители моих детей, которых я выпустила ровно 20 лет назад. Вот такой факт моей истории. Когда в школе меня назначали замом директора по воспитательной работе, все родители просили: «Вы от нас не уходите». Но я же не могу быть завучем и классным руководителем одновременно. Директор сказал: «Чтобы остаться с детьми – будете и завучем, и классным руководителем». Дело в том, что у нас маленькая сельская школа. Воспитание сельских детей отличается от воспитания городских. Замкнутость, ограниченный контингент, в классах мало детей, удаленность от районного центра, нет ни театров, ни музеев, чтобы куда-то пойти с ребятами в свободное время. Зато сельские дети приучены к труду, они более уважительно относятся к старшим. В селе сохраняются национальные традиции. Классным руководителем в сельской школе может быть только от природы одаренный человек. Это мастерство великое.
Что мешает? В работе классного руководителя очень много направлений. Чтобы со всеми справиться, вплотную заниматься классом, нужно, наверное, быть освобожденным классным руководителем. Хорошо уроки вести и быть хорошим классным руководителем – это очень сложно. И мешает, конечно, большое количество отчетов разных. Сколько справок нужно писать! А я бы лучше с детьми в лес сходила, куда-нибудь съездила, чем справки и отчеты писать.
Родители бывают всякие. Те родители, чьи дети учились 20 лет назад, доверяли классным руководителям своих детей. Нынешние по-другому относятся: это мое чадо, вы за ним присмотрите, по головке погладьте. Родители сейчас слишком любят своих детей. На первое родительское собрание приходят все родители. На первое сентября полон класс. А чем старше дети, тем меньше родителей посещают родительские собрания. В чем причина? Ну, дети начинают, наверное, учиться слабее, и родители не хотят на собрании услышать что-то плохое про своего ребенка. Они почему-то думают, что если придут на родительское собрание, то про их ребенка будут обязательно плохо говорить. Хотя это не так. Сейчас на родительских собраниях о плохом говорим во время индивидуальных бесед. Однажды у меня был такой случай. Я сказала родителям, что все, кто хочет поговорить со мной индивидуально, пусть останутся после собрания. Закончилось собрание, я смотрю, они все и остались.
Ирина ЕВТЕЕВА, учитель математики, классный руководитель 5-го класса Кротовского образовательного центра:
– У нас в Кротовском образовательном центре проходит конкурс «Самый классный классный». В рамках этого конкурса проводили анкету, где дети отмечали, какие функции должны быть у классного руководителя. Мои дети, я их только взяла в прошлом году, пятиклассники, написали, что я для них «вторая мама». Я, честно говоря, не очень хочу, чтобы дети воспринимали меня в качестве «второй мамы». Мне больше хотелось бы, чтобы они воспринимали меня как товарища и наставника. Определяя для себя функции и задачи классного руководителя, взяв 5-й класс, я решила как можно быстрее создать единый коллектив учеников, родителей и учителей, которые преподают моим пятиклассникам. Поэтому я и стараюсь организовывать такие мероприятия, которые привлекали бы и учителей-предметников, и родителей. Когда мы проводим родительские собрания, родители приходят неохотно. А вот на классные мероприятия, скажем так, – развлекательного характера, родители приходят даже парами. И практически все. Конечно, учеников мы никогда не ругаем на родительских собраниях. Я завела для каждого родителя тетрадочку, которую назвала «Дневник такого-то ученика». Каждая страница отводится одному предмету. Первая страница у нас называется «Страница радости». На эту страницу я выписываю все достижения ученика за период от одного собрания до другого, а дальше по каждому предмету учителя-предметники записывают рекомендации, жалобы, пожелания, хвалят ребенка. Родители теперь у меня на собрании получают каждый свой дневник, читают внимательно, даже с очками приходят. И если у них есть вопросы по моим рекомендациям, которые я написала, они остаются после собрания, чтобы поговорить со мной индивидуально. Кроме того, я говорю родителям, что если они хотят пообщаться с учителем-предметником, который почему-то не пришел на родительское собрание, они могут написать свои вопросы на странице этого предмета в дневнике. И в ближайшее время я на эти вопросы с помощью учителя-предметника постараюсь ответить.
Денис ДЕНИСОВ, учитель биологии, классный руководитель 7-го класса Мухановской школы:
– Я отработал в школе один год после университета, преподаю биологию. Я сразу начал работать с детьми, причем детьми довольно-таки взрослыми, с 7-м классом. Так получилось, что я пришел, а прежний классный руководитель ушла с этой должности в декрет. Мне, самому еще юному человеку, пришлось руководить детьми, которые чуть-чуть поменьше меня. Я столкнулся с проблемой такой: заинтересовать детей тем, что было интересно 20 лет назад, 15 лет назад и даже 7 лет назад, тем, что было интересно мне, теперь тяжело. Если нам раньше говорили: ура, субботник, спасем село от мусора и грязи, – мы хватали вилы и грабли, и ради того, чтобы попасть на страничку районной газеты, делали все. Детей сейчас почти невозможно удивить теми формами и методами, которые использовались раньше. А я смотрю, большинство классных руководителей работают по старинке: стандартные вечера Восьмого марта, двадцать третьего февраля, годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Я считаю, что сейчас нужно создавать отдельную ассоциацию воспитателей и отдельную ассоциацию классных руководителей, которые изучат жизнь, изучат ценности современных детей, они уже не такие, как мы. Я окончил педагогический университет. И теорию воспитания хорошо знаю. Но вот, понимаете, пришел в школу и понял, что дети-то другие. Нас учат старым принципам, старым формам и методам. Мы приходим и даем то, что детям неинтересно. Надо как-то менять систему воспитания в России. Надо пытаться увлечь детей чем-то современным, но в то же время и полезным для них. В школе я собираюсь работать до конца дней своих. Я биолог. Биологией занимался всегда. Пошел в педагогический, потому что династия. Мама, папа, сестры, братья, даже дед школу охранял, ходил с Тузиком. Считаю, что педагогический труд благороден, полезен. Думаю, стоит заниматься тем, чем ты должен заниматься. А не идти туда, где платят большие деньги, но ты не сделаешь ничего хорошего там.
Ольга ЗАМЫЦКАЯ, учитель истории, классный руководитель 11-го класса Тимашевского образовательного центра:
– Я классный руководитель вот уже 15 лет, у меня были два выпуска: в 1999 году и 2006-м. Я согласна со своим коллегой в том, что дети сейчас другие. И ценности у них другие. Но, наверное, есть то, чего не хватало детям и 15 лет назад, и 10, и сейчас не хватает – это чуткость, внимание, понимание. Какими бы взрослыми они ни хотели казаться, какими бы крутыми. Я вот вспоминаю первый свой выпуск, в последнем походе подходит ко мне мальчик и говорит: «Ольга Анатольевна, ну что для вас сделать?» А я плачу, мне их жалко, они от меня уходят. «Да ничего мне не надо, мне хочется, чтобы вы со мной остались» – «Ольга Анатольевна, ну идемте, я вас на байдарке покатаю» – «Ну, пойдем, Сергей». Сели мы с ним, плывем. Чувствую, внизу – вода, наверху – вода. Спрашиваю: «Сергей, а ты на байдарке-то когда-нибудь плавал?» – «Нет, говорит, первый раз, Ольга Анатольевна, и ради вас я сел за весла». Потом они уходят в армию, уезжают далеко от дома и начинают писать письма. Когда читаешь эти письма, понимаешь, что не зря столько времени проработала в школе, не зря потратила столько времени на детей.
Хочу сказать, что я работаю по трем основным направлениям. Во-первых, это гражданско-патриотическое воспитание. Детям это интересно. Мы, например, объездили с ребятами всю Самарскую область. Побывали в музеях, в Сарбае, в Ширяево. Нам стало мало. Мы выехали в Санкт-Петербург. Нам очень понравилось. На следующий год поехали в Севастополь. Затем побывали в Москве. Что самое интересное, я сначала думала, что это сложно, это дорого – организовать поездку. Но когда я им предложила, деньги-то в первую очередь принесли не самые обеспеченные родители.
Что касается духовного воспитания, кроме посещения музеев и театров, мы проводим совместные с родителями праздники – на Рождество, Старый Новый год. Вместе с родителями ходим в походы – 1-2-дневные. Они сплачивают и класс, и родителей.
С 1999 года я стала использовать «Мой портфолио». Что это дает? Мы начали собирать с ребятами свои достижения все в одну папочку начиная с 5-го класса. Моя роль – донести до детей: что у нас происходит в школе, в районе, в области, в России. Заинтересовать. В нашей школе очень много предложений: журналисты, туристы, театр мод. Везде можно проявить себя, и каждый ребенок может найти себе занятие по интересам. Главное – его заинтересовать, помочь ему определиться, где ему будет интересно, помочь стать успешным. Кто-то себя проявляет в учебе, олимпиадах, конференциях, но если нет таких данных? Можно проявить себя в спорте. Я применяю систему рейтинга. Каждую четверть мы подводим итоги. С этими итогами знакомятся родители. Они стараются активизировать своих детей, подтолкнуть их к участию в тех или иных мероприятиях.
Наталья ИЛЬИНА, учитель начальных классов Тимашевского образовательного центра:
– Классного руководителя нужно обучать. Мне посчастливилось в апреле 5 дней быть ученицей Шалвы Александровича Амонашвили. Под впечатлением от его занятий я нахожусь до сих пор. Обучаться нужно. И не просто, а у таких людей, как этот педагог, этот профессор. Он говорит, каждого ребенка, если ты не пропустил через свое сердце, ничего ты не добьешься! Правильно сказала Ольга Анатольевна, тепло и понимание нужны этим ребятишкам. Я тоже считаю, что главное, что я должна сделать, а я учитель начальных классов, – это сплотить маленький коллектив, научить их чувствовать, что такое команда, приходить на помощь друг другу. Тогда они и во взрослой жизни останутся такими. Что-то у меня получается, что-то нет. Но точно знаю, что каждого ребенка нужно через себя пропустить, тогда только будет результат. И поэтому учиться нам нужно всегда!
Наталья ЩЕЛКОВА, председатель попечительского совета Тимашевского образовательного центра:
– Моя профессия – родитель. Я хочу рассказать свою маленькую историю. Я выпускница этой школы, где проходит наш «круглый стол». В 5-м классе у нас был классный руководитель, который на следующий год уехал. В 6-м классе у нас был другой классный руководитель, она пробыла тоже один год и уехала. В 7-м классе приехал молодой человек, физик. Он стал у нас классным руководителем, через 2 месяца его забрали в армию. И у нас опять был новый классный руководитель. К чему я все это рассказываю? Мы были сильным классом, но мы были беспризорники. И, может быть, было бы еще хуже, если бы с 5-го класса русский и литературу у нас не вела Ирина Павловна Смолякова. Ее все знают. Она не была классным руководителем по должности, но она была как бы той самой «второй мамой». Только в 8-м классе она формально стала нашим классным руководителем. Мы всегда с ней советовались. Она на уроках русского и литературы общалась с нашим классом не как предметник, а как человек. Я считаю, что классный руководитель не просто нужен, он необходим. Мы – родители – всегда пытаемся какие-то умные мысли вложить в голову ребенка, привить ему какие-то принципы. И дети к нашим словам относятся критично. А классный руководитель помогает детям правильно воспринимать наши родительские посылы. Есть расхожая фраза – «семья и школа». Семья – это родители и дети. А что такое школа? В моем понимании школа – это коллектив детей и учителей, знания и классный руководитель. Мне кажется, ребенок будет воспринимать школу именно так, каким будет его классный руководитель. Нужно ли учить классного руководителя? Ну, наверное, как любого профессионала, обязательно нужно учить. Но для меня врач и педагог – это душа, это образ жизни. Если она есть, значит, и будет работа.
Наш класс, у меня дети сейчас в 7-м классе, когда в начальной школе учился, так сложилось, что родители подружились быстрее, чем дети. У нас был коллектив не только детский, но и родительский. И мы все время были с детьми. Когда мы перешли в 5-й класс, стали немножко от них отдаляться, специально, чтобы дать возможность детям самим стать взрослыми. И я опять вспоминаю Ирину Павловну и думаю, что она взяла наш класс потому, что чувствовала какое-то душевное родство с нами. И тогда появляется результат. Может быть, это приходит со временем. Учитель берет совершенно незнакомый класс, а потом, узнавая детей, он с ними роднится. И мне кажется, если этого родства не происходит, то тогда классный руководитель не может дать классу того, что он должен дать. Классный руководитель, конечно же, предназначен руководить классом, детским коллективом. И в то же время ему, наверное, нужно быть руководителем родителей. Потому что если нет обратной связи с родителями, очень много усилий уходит в песок. У классного руководителя должно быть родство с родителями.
Наталья УСТЮГОВА, учитель начальных классов Печенинского образовательного центра:
– В школе я уже работаю четыре года. И все четыре года я была классным руководителем. Хочу сказать, что с детьми нужно общаться так, как они этого хотят. Когда у меня был мой первый класс, девчонки у меня были чуть помладше меня, года на два, на три. Мы даже вместе на дискотеки с ними ходили. Перед дискотеками они прибегали ко мне и накраситься, и музыку послушать. Тут юноша выступал, говорил, что мы должны подстраиваться под современность, чтобы детям было интересно. Мы для этого и даны. Нужно смотреть, как развивается жизнь, и все это в своей деятельности применять.
Галина ПУПАЕВА, учитель русского языка
и литературы, классный руководитель 9-го класса Ивановской школы:
– Я работаю пятый год. Я не согласна с Натальей Устюговой, что нужно стоять с ребенком на одном уровне. Я считаю, что нужно себя ставить немножко выше. Учитель – это учитель, и на детей смотреть как на ровесников нельзя. К каждому ребенку нужно иметь индивидуальный подход. У меня в прошлом учебном году был 9-й класс. Расставаться мне с ребятами было очень жаль. Я постаралась в них вложить доброту, отдать им свою любовь, сделать все, чтобы они в дальнейшем стали настоящими, хорошими людьми.
«Круглый стол» организовали и провели Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Игорь ШИШЛОВ
Отрадненский образовательный округ, Самарской области
Комментарии