search
main
0

Если отступить от вечных ценностей. Весной во Владивостоке состоялась первая конференция Российско-Американского партнерства «СИВИТАС-Восточная Россия»

Один из крупных проектов партнерства – «Я – гражданин России». Цель его – воспитание активной гражданской позиции у школьников. В рамках его команды школьников под руководством учителя выбирают и исследуют близкую им социально значимую проблему. Изучаются ее причины, состояние и возможные пути решения, предусматривающие активное участие самих школьников. Из возможных решений выбирается оптимальное, составляется и выполняется план действий. Другое важное направление работы партнерства – предоставление работникам образования и школьникам регионов-участников дополнительных возможностей для профессионального и личностного развития, повышения профессионального мастерства, организация обменов между преподавателями Дальнего Востока России и США. Конференция явилась важным этапом в развитии партнерства. Впервые регионы-участники смогли собраться вместе, представить свои достижения, обсудить вызовы, поделиться опытом. Каждый регион был представлен местным координатором партнерства, учителем – участником проекта «Я – гражданин России» и представителем системы образования региона.

: расширить представление о понятиях «семьи», «семейные отношения»; определить ценности семьи; ознакомиться с сегодняшними проблемами семьи; высказывать личную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры; выработать уважительное отношение к мнению друг друга, признавать право на другую точку зрения. для обсуждения: для обсуждения: для обсуждения:

Цели конференции

Поделиться информацией о деятельности партнерства СИВИТАС- Восточная Россия: целях и задачах, осуществляемых проектах и достижениях регионов.

Представить информацию о деятельности Центра Гражданского образования и программы СИВИТАС-Интернэшнл (США).

Представить информацию о деятельности организаций, работающих в области развития гражданского общества на Дальнем Востоке России.

Укрепить и развить партнерские отношения СИВИТАС-Восточная Россия.

Несколько слов о самом партнерстве.

«СИВИТАС-Восточная Россия: место партнерства в развитии гражданского общества и гражданского образования на Дальнем Востоке России и тихоокеанском побережье США», были представлены американским и российским директорами партнерства Мэри Бристол (Аляска) и Павлом Соболем (Камчатка). Координаторы всех регионов партнерства – российских и американских – рассказали о своей деятельности, ее достижениях и вызовах, важным компонентом программы были сессии, посвященные вопросам развития гражданского образования в России и США, демонстрации занятий со сравнительным компонентом и применением активных и интерактивных методов, которые возможно проводить в школах обеих стран.

Большой интерес участников вызвали сессии гостей конференции: «Цели и задачи Центра гражданского образования и программы международного обмена СИВИТАС» Джека Хоара, старшего советника Центра гражданского образования, США»;

«Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России» Андрея Иоффе, кандидата исторических наук, доцента Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, зам. директора партнерства «СИВИТАС-Россия»;

«Кто ответственен в США за школьное образование?» Роберта Бойе, Ph.D., директора Отдела профессионального усовершенствования учителей, школьный округ Анкориджа, Аляска, США;

«Гражданское образование в штате Вашингтон, США» Калеба Перкинса, директора Офиса социальных дисциплин и международных программ суперинтенданта штата Вашингтон.

На конференции также выступили представители различных организаций, занимающихся развитием гражданского общества: консульства США во Владивостоке, ресурсного центра по развитию гражданских инициатив в Приморском крае, ИСАРа ДВ, представительства корпорации «Фонд Евразия» (США) в г. Владивостоке, СИВИТАС-Россия. Они рассказали о возможностях, которые их организации предоставляют работникам образования.

Однако, возможно, самое большое впечатление на участников произвело выступление команды школьников школы №28, которая участвовала в проекте «Я – гражданин России» в этом году и была признана одной из трех лучших команд Приморского края. Команду представили Наталья Лосева, учитель, и Светлана Соколова, директор школы. После этого ребята представили проект, который они осуществляли в рамках «Гражданина», поделились впечатлениями от работы над проектом, своими планами, ответили на вопросы участников.

Партнерство выражает глубокую благодарность всем, кто помогал в подготовке и проведении конференции. Особое спасибо – Департаменту образования и науки администрации Приморского края и лично Константину Межонову за помощь и содействие в организации конференции.

Два года назад Приморский край стал участником партнерства «СИВИТАС-Восточная Россия», работу которого координирует АНО «Русско-американский центр», Петропавловск-Камчатский. И началась кропотливая работа в сфере гражданского образования в Приморье. Особенно насыщенной она была в этом году. Наиболее крупным проектом в рамках партнерства явилось участие приморских школьников во всероссийской акции «Я – гражданин России». Кто бы мог подумать, что 13-15-летние подростки откликнутся всей душой на предложение принять участие в проекте и вместо того, чтобы гулять или кататься на коньках, будут рваться решать насущные вопросы. Самые неугомонные нашли применение своей энергии. В марте во Владивостоке прошел уже второй краевой фестиваль «Я – гражданин России». Он стал заметным событием в жизни нашего края. Увеличилось число команд-участников, улучшилось качество представленных работ.

Кроме этого, по инициативе партнерства «Сивитас-Восточная Россия» учащиеся Владивостока приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Колокола памяти», посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работы Ксении Бондарчук и Елены Кочубей (школа №57) были признаны лучшими и вошли в число победителей. Они приглашены на фестиваль финалистов, который состоится в с. Кинель-Черкасы Самарской области и будет проходить при организационной и финансовой поддержке многих организаций, в том числе международного партнерства «СИВИТАС-Россия».

В апреле Владивосток был удостоен чести проведения первой международной конференции «Гражданское образование на Дальнем Востоке: деятельность партнерства «Сивитас-Восточная Россия». Она получила широкий общественный резонанс. Участники ее рассказали о партнерстве «Сивитас-Восточная Россия, познакомились с работой Центра гражданского образования и программой СИВИТАС-Интернешнл (США). В результате появился новый потенциал в укреплении и развитии партнерских отношений «СИВИТАС-Восточная Россия».

В конце апреля во Владивостоке состоялся мобильный семинар «Активные методы преподавания в гражданском образовании и игровые технологии». С радостным волнением ждали его учителя. Подобные семинары уже проходили на Дальнем Востоке – на Камчатке, в Хабаровске, в Магадане и на Сахалине. И вот наступила очередь Владивостока. Семинар стал возможен благодаря организационному и ресурсному сотрудничеству государственных и общественных организаций, российских и международных партнеров: «СИВИТАС-Восточная Россия» (региональный координатор в Приморском крае Лариса Ивановна Коробова), фонда «СИВИТАС-Россия», Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Русско-американского центра (Петропавловск-Камчатский), Федеральной академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, Департамента образования администрации Приморского края, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

В нем принимали участие 25 работников образования Владивостока. Была одна особенность – он имел статус международного. Его полноправными участниками стали Мэри Бристол – американский директор «СИВИТАС-Восточная Россия» и Роджер Миллер – преподаватель социальных дисциплин (штат Аляска, г.Анкоридж). Это придало семинару особую значимость, создало особую атмосферу. «И Америка с нами не раз разделяла здесь наши победы», – пели учителя в конце семинара.

Семинар проводил Андрей Иоффе, заместитель директора партнерства «СИВИТАС-Россия» доцент кафедры истории, социально-политического образования и права Федеральной академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, кандидат исторических наук, вице-президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», а также Ольга Черненко, исполнительный директор АНО «Русско-американский центр» (Камчатка).

Слушателям были предложены темы: «Основные понятия гражданского образования», «Сравнение текстов государственных гимнов», «Каковы условия эффективной борьбы с коррупцией?», «Способы организации дискуссий в учебном процессе», «Темпераменты. Ролевая игра», «Право на жизнь и неприкосновенность частной жизни», «Россия и США в середине XIX века. Сравнительный анализ исторического развития и общественных реформ», «Понимание демократии».

В результате проведения семинара участники смогли: объяснить роль интерактивных методов в гражданском образовании; моделировать и самостоятельно составлять занятия с использованием интерактивных форм и методов; обсудить возможность использования компьютерных технологий на интерактивных занятиях; познакомиться с проблемой оценивания при использовании интерактивных методов.

Кроме того, участники смогут провести подобные семинары в своих образовательных учреждениях, на методических объединениях учителей истории, обществознания, граждановедения и права.

Были разработаны собственные занятия с использованием активных и интерактивных методов. Все участники получили новые учебно-методические пособия.

Нельзя не отметить высочайшую квалификацию тренеров, доброжелательное отношение участников, их активность, творческий подход.»Мы восхищены, потрясены, очень интересно, мы никогда не забудем этот семинар» – вот лишь немногие отзывы владивостокских учителей. Всем хочется сказать слова признательности.

Семинар закончился. Уехали тренеры. Как оценить их роль в дальнейшей судьбе участников семинара? Учителя уже в одиночку штурмуют каждый свою вершину. Но умом и душою тренеры всегда вместе с ними. И они знают об этом. Доверие и уважение тоже один из источников тех сил, которые помогают им подняться на эти вершины.

Хочется верить, что проведение таких семинаров с привлечением местных тренеров и тренеров из других регионов станет на Дальнем Востоке регулярным.

Уроки, созданные

в ходе семинара

Тема «Патриотизм и гражданственность» –

«Человек и его Отечество»

Авторы: Ирина Погребная, Наталья Дементьева

Тема актуальна и значима для учеников 10-го класса. Им в скором времени предстоит служить в армии – многие ищут пути, как уклониться от этой почетной обязанности, смогут ли приспособиться к непростому военному быту, поймут ли необходимость. В чем ценность человеческой жизни, в чем счастье, право выбора и т.п.?

Оценивание будет производиться на основе демонстрации учебных продуктов, созданных в ходе внеклассного занятия:

– презентации;

– буклет;

– подборка литературы.

Краткое описание идеи занятия

В рамках урока сделать широкое обобщение, включить в данную работу учащихся, учитывая их интересы, невозможно. Необходимо более широкое пространство, более свободное время, более комфортная обстановка. Создание творческой атмосферы через театрализацию, декорации, ролевую игру, в ходе которой можно будет «прожить» ситуации выбора в решении проблемных вопросов. Это своеобразная подготовка к тому, чтобы будущий гражданин «активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для нее». «Воспитать гражданина сложно, но в то же время совершенно необходимо».

Ключевыми идеями стали:

Активную гражданскую позицию ребенка легче сформировать, если он принимает участие в образовательном процессе: участвует в ролевых играх, в исследовательских проектах, работает с источниками.

Ключ к ответственной гражданской позиции в демократическом обществе – активное и ответственное участие в политической жизни страны, которое формируется в процессе «проживания» этого участия в образовательном процессе.

В результате проведения занятия учащиеся смогут: расширить представления о гражданском обществе, о гражданственности и патриотизме в разные исторические эпохи в разных странах; обобщить знания по теме «Патриотизм и гражданственность»; составить представление о связи понятия гражданственности с состоянием развития общества; участвовать в дискуссии, уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения, аргументировать, приобрести умения и навыки работы с источниками (документами, художественными текстами), определять степень своего участия, соотнося его с личными, групповыми, общественными и государственными интересами, демонстрировать результаты своего труда; уважать мнение других; принимать решения, брать на себя ответственность при выполнении задания.

Основные понятия (словарь занятия):

Гражданин, гражданское неповиновение, диссидент, индоктринация, космополитизм, мессианство, обычаи, патриот, патриотизм, пацифизм, регионализм, традиции (политические).

План занятия

Каковы истоки патриотизма?

Нужно ли критиковать свое Отечество?

Что в первую очередь способствует формированию патриотических настроений у людей?

Как может проявляться патриотизм в обычной жизни?

Всегда ли, на ваш взгляд, человек должен отдавать жизнь за свое Отечество?

Как соотносятся патриотизм и национализм?

Должен ли гражданин подчинять свои интересы интересам общества и государства?

Новая информация

Что такое патриотизм и национализм, патриотизм и гражданственность, гражданин и патриот, патриот и космополит?

Интерактивная часть (интерактивное упражнение). Обсуждение следующих острых вопросов:

Следует ли сравнивать свою страну с другими странами?

Может ли такое сравнение повредить формированию патриотических чувств?

Может ли патриот отказаться от службы в армии?

Формы воплощения:

ролевая игра (сценка);

проектная деятельность;

обсуждение альтернативных решений.

Создание проблемного пространства

Игра-сценка: «Я служить должен так же, как все…» Действующие лица: сын-призывник, мама, отец, бабушка, солдаты, командир роты. Обсуждение причин нежелания современных подростков служить в армии.

Работа в группах

Дан материал с определениями понятий из разных источников («Книга ресурсов»).

Задание: Прочитайте определения. Опираясь на материалы, свой опыт и уже имеющиеся знания, ответьте на вопросы, напишите определение и будьте готовы представить его группам (10 мин. на выработку определения и 2 мин. на представление).

Тема «Избирательный процесс»

Авторы: Н.Лосева, О.Мельникова, И.Комарина, Л.Чижова, О.Пушилина

Рассмотрение данной темы позволяет установить межпредметные связи с курсами история России и всеобщая история, литература.

Выборы последних лет в России показали низкую политическую активность, следствием которой может стать ситуация, о которой Д. Нейтак сказал: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».

В данной теме затрагиваются и следующие ценности:

Справедливость, гражданская позиция, моральная ответственность, уважение к закону, плюрализм, активная жизненная позиция и т.д.

Оцениваться проведенная работа будет на основе отчета, который оформляется группами на плакатах.

В результате проведения занятия учащиеся смогут узнать: для чего нужна представительная власть; что такое выборы; обязанности гражданина; роль гражданина в демократическом обществе; как граждане могут участвовать в принятии решений в своих сообществах.

Научатся собирать и оценивать информацию, проявлять навыки критического мышления, гражданского участия, сотрудничества, достижение согласия.

Проявлять моральную ответственность; уважать человеческое достоинство и плюрализм мнений, уважать закон, участвовать в общественной и политической деятельности.

Основные понятия:

избирательное право, выборы, избирательные системы, партия.

Вопросы

1. Для чего нужны выборы?

2. Что собой представляет процедура выборов?

3. Может ли простой человек принимать важные решения для государства?

4. Чем опасна низкая избирательная активность?

5. Какая из двух избирательных систем более справедливая?

6. Какая из предложенных систем более подходит России?

Рассмотрение основной проблемы

Мозговой штурм

Работа в малых группах

Каждая группа на плакатах представляет выводы, сделанные в результате анализа документов.

Подведение итогов

Анализ проблемы. Общая дискуссия. Проверочный тест. При этом надо показать свои умения: анализировать, делать выводы, отвечать на проблемные вопросы, обобщать, давать четкие, точные формулировки.

Тема «Семья»

Авторы: О.Виселова, Е.Казанова, Н.Карташова, И.Палащенко, С.Соколова, О.Титарова.

Словарь: семья, полная, неполная семья, счастье, любовь, уважение, терпение, брак.

Урок предусматривает использование межпредметных связей (социальных дисциплин, литературы, биологии).

Семья сегодня находится в кризисном состоянии. Быть или не быть семье вообще? Утвердятся ли другие формы семьи? Что и кто будет восполнять социальные функции семьи? Есть ли необходимость в сохранении патриархальной российской семьи как основы российского общества? Эти и другие вопросы постоянно будируют общественное мнение. Как в таком множестве проблем ориентироваться подросткам 14-15 лет?

Урок будет способствовать выбору ориентиров в будущем построении семьи.

Цели и задачи: расширить представление о понятиях «семьи», «семейные отношения»; определить ценности семьи; ознакомиться с сегодняшними проблемами семьи; высказывать личную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры; выработать уважительное отношение к мнению друг друга, признавать право на другую точку зрения.

План урока

Мотивация

Притча

Кавказская семья праздновала 80-летие совместной жизни. Собрались родственники, дети, внуки, правнуки. Появились журналисты. Один из них задал вопрос столетнему юбиляру: как вам удалось в течение 80 лет сохранить семью? Какие качества помогали вам. Назовите три главных. И горец ответил: первое – терпение, второе – терпение, третье – терпение. Зашумели внуки и правнуки: дед, а где же любовь, счастье, дружба? Как вы думаете, что ответил юбиляр? Ответы детей. В конце урока можно вернуться к притче и сообщить ответ, который был в оригинале. Юбиляр ответил: нетерпение сжигает любовь, гасит счастье и разрушает дружбу.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

Возможные варианты ответа: родители, дом, дети, дружба и т.д. Проводится ранжирование.

Доказать, что выбранное вами понятие самое важное.

Подготовить вопрос для другой группы.

Выбрать лучшее выступление. Общее обсуждение.

Анализ высказываний великих людей о семье.

Тема «Смертная казнь:

«ЗА» и «ПРОТИВ»

Авторы: С.Борисенкова, Л.Лютикова, Л.Небесская.

Межпредметные связи: право, история, культура, социология. Возможные варианты использования: внеклассное мероприятие, классный час. 10-11-й класс.

Основная идея занятия

Сегодня проблема наказания за совершенные преступления волнует все слои общества. Это связано с ростом преступности и большей жестокостью совершаемых преступлений, омоложением преступности, распространением новых видов преступлений, ставящих под угрозу все большие группы людей (в первую очередь это касается терроризма).

Ценности: право на жизнь, нравственные, этические, правовые нормы.

Критерии оценивания: активность, логичность, аргументированность ответов, умение доказать собственную позицию.

В результате проведения занятия учащиеся смогут: формулировать определения, использовать соответствующую терминологию, разграничивать понятия, сравнивать и анализировать документы, составлять блок-схемы, уметь отстаивать и высказывать свою точку зрения, демонстрировать свою позицию, понимать и уважать противоположную точку зрения по одному вопросу.

Понятие «смертная казнь».

Отношение к смертной казни на разных этапах исторического развития.

Отношение к смертной казни сегодня.

Ход урока

Предложите учащимся назвать чувства, которые вызывает у них словосочетание «смертная казнь». Возможно, среди названных ими ответов прозвучат следующие: ужас, страх, содрогание, решительный протест, удовлетворение, отмщение.

Является ли смертная казнь наказанием или это мера ответственности. Мы рассмотрим на примерах высказываний разных людей на протяжении исторического развития общества.

Шопенгауэр Артур «Идеи этики»

Если, как учил Беккария, наказание должно строго соответствовать преступлению, то это основывается не на том, что первое должно служить искуплением за последнее, а на том, что залог должен соответствовать ценности того, за что он оставлен. В силу этого каждый вправе требовать в залог безопасности собственной жизни чужую жизнь; но он не вправе требовать того же в залог безопасности своего имущества, потому что для последнего достаточным залогом является чужая свобода. Вот почему для обеспечения жизни граждан смертная казнь, безусловно, необходима. Тем, кто хотел бы ее упразднить, следует сказать: «Удалите прежде из мира убийство, а за ним последует и смертная казнь».

Какова позиция автора по отношению к смертной казни?

Считаете ли вы аргументацию автора достаточно убедительной? Почему?

Может ли быть, по вашему мнению, смертная казнь когда-нибудь отменена?

Игра в гуманность дозволительна высокопоставленным лицам. Она им никак не угрожает, а политический вес может повысить. Народу же эта «гуманность» боком обходится. Когда «гуманный» закон одним концом мягко гладит преступников, другим концом он жестоко бьет всех остальных.

Каково ваше отношение к смертной казни? Обоснуйте свою точку зрения.

Как изменилась преступность в наше время по сравнению с прошлыми эпохами?

Чем игра в гуманность отличается от подлинного гуманизма? Как понимает гуманизм автор письма и каково его отношение к гуманизму?

Должны ли законы быть гуманными?

Александр Сумароков «О казни»

Казни убийц ради образца нужны; но истина и человеколюбие не образца единаго, но и отмщения требуют. Отмщение есть грех, говорят; но и Бог беззакония мститель: а светский суд подражает божиему; так наказание и отомщение едино: я не говорю о насилии отомщения, но об отомщении по правосудию, не для образца только; но и для удовлетворения оставшим после убиеннаго, ради утоления их чувствительности.

Как автор относится к смертной казни? Согласны ли Вы с ним?

Какие аргументы приводит Сумароков в защиту собственной позиции? Насколько весомыми они выглядят, на ваш взгляд?

Должно ли правосудие служить «отомщению»? Почему?

В результате оказалось, что все группы высказали и сформировали разные мнения. По статистике высказываются больше «за» смертную казнь.

Итог урока

Смертная казнь – это не есть способ конструктивного решения вопроса о борьбе с растущей преступностью в современном обществе.

Тема «Духовные ценности

и в современной России»

Авторы: Т.Старинец, С.Высоцкая, Е.Пименова, В.Николаева, З.Бондарчук.

Цели:

В результате проведения занятия учащиеся смогут: получить представления о духовных ценностях, закрепить навыки участия в дебатах, «мозговом штурме», понять важность процесса формирования нравственных и духовных ценностей.

духовные ценности, духовные потребности, духовно-религиозные идеалы.

Методические рекомендации

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить о посещениях церквей, монастырей .

Вопрос: Какое впечатление они произвели на вас? К какому выводу вы пришли?

Дети сами пытаются сформулировать причины феномена существования религиозных взглядов. Рейтинг причин (по результатам распределяются по группам)

Дебаты

Учитель объясняет правила. Каждая группа занимает соответственно первую, вторую и третью позиции.

Первое утверждение. Без возрождения религиозно-духовных ценностей Россия не сможет сохранить свою самобытность.

Второе утверждение. И без возрождения религиозно-духовных ценностей Россия сможет сохранить свою самобытность.

В процессе дебатов учащиеся выражают свое мнение через поднятие карточек:

Желтый цвет – выступающий ученик был не совсем убедителен в своих аргументах.

Красный цвет – выступающий ученик слабо защитил свою позицию.

Зеленый цвет – выступающий отлично защитил свою позицию.

После окончания выступлений представителей команд эксперты подводят итоги дебатов и озвучивают свое мнение перед классом.

Учитель оценивает работу учащихся и благодарит всех за проделанную работу.

Домашнее задание

Написать эссе-размышление (разговор с самим собой по душам), в котором вы бы выразили свое отношение к духовному состоянию российского общества.

Кризис моральных и духовных ценностей. Родительское собрание – гражданский форум.

Цель: найти золотую середину в отношениях между родителями и детьми, между учителями и учениками, между родителями и учителями.

Описание проблемы: падение нравов, социальное неравенство, кризис семейных ценностей. Как найти выход из создавшейся ситуации?

3 подхода к проблеме Выдержки из выступлений:

Подход 1

Активность: создать в коллективе атмосферу нетерпимости ко всякого рода грубости и жестокости.

Вопросы для обсуждения:

1. Будет ли иметь значение информативность учителей о случаях бездушного отношения к детям; имеют ли право дети обращаться за помощью в соответствующие органы для формирования активной жизненной позиции по борьбе со злом.

2. Должен ли устанавливаться общественный контроль над средствами массовой информации с целью прекращения демонстрации насилия на экране?

3. Возможно ли выявление случаев насилия в школе?

Подход 2

Упреждение: изменить экономическую ситуацию в сторону стабильности и преодоления социальных контрастов. Поднять авторитет родителя и ученика.

1. Решают ли деньги проблему морали? 2-Амшет ли социальное неравенство на отношение учителя к ученику и наоборот?

Подход 3

Возрождение: формировать нравственную культуру, пропагандировать гражданскую позицию.

1. Можно ли научить доброте?

2. Должна ли школа помимо образовательной выполнять воспитательную функцию?

Огорчает тот факт, что в средствах массовой информации часто можно слышать фразы: «исламский экстремизм», «исламские террористы», когда бандитов отождествляют с религией и целыми народами, исповедующими ее.

Чисто религиозных войн не бывает, обязательно в основе лежат экономические, политические проблемы. Религией спекулируют, толкуя ее в интересах политиков. В политике интересы играют доминирующую роль, и если чьим-то интересам угрожает опасность, то используются все возможные средства для их защиты. «Я не сомневаюсь, – писал Гоббс, – что если бы истина, что три угла треугольника равен двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии».

Мы провели анкетирование на первом курсе юридического факультета ОГУ. На вопрос, возможно ли мирное существование ислама и православия, 50% ответили «да», 41% – «нет», и только 9% затруднились ответить.

Обряды (ритуалы) могут способствовать интериоризации индивидами групповых норм и ценностей, установлению психологических сопереживаний групповой солидарности.

В Оренбурге проводятся дни татарской, башкирской, русской, еврейской культуры. Независимо от национальной принадлежности люди получают удовольствие от таких праздников.

На наш взгляд, образование не должно быть беспочвенным. Такие дисциплины, как культурология, история, обязаны воспитывать гордость за родную культуру, уважение к ней – значит необходимо воспитывать чувство собственного достоинства.

Является ли современная литература XX века продолжением и развитием тех идей, которые высказала, художественно выразила классическая литература? Создала ли она что-то новое? Как это новое соотносится с тем, что мы воспринимаем как вечные ценности? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо исследовать эстетические, философские, нравственные достижения современной прозы.

Андрей ИОФФЕ, заместитель директора партнерства «СИВИТАС»; Лариса КОРОБОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте