Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Если школа – сфера услуг, то услуги должны быть качественными

УГ - Москва, №48 от 27 ноября 2012. Читать номер
Автор:

​Директор школы №1151 доктор педагогических наук, профессор Игорь АГАПОВ со знанием дела относится к механизмам формирования заработной платы учителей и создания учебных комплексов. Поэтому мы и решили задать ему несколько вопросов по существу.

– Школа, которую вы возглавляете, в Зеленоградском округе среди лидеров по средней заработной плате учителя. Благодаря чему такой результат?- Есть в экономике такое понятие, как «экономия на масштабах производства», применимое в тех случаях, когда создаются большие, масштабные предприятия. В условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений каждый ребенок «приносит» своей школе денежный ваучер (так называемый норматив), что дает возможность создавать образовательное учреждение, которое оптимально по численности с точки зрения экономической эффективности. При этом условии, а также если оптимизировать штатное расписание школы, совершенно реально обеспечить достойный уровень заработной платы учителей. Конечно, небольшим по числу учащихся школам это делать в настоящее время сложно, поскольку необходимо не только выплачивать заработную плату сотрудникам, но и содержать здание.- Ваша школа служит примером успешной реорганизации, причем произошедшей много лет назад, когда и слово-то такое не было на слуху. Как это было и зачем?- Случилось так, что 10 лет назад, когда мы еще не знали о том, что в Москве будет реализован механизм нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, мы объединили два стоящих рядом школьных здания и создали крупное образовательное учреждение. Сегодня у нас 1381 учащийся и 82 педагога. И уже очевидно, что, принимая данное решение много лет назад, мы находились на верном пути. Хотя есть и другие точки зрения на этот счет. К примеру, наш великий отечественный педагог Шалва Амонашвили не раз говорил мне, что в такой большой школе я, как руководитель и педагог, не смогу почувствовать отдельно взятую душу ребенка, пообщаться с каждым из детей. Но поскольку сегодня обществом принята такая модель, когда образование стало частью сферы услуг, запущены соответствующие экономические механизмы для повышения качества этих услуг, могу сказать, что в нашем учреждении сложилась оптимальная численность детей, при которой мы имеем возможность стимулировать работников школы. В то же время хочу оговориться, что в ближайшем будущем к нам присоединится еще и дошкольное образовательное учреждение, в связи с чем цифры средней заработной платы могут измениться. Сравнивать по этому показателю обычную школу и школу, имеющую дошкольное отделение, было бы неправильно. Хочу также сказать, что рост заработной платы предполагался в соответствии с индикаторами пилотного проекта. В своей школе мы предвидели его и намечали, анализируя те финансовые средства, которые должны были поступить в школу. Мы изначально так и рассчитывали, что каждый последующий месяц, начиная с января и заканчивая декабрем, заработная плата учителя нашей школы при определенной сумме стимулирующих баллов постепенно будет расти, то есть вес каждого балла в денежном выражении будет «тяжелее». Люди должны были понимать, что их заработная плата будет увеличиваться. Так и происходит.- А что, по вашему мнению, дает образовательному учреждению, его ученикам рост заработной платы учителей?- Я считаю, что рост заработной платы учителя напрямую все-таки не влияет на повышение качества образования, так как педагогика не поддается влиянию чисто экономических факторов.- А косвенное влияние ощущается?- Да. И очень важно, что все делается абсолютно прозрачно. Мы создали общешкольную комиссию из представителей всех методических объединений. Эти люди сообща определили и разработали подходы к формированию стимулирующей части заработной платы, что крайне важно. Если педагоги понимают, что количество детей, подготовленных к олимпиадам городского и всероссийского уровней, дает прирост стимулирующей составляющей заработной платы, то, естественно, они реагируют на это. Участие в общешкольных традиционных мероприятиях, которых у нас проводится достаточно много, также отмечается и поощряется. У нас, к примеру, традиционно проводится внутришкольная научно-практическая конференция «Школа настоящего», когда ребята начиная с начальных классов представляют свои проектные работы, созданные под руководством учителей. Так вот стимулирование педагогов к активности в этой области напрямую способствует формированию более активной позиции наших учеников. И результат уже заметен. Те учителя (а значит, и их ученики), которые раньше меньше уделяли внимания подобным направлениям деятельности, стали активнее проявлять себя. Недавний пример. Наша школа стала лауреатом гранта мэра Москвы в области образования. Учителя собирались и обсуждали, как распределить это поощрение между коллективом. Понятно, что при формировании списка лауреатов гранта были учтены результаты ЕГЭ, ГИА, олимпиад… Но в 9-м или 11-м классе ребенок вот так, ни с чего, не покажет вдруг высоких результатов! С ним работали и его развивали начиная с первого класса! Поэтому учителя начальных классов также были учтены в этом распределении. Я уверен, что активное обсуждение и понимание того, что в каждого ребенка вкладывает свои силы, опыт и профессионализм не один учитель, а многие начиная с первой ступени обучения, очень важны. Это правильно, так и должно быть.- А вы были уверены заранее, что обсуждение подобных моментов будет в вашем коллективе не только прозрачным, но и здоровым?- Конечно, учителям было непросто, ведь они за предшествующее время привыкли получать заработную плату ровно. И если бы не было обеспечено прозрачности распределения, проблемы могли возникнуть. Но на практике все понятно и прозрачно: вот они, деньги школы, вот фонд оплаты труда на администрацию, вот фонд на учителей, вот грант… За многие годы в коллективе был создан климат доверия. Конечно, при переходе на новые финансово-экономические механизмы мне приходилось многое объяснять, в том числе и то, что стимулирование происходит за конкретные результаты деятельности, что это никакая не компенсация за дополнительный объем работы или функционал. Это очень сложный момент, потому что понятие результата в педагогике вообще достаточно размыто. И мы учитываем это. Есть у нас такая графа в стимулирующих выплатах, относящаяся к результату, который трудно описать как абсолютное достижение, скорее как относительное. К примеру, это работа учителя в гендерном классе. Очень сложно работать в классе мальчиков, особенно на начальном этапе. Одно дело – организовать смешанный класс, другое дело – чисто мужской, ведь мальчики не так хорошо адаптируются и привыкают к школьным условиям, как девочки. И за это мы даем учителю дополнительные баллы. Сейчас многие вопросы по оплате труда в нашем коллективе уже сняты. И тем не менее учителя постоянно общаются между собой, а также с коллегами из других школ. Мы двигались в сторону повышения заработной платы плавно, сначала не планировали распределения большого объема денежных средств на стимулирование. Когда мне приводили в пример другие школы, я своим учителям отвечал: подождите, мы к этому плавно двигаемся.- Помните, больше 10 лет назад в школах было много вакансий, а зарплаты учителей были далеки от достойных. Как сейчас обстоят дела?- Сейчас обратная ситуация – предложение превысило спрос. При приеме на работу директор школы может выбирать между несколькими кандидатами. Но у нас в школе очень стабильный коллектив, текучка кадров практически нулевая. Есть еще один важный момент: чтобы показатели средней заработной платы были высокими, школа заинтересована в том, чтобы учителя имели высокую нагрузку, но в этом случае может пострадать результат, качество обучения. Этого допускать нельзя.- Достойная заработная плата дает право на больший спрос с педагогов, как вы считаете?- Прямой зависимости, на мой взгляд, нет, но родители учащихся, понимая, что школы существуют на деньги налогоплательщиков, понимают и то, что они вправе требовать от школы, где учится их ребенок, соответствующего качества образования. Морального права требовать этого у них стало, конечно, больше, ведь учителям созданы условия, у них достойная заработная плата. Но в то же время возросла и нагрузка на учителя. Я имею в виду отчетность, работу с электронным журналом, информационными пространствами, современным оборудованием. Естественно, сегодня больше стало вопросов и обращений к учителям, психологически работать им стало сложнее. Поэтому учителям сегодня необходимо быть более стрессоустойчивыми. Родители наших учеников очень разные, среди них есть те, кто рассматривает школу как камеру хранения (мы понимаем, что они вынуждены зарабатывать деньги и не всегда им удается зайти в школу, проверить ребенка, проконтролировать его, хотя они и несут за это ответственность), а другие относятся к работе учителей, к проблемам школы с пониманием.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту