search
main
0

Если педагогические звезды зажигают, значит… Значит?

​Фирменный поезд Москва – Минск мчал меня в гостеприимную столицу Беларуси на суперфинал профессионального конкурса «Учитель года Республики Беларусь-2011», и я уже нахожусь в предвкушении открытий, потому что знаю, как любят и умеют трудиться белорусы, насколько высок в стране творческий потенциал людей.

В 6 утра по местному времени проводница нашего вагона, похожая на стюардессу международных авиалиний, открыла дверь на станции прибытия Минск, я шагнул в толпу встречающих, за которой сразу увидел лица своих: сотрудника Минского городского института развития образования, председателя клуба учителей «Большая перемена» Татьяны Павлючук и ее супруга. Утренний вокзал удивил меня своим спокойствием – в Москве в это время уже наступают друг другу на пятки. Мы мчались на машине через моросящий дождик по еще почти пустому шоссе, коротко обменивались новостями, а я наблюдал, как люди пересекают перекресток, жмутся вместе на остановке, пытаясь удержать уходящее тепло постели. Но заведенный рабочий ритм не удержать, когда я в 8.30 вошел а актовый зал республиканской Академии последипломного образования, он был уже наполнен педагогами в деловом и приподнятом настроении.В суперфинал вышли 6 учителей. Именно среди них нужно выбрать одного победителя. Всем предстояло, как объявили ведущие, пройти четыре испытания: брейн-ринг, мини-урок (мастер-класс), конкурс-сюрприз, представление своего опыта.Брейн-ринг: моделируется ситуация «горячей линии» в школе, когда надо ответить на поступивший звонок. Первая трудность задания – сначала ясно сообразить: если задание в большей мере ориентировано на проявление остроумия и находчивости, то ожидается один ответ; если на педагогическую точность – то иной. Двое участников (учитель физики и астрономии из Гродно И.Маслов, учитель биологии из города Кричев Могилевской области Е.Тилюпо) выбрали второй вариант: под проблемную ситуацию они корректно подобрали психолого-педагогическое обоснование. Двое других (учитель математики и информатики из Минской области И.Якименко, учитель физики из Полоцка Д.Шиц) предложили остроумное решение, что получилось, на мой взгляд, вполне удачно. И.Зубрилина (учитель английского языка из города Дятлово Гродненской области) и Е.Гарбар (учитель биологии из Гомельской области) попытались с той или иной мерой адекватности найти вариант комбинации: и обоснования, и юмора. На лицах участников еще читалось напряжение, но необходимо отдать должное их выдержке: все справились и с волнением, и с заданием.Мини-урок: посредством урока в течение 20 минут нужно раскрыть не совсем обычную тему, а именно «Поэтом можешь ты не быть…». Что я посчитал тут самым существенным? Прежде всего социальную направленность предметного содержания образования и создание на этой основе учебной мотивации. На уроке английского языка И.Зубрилина моделирует ситуации профессионального самоопределения школьника, урок Е.Гарбар посвящен здоровью человека. Важна также информатизация пространства урока, например систематическое использование электронной доски на уроке английского языка И.Зубрилиной, интересны элементы театрализации и драматургии, ролевой игры – совместное сценирование ситуации (на уроке английского языка И.Зубрилиной, на уроке физики Д.Шица, на уроке астрономии И.Маслова). Немаловажно и физическое действие человека как аналога какого-либо понятия, пантомима: закон Ома на уроке физики (Д.Шиц), иллюстрация способов сохранения здоровья на уроке биологии (Е.Гарбар), дубы-великаны – на уроке биологии (Е.Тилюпо), движение небесных тел (И.Маслов). Взволнованный человек не может сидеть на месте, дети от волнения начинают прыгать и крутиться, правильное физическое движение может послужить средством возбуждения мозга. Мы уже уходим от хрестоматийного урока в классе, когда все должны сидеть, не шелохнувшись, сложа руки, и смотреть в одну точку – на учителя. Настоящему учителю нужен артистизм как педагогический инструмент (Д.Шиц, И.Якименко), мощность воздействия этого инструмента специально подчеркивал, например, А.С.Макаренко. Другое дело, что классическое педагогическое образование не включало в себя ни актерское искусство, ни секреты режиссуры, ни риторики. Педагоги восполнили пробел путем самообразования, что тем более ценно. Педагогу нужен юмор, он открывает любое сердце, и этим воспользовались Д.Шиц, И.Якименко, И.Маслов. Они оказались еще и мастерами педагогического общения, например, в работе Якименко была очевидна его профессиональная установка – основывать учебный процесс на общении, сначала – контакт, обучение – потом. На его мини-уроке учителя-конкурсанты незаметно и сразу вдруг превратились в непосредственных школьников, попали под обаяние педагога: открылись лица, естественными стали улыбки, заблестели глаза. Интересной была организация законченного совместного творческого проекта на мини-уроке: разработка бизнес-плана у И.Якименко, реклама белорусских чудес природы в туристических целях и составление экскурсионного маршрута у Е.Тилюпо, составление визитной карточки планеты Земля для космического полета на уроке астрономии И.Маслова. При этом участники проекта приобрели опыт совместной деятельности, нацеленной на конечный практический результат.Конкурс-сюрприз помог понять, как можно использовать на уроке такие неожиданные предметы, как вешалка, корзина, декоративное поленце. Кто-то предложил остроумный ответ (И.Якименко, Д.Шиц), кто-то искал действительную возможность использования этих предметов на уроке в качестве средств обучения (Е.Тилюпо, Е.Гарбар, И.Маслов). Пожалуй, наиболее изящно сумела сочетать остроумие и прикладной смысл И.Зубрилина.Представление и защита опыта собственной педагогической деятельности запомнились оригинальностью авторской педагогической идеи и культурой (ясность, полнота) ее изложения.В результате конкурсных испытаний лучшие педагоги Беларуси смогли приобщить всех нас, находившихся в зрительном зале, к тому, как видят мир они, как чувствуют биение жизни, людские заботы. Они показали, как учитель умеет мечтать, как мысль становится в его руках предвидением, которое изменяет нас сегодняшних.Сергей ПИМЧЕВ, ведущий научный сотрудник, профессор Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте