search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Если слово окрыляет

В наши дни все чаще говорят об утрате духовных ценностей, без них общество заходит в тупик. В широком значении этого слова понятие “дух” означает высшую форму психической деятельности.
В античные времена дух означал наиболее разумную часть души. “Духовное есть фракция высокоорганизованной материи, результат материальной, общественно-исторической практики людей”.
Какие культурные и нравственные ценности определил для себя российский человек? Какие черты отображают нашу духовную сторону?
Нас, по мнению многих философов, всегда отличали соборность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, а не индивидуализм, конкуренция, жесткий расчет. Во все времена наши соотечественники отдавали предпочтение духовным устремлениям, а не материальным. Одной из духовных ценностей, стоящих рядом с патриотизмом и сливающихся с ним, является жертвенность.
Жертвенность, ядро которой составляет любовь к ближнему, присуща немногим. Наши люди всегда отличались патриотизмом. А патриотизм – то чувство, которое формирует духовно богатую личность:
“Патриотизм – это ощущение своей глубинной связи с миром своих современников и предков, с бережным отношением к ценностям, которые создавались предшественниками, восприятие себя значимой частью определенной системы культурных ценностей”.
Сегодня в российском обществе ощущается дефицит такой личности, основными качествами которой были бы стремление делать добро, чувствовать ответственность за судьбу своей малой родины.
В школе учитель любого предмета должен заботиться о воспитании у детей духовности, т.е. стараться вызывать интерес к истории нашей Родины, приобщать ребят к национальной культуре. Учить их жить в ладу с самим собой, с окружающим миром, природой.
Безнравственность, царящая вокруг, может разрушить связь времен, культур, народов, поэтому сейчас, в тяжкое время социальной смуты, когда уже стало невмоготу, следует обратиться к чудодейственному роднику живой воды – духовным традициям. Только там можно черпать силу неодолимую, которая поможет перенести пореформенное время.
Но общество, расколотое сегодня на очень богатых и очень бедных, из-за пагубного воздействия средств массовой информации, не уверенное в завтрашнем дне, мечется в заботах о хлебе насущном. Мы, педагоги, упустили из виду, что личность, стремящуюся делать добро, не воспитаешь на “массовой культуре”, расхожих выражениях, клише и нецензурной лексике, которые наводнили средства информации. “Массовая книга”, что сверкает на многочисленных витринах, разрушительно действует на читателя, особенно юного. Псевдолитература подталкивает к всеядности, расшатывая основы самосознания, гражданственности, патриотизма.
Конкуренция и приобретательство, которые сегодня проповедуются со всех трибун, вплоть до самых высоких, творят свое разрушительное дело. Хотелось бы напомнить слова В.Белинского: “Как бы ни велики были внешнее благоденствие и внешняя сила какого-нибудь общества, но если в нем торговля, промышленность, пароходство, железные дороги и вообще все материально движущие силы составляют первоначальные, главные прямые, а не вспомогательные только средства к просвещению и образованию, то едва ли можно позавидовать такому обществу”.
Поэтому, реформируя и преобразовывая современное общество, правительство должно проникнуться мыслью о первооснове образования, просвещения вверенного ему государства, обратить внимание, что средства массовой информации сегодня являются рассадником усредненной “культуры”. Эта “массовость” захватывает все более широкие слои, укрепляясь во всех сферах социальной жизни. Продолжается потребительское отношение к классике, в результате которого творения титанов превращаются в сырьевой материал для самоутверждения “гениев массовки”.
В основе национальной идеи лежит патриотизм. Патриотическое единение людей имеет духовную природу, духовная же жизнь народа творится посредством языка и хранится языком.
Поэтому первостепенной задачей учителя является воспитание отношения к слову как к великому дару и одновременно силе. А это значит – научить отличать слово, употребленное во благо, от слова, которое вызывает зло, разрушение. Слово дано для стремления к истине.

Нина МАКАРОВА
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте