Организованная дискуссия – одно из наиболее популярных направлений. Она может быть проведена по итогам занятия, посвященного избирательным системам, с использованием методического приема «Определи свою позицию» или «Шкала мнений». Для проведения дискуссии педагог последовательно выполняет следующие шаги: предлагает учащимся подумать над вопросом, предполагающим противоположные ответы (например: Согласны ли вы с тем, что в России следует ввести пропорциональную избирательную систему?); на доске указываются варианты ответов.
по вопросам выборов в различные органы власти может выстраиваться как самостоятельный этап комплексной работы по подготовке будущего избирателя. Так, старшеклассники могут сначала принять участие в ролевой игре «Выборы в местные органы власти», а затем выяснить, как в действительности выстраивается процедура выборов: кого именно выбирают, на какие должности назначают и т.д. Именно на этом этапе работы важно выяснить, куда должны обращаться жители данного населенного пункта в случае возникновения тех или иных правовых проблем.
Учитель просит уточнить свою позицию (например, я за введение в России смешанной избирательной системы); объяснить, почему вы заняли такую позицию; привести один (самый главный) аргумент в защиту своей позиции.
В ходе игры по окончании высказываний всех его участников вы сможете поменять свою позицию, если аргументы других участников вас убедили.
Задается вопрос по очереди ученикам, поменявшим свои первоначальные позиции, почему они это сделали. Подводя итоги, учитель просит определить самые убедительные аргументы, высказанные участниками дискуссии, проанализировать количественное соотношение сторонников разных позиций (учитель может обратить внимание учащихся на то, что это в целом отражает состояние общественного мнения по данному вопросу, сравнить с данными социологического опроса), обсудить, при каких условиях возможно изменение позиции. В заключение предлагается рассмотреть возможные последствия принятия той или иной позиции в реальности (например, переход к мажоритарной избирательной системе).
В результате проведения дискуссии учащиеся смогут: повторить определение избирательной системы, их виды и отличительные черты, обсудить их плюсы и минусы применительно к российской действительности; отработать под руководством учителя структуру самостоятельного высказывания по дискуссионному вопросу; формировать умение оппонировать своему однокласснику, ранжировать аргументы по степени их убедительности. Занятие может иметь и некоторый воспитательный эффект: формировать толерантное сознание старшеклассника, способность воспринимать другую (в том числе и противоположную) точку зрения.
Рассмотрим несколько иной вариант дискуссии с заданными ролями. Учитель делит класс на две большие группы, каждой из которых предлагает заданную роль.
1-я группа: Человек, даже если он одинок, может повлиять на власть (аргументируя эту позицию, учащиеся должны назвать возможные пути влияния на власть).
2-я группа: Человек, если он одинок, не может повлиять на власть (учащиеся должны назвать все возможные аргументы в защиту своей позиции).
Учащиеся могут прийти к выводу, что влияние одного человека на власть невелико, но оно возможно.
Проявления политического влияния: участие в выборах (особенно показательно при мажоритарной избирательной системе: выигрывает тот, кто набирает по результатам голосования 50% + 1 голос); организация вокруг себя группы людей, выражающих интересы определенного слоя (создание и участие в работе различных общественных организаций); проявление гражданской позиции (через составление наказа избирателей депутату, непосредственное обращение к избранному народному представителю и т.д.); использование СМИ как политической трибуны и т.д.
По завершении организованной дискуссии возможно проведение свободной дискуссии. После обсуждения с заданными ролями учащиеся могут рассмотреть следующие вопросы:
Каковы причины политической апатии населения?
Как их можно преодолеть?
Как подготовить себя к активному политическому участию?
Какие причины политической пассивности граждан являются наиболее распространенными в вашем городе, школе?
Как вы можете проявить свою политическую активность уже сейчас?
В ходе дискуссии учащиеся обсудят варианты пассивного и активного отношения к политике. Возможно апеллирование к цитатам и высказываниям известных людей (Жюля Ренана: «Я не занимаюсь политикой. А знаете, это все равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью»; Цицерона: «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы, той свободы, которая выше всех благ и которая, не будучи равной для всех, не есть свобода»; Ш.Монталамбера: «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами»; Шарля де Голля: «Политика слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам» или другие), историческим примерам, обращение к публикациям в СМИ и личному опыту участия в политической жизни.
Результатом может стать выполнение письменного задания:
Определите 5 основных причин…
…отсутствия интереса к политической жизни
…отсутствия доверия к политикам
…отказа избирателей от голосования.
Всестороннее обсуждение различных точек зрения с использованием разнообразной аргументации, основанной на представлениях самих учащихся и их знаниях политических реалий современной российской действительности, поможет учащимся сделать свой личностный выбор в отношении политической жизни общества, определить свое возможное участие в ней.
Ролевая игра, проведенная по теме «Избирательное право», позволит имитировать выборы в органы власти. Главный образовательный эффект происходящего в игре может рассматриваться более широко – выбор как главное испытание, которому подвержен любой свободно действующий и свободно мыслящий человек.
Имитационная игра «Выборы» может выстраиваться в нескольких вариантах.
Рассмотрим один из них, разработанный Е.Корольковой в сборнике статей «Организация внеурочной работы по праву» (выпущен по инициативе Российского фонда правовых реформ). Автор предлагает довольно любопытную идею проведения альтернативных выборов. Поскольку школьники (учащиеся старших классов) еще не обладают избирательным правом, но уже сейчас имеют свои политические предпочтения, предлагается провести имитационную игру, в которой старшеклассники смогут:
принять участие в игровых выборах, проходящих параллельно со всероссийскими, губернскими или другими выборами, и тем самым обнародовать свою позицию;
на практике познакомиться с процедурой выборов: от предвыборной кампании до обобщения и оглашения результатов.
Практически познакомиться с современным законодательством о выборах.
Предполагается, что данная игра будет проходить в течение определенного игрового периода (до 1 месяца) и выстраиваться в соответствии с основными канонами имитационной игры, проходить соответствующие этапы.
Организационный. На данном этапе осуществляется выбор кандидата (из числа реальных кандидатов, существующих в данной избирательной кампании), за которого учащийся будет вести агитацию в ходе предвыборной кампании. Выбор может быть как произвольным, так и непроизвольным (учащийся сам определяет свои предпочтения либо с помощью жребия). Последний вариант работы может быть более продуктивным, поскольку позволяет расширить кругозор учащегося, избавиться от излишней эмоциональности (политической ангажированности), увидеть положительные моменты в позиции «не своей» кандидатуры, более детально проработать политические заявления кандидатов на тот или иной пост, увидеть их слабые и сильные места и т.д. Кроме того, в данном случае все кандидаты (или партии) будут иметь своих сторонников, и на выборах будет представлена вся реально существующая политическая палитра. Следует, однако, сразу предупредить школьников, что такие условия игры (работа на заданного кандидата) будут действовать только на период предвыборной кампании. В момент собственно выборов каждый сможет голосовать по своим истинным предпочтениям, вне зависимости от того, за какую из кандидатур он агитировал накануне.
Выбирается избирательная комиссия, которая будет вести контроль за ходом избирательной кампании и организовывать собственно процедуру выборов. Созданный избирком готовит правила проведения предвыборной кампании (на основе существующего федерального и регионального законодательства, причем список документов с указанием нужных глав и пунктов готовит педагог-эксперт).
Правила ведения предвыборной кампании принимаются на общем собрании, а затем публикуются в школьной газете.
Предвыборная кампания. Каждая группа поддержки того или иного кандидата может разделить роли следующим образом:
Агитаторы (собирают материалы о кандидате, дают интервью, выступают с лекциями, готовят лозунги, агитационные листки, организуют и проводят публичные мероприятия);
наблюдатели (следят за действиями конкурентов, просматривают все документы соперников, участвуют в их мероприятиях, готовят вопросы для уточнения позиций, следят за ходом выборов и публикациями в СМИ, подают жалобы в избирком на нарушение принятых правил и т.д.);
журналисты (проводят PR-кампанию в поддержку своего кандидата и против конкурентов, участвуют в пресс-конференциях, интервьюируют группы поддержки).
Выборы. Как и положено по закону, вся предвыборная агитация заканчивается за день до голосования. Обязательным условием альтернативных выборов является то, что школьники голосуют либо в день реальных выборов, либо за день до их проведения, но ни в коем случае не после. Результаты голосования обязательно обнародуются (в школьной газете, радиопередаче и т.д.).
Для всех участников голосования может быть изготовлена специальная «Памятка избирателю».
На выходе с избирательного участка можно организовать экспресс-опрос:
Какому кандидату/партии вы симпатизировали до выборов?
Изменились ли ваши приоритеты за время предвыборной кампании?
Что повлияло на ваш выбор?
Как вы оцениваете данную игру (полезна или нет; интересна или нет)?
Чему вы научились в ходе игры?
Комфортно ли вы себя чувствовали в ходе игры? Почему?
Желательно на видном месте вывесить плакат с результатами голосования и экспресс-опроса.
В завершении игры можно провести дискуссию на тему «Следует ли предоставить избирательное право в России более молодым?».
Предложенный выше вариант игры можно реализовать преимущественно во внеурочной деятельности. Он затратный по времени, вовлекает в реализацию большой круг людей, возможен только при реализации командного подхода к его проведению (обеспечивающего согласованные действия учителя-эксперта, классных руководителей, представителей администрации образовательного учреждения и, если будет принято такое решение игрового избиркома, родителей).
Второй вариант имитационной игры менее протяженный по времени, в нем меньше участников. Может вписаться в привычную канву урока. Описание подобного варианта работы можно найти во многих методических рекомендациях по школьному курсу права. Весь класс делят на две большие группы:
1-я – занимается выдвижением кандидатов в различные органы власти;
2-я – предвыборной агитацией.
В первой группе создаются подгруппы для выполнения следующих заданий (учащиеся представляют проект документа, выполненный маркерами на ватманском листе): подготовить перечень требований к кандидатам в депутаты Государственной Думы; представить требования к кандидатам на пост Президента РФ; создать перечень требований к кандидатам в органы местного самоуправления.
Во второй группе по подгруппам выполняются следующие задания: придумать форму агитации за кандидата в депутаты Государственной Думы, президенты РФ; органы местного самоуправления.
По ходу представления выполненных работ можно сопоставить разработанные требования с тем, что реально представляют кандидаты в ходе предвыборной кампании. Возможно обсуждение в группах и в классе в целом проблемы личной ответственности каждого избирателя за результаты выборов.
Учебное проектирование
«Проект» – от лат. projectus – «брошенный вперед». В современном русском языке данный термин используется в нескольких основных значениях: 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин и т.д.; 2) документ, предназначенный для дальнейшего обсуждения и принятия (предварительный текст); 3) план, замысел. В связи с последним смыслом данного термина проектная деятельность понимается как деятельность, связанная с решением степени пригодности для образовательной практики. Поэтому проект в методике может рассматриваться как способ организации деятельности учащихся по решению конкретной проблемы. Его использование позволяет приобрести новое знание, в том числе о способе деятельности в данной ситуации, получить жизненный опыт решения проблем в целом и проблем такого типа в частности, приобрести новые умения и навыки.
Деятельность учащихся организуется по следующим стадиям: определение проблемы, формулирование темы проектной деятельности; целеполагание; разработка плана проектной деятельности; определение имеющихся и недостающих ресурсов; определение критериев оценки проекта; формирование общественного мнения (особенно для социального проекта); проведение плановых мероприятий; анализ результатов работы, видение перспективы развития данной темы.
Проектная деятельность учащихся проходит при непосредственном руководстве педагога. Причем, как отмечают ученые, самое главное и сложное одновременно – это выполнение учителем роли независимого консультанта, которая будет состоять в следующем: направлять поиск учащихся на всех стадиях реализации проектной деятельности; проводить/организовывать (привлекая, если это понадобится, других специалистов) индивидуальные и групповые консультации для участников проекта по всем возникающим в ходе его реализации вопросам; использовать для повышения эффективности совместной деятельности такие формы работы группы проектировщиков, как «мозговой штурм», продуктивная дискуссия и др., которыми учащиеся сами еще не успели овладеть; оказывать помощь в режиссуре публичных выступлений группы проектировщиков.
Практика показывает, что чаще всего одному учителю оказывается не под силу вести весь комплекс консультаций с группой учащихся. На определенных этапах реализации проекта приходится обращаться за советом к специалистам в той или иной области: социологам (психологам), учителям русского языка и литературы (журналистам), юристам, экономистам и т.д., то есть в зависимости от специфики проекта привлекать соответствующих профессионалов.
Проект может быть выполнен на материале одного предмета (быть монопредметным), использовать тематику двух и более предметов (быть межпредметным) или выйти за рамки школьной программы, а также затронуть проблемы школьного микросоциума или социума и стать, по сути, социальным проектом (некоторые исследователи называют такой проект надпредметным). Предлагаем последовательно на некоторых примерах рассмотреть возможную тематику и направленность всех трех вариантов проектов применительно к вопросам избирательного права.
Как правило, монопредметный проект имеет большую учебно-познавательную направленность, поскольку направлен на изменение определенной системы знаний по предмету. За определенное время (от 1 урока до 2-3 месяцев) учащиеся выполняют микро- или мини-исследование, которое завершается «открытием» нового предметного знания.
Темы для проекта по избирательному праву могут быть выбраны учащимися произвольно, но они должны отвечать следующим общим требованиям: в формулировке темы должна быть заложена мотивация к ее разработке; учебник, учебные материалы, имеющиеся в наличии у учащегося (рабочие тетради, хрестоматии, материалы из рассказа учителя и т.д.), не должны содержать готового решения выбранной для проектной деятельности проблемы; тема должна быть потенциально обеспечена разнообразными информационными и другими необходимыми ресурсами, не слишком трудна для учащихся данного возраста (реальность выполнения проекта по данной теме); тема должна вывести учащихся на самостоятельный поиск решения проблемы (нового знания).
Так, например, нынешним старшеклассникам как будущим избирателям можно предложить выполнение таких проектов, как:
1. Современные избирательные системы: их плюсы и минусы.
2. Перспективная избирательная система.
3. Предстоящие выборы: прогноз участия в избирательной кампании жителей социума (конкретного села, поселка, улицы, дома).
4. Позиция неучастия в выборах: «за» и «против».
5. Гражданин и избиратель: к вопросу о соотношении понятий.
6. Если бы я обладал законодательной инициативой… (Пакет поправок к действующему законодательству по выборам.)
7. План предвыборной кампании… (Можно ввести некоторые уточнения, подготовив легенду о кандидате/партии.)
Продолжительность работы над каждой из названных выше тем может варьироваться от урока до нескольких месяцев и будет зависеть от того, какие цели будут определены группой проектировщиков.
Важно, чтобы по завершении работы над проектом результаты его выполнения были озвучены не только в классе, но и представлены максимально широкой аудитории (параллель, собрание учащихся старших классов, родители, педколлектив и т.д.). Для освоения учащимися метода проектов будет важно опубликовать полученные результаты в школьной печати (стенгазета, газета, радиопередача и т.д.).
Межпредметные проекты, как правило, более объемны и сложны в исполнении, нежели монопредметные. И соответственно для их реализации бывает недостаточно одного – нескольких уроков, на их выполнение уходит большее количество времени. Однако результат стоит того: учащиеся в ходе работы над подобными проектами начинают видеть проблему шире, оценивать ее с различных точек зрения, искать пути решения в разных плоскостях знаний, уходят из несколько зашоренного предметного мирка в большое знаньевое пространство. Если говорить об исследовательской пользе таких проектов, то следует подчеркнуть практически всегда им присущие новизну, оригинальность, нестандартность. Учащиеся реально оказываются в роли Архимеда, открывающего свой закон и испытывающего радость открытия.
Тематика может быть самой разнообразной и объединять в себе различные предметные области, например:
1. Из истории прямой демократии (возможна конкретизация темы, например: «Выборы в Древнем мире» или «Прямая демократия в Афинах»).
2. Толковый словарь для начинающего избирателя.
3. Путеводитель по избирательным округам г. Рязани (любого другого административного центра).
Как видим из названий данных тем, для их реализации понадобится привлечь знание следующих предметов:
1. История, право.
2. Русский язык, избирательное право.
3. География, право, краеведение.
Естественно, в ходе подготовки и выполнения данных проектов группе проектировщиков понадобится консультационная помощь соответствующих учителей-предметников.
Социальное проектирование как разновидность учебного проектирования. Под социальным проектом понимается программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная проблема, требующая разрешения. Предполагается, что реализация данной программы будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из наиболее продуктивных способов участия старшеклассников в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Поскольку социальный проект, как правило, затрагивает межпредметную и надпредметную сферы жизнедеятельности школьников, реализуется он во внеурочное время. Сроки работы над социальными проектами различны, но, как и в ситуации с межпредметным проектом, для их выполнения недостаточно одного-нескольких часов, он требует больших временных затрат. То же самое можно сказать и о составе педагогов-консультантов, как правило, это довольно большая группа заинтересованных учителей-предметников, родителей, общественных деятелей, работников различных организаций и ведомств.
Стадии реализации социального проекта те же, что и для проектной деятельности в целом, однако именно для этого вида деятельности особую роль играет работа с общественным мнением или PR-проекта.
Кроме того, для социального проекта на стадии разработки плана деятельности и определения ресурсов важно не забыть о таком документе, как бюджет проекта, при составлении которого, безусловно, важно получить необходимую консультацию у преподавателя экономики.
Несмотря на всю надпредметность социального проекта, обычно он все-таки «вырастает» из предметной деятельности. Так, на уроках права в СШ №3 г. Рязани возникла идея проекта «Основы местного самоуправления». На уроках обществознания и во внеклассной работе с учащимися в одной из СШ г. Сасово появилась потребность в создании проекта «Мой город», воспитывающего активную жизненную позицию старшеклассников.
Множество идей по тематике социальных проектов рождается во внеклассной работе с учащимися. При поддержке заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя и учителя права могут быть реализованы такие проекты, как:
«Школьный закон о выборах в органы ученического самоуправления»;
«Требования к кандидатам, баллотирующимся в школьную Думу»;
«Порядок проведения школьной предвыборной кампании»;
«Положение о деятельности школьного избирательного комитета».
Проекты могут выполняться как самостоятельные, но могут рассматриваться и как мини-проекты, входящие составными частями в крупный проект, который условно можно назвать «Выборы школьной Думы». Важно подчеркнуть, что работа учащихся в них позволяет им не просто приобретать новое знание в рамках тематики избирательного права, что само по себе очень значимо и ценно, но и решать конкретную социально значимую проблему: подготовить информационные материалы о выборах и местном самоуправлении, создать условия для формирования правового пространства школы и т.д. Осознание учащимися того, что проектная деятельность полезна не одному человеку, а целому сообществу, также является результатом участия в проекте. Именно последний аспект, как ничто иное, влияет на социализацию личности школьника, формирование его активной жизненной позиции, готовит его к социально значимой роли избирателя.
На наш взгляд, работа в рамках проекта – одно из перспективных на сегодняшний день направлений в методике в целом и в методике преподавания вопросов избирательного права в старшей школе в частности. Это позволяет создать ту самую многополюсную образовательную среду, в которой старшеклассник получает возможность переносить усвоенные знания (в том числе о способах деятельности) в практическую плоскость.
Социальная практика
Социальная практика по вопросам выборов в различные органы власти может выстраиваться как самостоятельный этап комплексной работы по подготовке будущего избирателя. Так, старшеклассники могут сначала принять участие в ролевой игре «Выборы в местные органы власти», а затем выяснить, как в действительности выстраивается процедура выборов: кого именно выбирают, на какие должности назначают и т.д. Именно на этом этапе работы важно выяснить, куда должны обращаться жители данного населенного пункта в случае возникновения тех или иных правовых проблем.
Сошлемся на опыт посещения участниками Всероссийской олимпиады школьников в 2003 г. избирательной комиссии Рязанской области, который показал, что такое неформальное общение учащихся с сотрудниками избиркома оказалось эффективнее с познавательной точки зрения, нежели традиционные встречи в рамках школьных уроков или классных часов. Учащихся интересовали самые различные вопросы: как оборудуется избирательный участок, кто отвечает за его подготовку, где печатаются избирательные бюллетени, где они хранятся, как подсчитываются голоса, как обеспечивается передача информации в СМИ о состоянии дел в данной избирательной кампании и т.д.
Возможно, в некоторых случаях будет удобнее разбиться на группы и посетить различные организации, а затем на игровом «круглом столе» или «пресс-конференции» представить результаты своих поисков и наблюдений. В этом случае необходимо продумать задания для малых групп. Для знакомства с органами местного самоуправления можно рекомендовать такие задания: пользуясь официальным сайтом администрации Рязанской области: http://www.gov.ryazan.ru:8101/Upravlen и другими доступными вам источниками (СМИ, библиотечными ресурсами и т.д.), найдите информацию об исполнительных и представительных органах местного самоуправления. Вам нужно знать:
1-я группа: наименование исполнительного органа местного самоуправления, его адрес, информацию о руководителе (должность. ФИО, телефон, приемные дни для граждан, по каким вопросам целесообразно обращаться к руководителю), функции исполнительного органа местного самоуправления;
2-я группа: наименование представительного органа местного самоуправления, кто его возглавляет (должность, ФИО), местонахождение, функции.
Как известно, пять лет назад свою работу при Рязанской областной Думе начал молодежный парламент. Можно предложить учащимся узнать подробнее о том, как избирался парламент, кто его возглавляет, каковы его функции и полномочия, конкретные дела и т.д. (для тех, кому не удастся организовать реальную встречу школьников с представителями молодежного парламента, рекомендуем воспользоваться материалами местных СМИ и интернет-сайта www.mparlament.ryazan.ru). Следующим шагом может стать выяснение в органах местного самоуправления вопроса, имеется ли подобный опыт в вашем городе/районе/селе.
Таким образом, мы рассмотрели варианты использования некоторых современных методик и технологий в преподавании вопросов избирательного права. Однако все эти варианты работы объединены общими чертами:
выстраиваемый в рамках данных методик и технологий стиль обучения опирается на взаимоуважение ученика и учителя, демократизацию и профессионализацию всего процесса обучения;
информационные потоки в ходе обучения имеют разнонаправленные векторы (учитель – ученики; учитель – ученик; ученик – ученик; ученик – ученики), таким образом, обеспечивается активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса;
обучение опирается на первичный опыт обучающихся, в силу чего актуально для старшеклассников;
вся подготовка учащихся в рамках таких занятий ориентирована на перспективу – успешную социализацию личности;
обучение тесно связано с социальной практикой;
положительный эмоциональный фон занятий;
ярко выраженная воспитательная направленность всего процесса обучения (воспитание гражданина с активной жизненной позицией, формирование правовой культуры старшеклассников).
Использование современных методик и технологий в подготовке будущего избирателя будет максимально эффективным в том случае, если в школе созданы особые условия или уклад жизни в ней, обеспечивающий ученикам приобретение реального опыта действий в ситуациях, регулируемых избирательным правом. Такая среда поможет подростку на практике использовать полученные знания.
Людмила МОСТЯЕВА, Юрий МОСТЯЕВ, Рязань
Комментарии