С 2003 года фонд «Петербургское наследие и перспектива» проводит фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга», посвященный самым выдающимся жителям города. В этом году он проходил в 18‑й раз и завершился торжеством в честь юбилея заслуженного учителя России Ларисы Листовой. Участниками ее творческого вечера «Урок длиною в жизнь» стали представители Совета молодых педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«Антракт, это антракт!» – звучит голос президента фонда «Петербургское наследие и перспектива» Галины Ефимовой в Театре юного зрителя имени А.А.Брянцева.
Через несколько секунд в зале зажигается свет и десятки людей начинают двигаться, но не в сторону буфета, а к первому ряду, где сидит главная героиня сегодняшнего вечера – учитель начальных классов Второй Санкт-Петербургской гимназии Лариса Листова.
Среди тех, кто спешит поздравить Ларису Александровну и сделать совместную фотографию на память, школьники разных возрастов, взрослые, которые учились у педагога десять, двадцать или даже тридцать лет назад…
Многие из них уже успели отвести к знаменитому учителю собственных детей. С благодарностями и словами поддержки к почетному гражданину Санкт-Петербурга обращаются коллеги – учителя со всего города и Ленинградской области.
Особенно интересно всматриваться в лица и взгляды молодых педагогов, обступивших героиню вечера. Кажется, что все они старательно ловят каждое слово, звучащее из уст Ларисы Александровны. И это один из немногих примеров, когда молодость так искренне внимает опыту. Находящимся в ТЮЗе учителям, конечно же, хочется обладать таким же непререкаемым и неоспоримым авторитетом, поэтому секрет успеха Ларисы Листовой интересен любому.
Сама Лариса Александровна признается, что сначала хотела выбрать другую социально значимую профессию, связав свою жизнь с медициной. Однако затем наступил период переосмысления, окончившийся поступлением в некрасовское педагогическое училище №1.
В 1975 году Лариса Листова начала работать в школе №290 Красносельского района Санкт-Петербурга. Еще через 14 лет перешла во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где до сих пор остается педагогом начальных классов. За 45 лет стажа число выпускников Ларисы Александровны достигло 600 человек, а в этом году ей вновь достались первоклашки.
Ответственное отношение к своим обязанностям, активность и целеустремленность помогли Ларисе Листовой добиться впечатляющего списка достижений: отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации, призер конкурса «Женщина года» в номинации «Образование», почетный гражданин Санкт-Петербурга, и это без перечисления многочисленных побед в различных профессиональных конкурсах…
В этот вечер Лариса Листова получила еще одну награду – медаль «За заслуги перед Санкт-Петербургом».
Почетный знак под всеобщие аплодисменты вручала Елена Владимирская, первый заместитель председателя городского Комитета по образованию. Со словами благодарности к Ларисе Александровне и организаторам творческого вечера – фонду «Петербургское наследие и перспектива» обратился и первый заместитель председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования Иван Кайнов.
Иван Васильевич зачитал поздравление председателя организации Владимира Кузнецова, в котором отмечалась принципиальная позиция Ларисы Листовой по отношению к богатым традициям отечественного образования. Своей работой Лариса Александровна доказала, что качественное обучение возможно лишь при использовании опыта своих предшественников и высоком уровне культуры педагога.
Во второй части вечера гостей ожидало необычное прочтение гоголевского «Ревизора» в жанре мюзикла. «Инкогнито из Петербурга» поднял настроение зрителям и удивил актуальностью некоторых реплик персонажей, которые касались организации работы медицинских учреждений.
Однако вернемся к антракту, во время которого молодые педагоги воспользовались возможностью немного пообщаться с Ларисой Александровной. Наверное, стоило ожидать, что начинающие учителя начнут задавать многочисленные вопросы, просить поделиться с ними профессиональными секретами, хитростями, но в реальности все произошло по-другому. Очень быстро инициативу в разговоре взяла Лариса Александровна.
Педагог-наставник предложила коллегам различные варианты дальнейшего взаимодействия. Например, совместно с Советом молодых педагогов готовить учителей к профессиональным конкурсам. После этого Лариса Листова пригласила всех присутствующих посетить свои занятия, отметив, что педагога прежде всего необходимо видеть в деле.
Уже после окончания творческого вечера, завершившего 18‑й фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга», мы связались с Ларисой Александровной, чтобы обсудить роль наставничества и выяснить, что мотивирует ее тратить свое время и силы на взаимодействие с молодыми педагогами.
– Лариса Александровна, как вы относитесь к институту педагогического наставничества? Каково его значение для начинающих учителей?
– К институту педагогического наставничества я отношусь положительно. И его значение для начинающих учителей оцениваю на 5 из 5! Давайте обратимся к толковому словарю, да не обычному, а профессиональному. В нем читаем: «Наставник – высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники (молодые педагоги) могут получить совет или поддержку.
Наставник помогает молодому педагогу совершенствовать методы обучения, составлять различные инструкции и задания учащимся, а также оценивает процесс и результаты деятельности молодого коллеги, реализуя лично им принятые установки. Деятельность наставника и его стиль становятся образцом для молодого педагога». Это в словаре, а в жизни…
В этом году я работаю в 1‑м классе. Со мной в параллели учат первоклассников две молодые учительницы: одна пришла в гимназию после педагогического училища им. Н.А.Некрасова, которое и я окончила в 1975 году, а вторая уже имеет четырехлетний опыт работы.
Это очень хорошее сочетание опыта и молодости, проверенных методов и новых подходов. Каждый день мы обсуждаем, как лучше преподнести детям тот или иной материал, я помогаю разобраться с планированием, заполнением электронного журнала, даю советы по взаимодействию с родителями.
– Был ли такой наставник в начале вашей педагогической карьеры?
– Когда я в 19 лет пришла в первый класс 290‑й школы Красносельского района Санкт-Петербурга (это было 1 сентября 1975 года), меня окружили вниманием сразу четыре опытных наставника! К сожалению, уже стерлись из памяти их имена, но дела их отпечатались на всю жизнь.
Опытные учителя приглашали к себе на уроки, мы вместе разрабатывали какие-то сложные темы, придумывали для ребят игры, готовились к проведению родительских собраний и родительских консультаций, которые проходили каждую субботу и были обязательными.
Эта совместная подготовка дала мне возможность остаться в профессии, понять стиль отношений между коллегами, учителями и родителями и, конечно, учителем и учениками. Я очень благодарна этим замечательным наставникам!
– Вы всегда с готовностью отзываетесь на приглашения Совета молодых педагогов. Что вас мотивирует? Ведь для вас это дополнительная общественная нагрузка.
– Вы знаете, у нас в гимназии есть замечательная традиция – принимать новых учеников в гимназисты. Дети 1‑х и 5‑х классов готовятся к торжественной церемонии, учат гимн гимназии, клятву гимназиста… И в ней есть такие слова: «Клянусь всегда и везде следовать девизу гимназистов: «Если не я, то кто же»…
А кто может передать молодым педагогам тот опыт взаимодействия с детьми и родителями, который накоплен за десятилетия? Причем опыт положительный, выверенный и проверенный! Сейчас, в сложных условиях, трудно посещать уроки, но можно их подготовить онлайн и провести в классе, дать рекомендации тем, кто готов пойти на профессиональный конкурс.
Иногда достаточно доброго совета, чтобы человек поверил в свои силы, поделился своими наработками… С современными школьниками нужно искать точки соприкосновения, показывать и доказывать, что учиться – это здорово, а знания – это ценность!
– Петербургская система образования заметно отличается от систем образования других регионов России. Что, на ваш взгляд, делает ее такой особенной?
– О том, что петербургская система образования заметно отличается от систем образования других регионов, я слышу постоянно. В чем секрет? Давайте подумаем вместе и найдем аргументы и факты (так я говорю четвероклассникам, когда они что-то доказывают!).
Во-первых, Санкт-Петербург – это не только «музей под открытым небом», но и один из крупнейших научно-образовательных центров России. Именно в Санкт-Петербурге по указу императора Петра Великого была создана Российская академия наук, открыто первое светское высшее учебное заведение России – академический университет. А наши старшеклассники знакомятся с высшими учебными заведениями города и могут поступить в них.
Во-вторых, Северную столицу прославили такие великие ученые, как Леонард Эйлер, Альфред Нобель, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Иван Павлов, Александр Попов, Жорес Алферов, чьи имена вошли в золотую сокровищницу мировой научной мысли. Этот список можно продолжить…
Уже в начальной школе мы знакомим детей с жизнью Михаила Васильевича Ломоносова, Александра Степановича Попова, Дмитрия Ивановича Виноградова и многих других мыслителей. А главное, что у наших ребят есть возможность побывать в музее, посмотреть на предметы быта, походить там, где ступала нога ученого…
В-третьих, гражданская позиция учителя играет огромную роль в формировании активной жизненной позиции подрастающего поколения. Я всегда гордилась историей нашего города, ведь это история и нашей страны.
С каждым новым классом мы читаем и обсуждаем книги о блокаде и Великой Отечественной войне, об Александре Невском и Дмитрии Донском, о Смутном времени и о полете Юрия Гагарина… Эти обсуждения таинственным образом связаны с началом самостоятельного мышления, с осознанием себя как личности.
Мы гордимся тем, что живем и работаем здесь, в Санкт-Петербурге, можем в образовательном процессе использовать пространство города: его сады и парки, реки, каналы и мосты, дворцы и музеи…
– Выбирая между традицией и новациями в образовании, на что бы вы сделали основной упор?
– Я не выбираю между традицией и новациями, а использую и то и другое, ведь традиции обеспечивают стабильность, а новации способствуют развитию и расширяют горизонты познания. Девиз, которому следую всю жизнь, знают все мои ученики: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Именно поэтому я постоянно учусь, чтобы понять, чем дышат сегодняшние дети, во что играют, какие фильмы смотрят, каких кумиров выбирают… Знания эти использую в работе, корректируя поведение ребят, предлагаю взамен чего-то сомнительного то, что имеет ценность в нашей жизни… А вечные ценности никто не отменял.
Сергей ВЬЮНКОВ, главный специалист аппарата Территориальной организации Санкт‑Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии