Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Если мыслить передовыми категориями. Тема «Человеческий потенциал». 9-й класс

Учительская газета, №48 от 27 ноября 2007. Читать номер
Автор:

Школьный курс экономики, введенный в начале перестройки, знакомит юных россиян не только с основами экономической теории. Активность учеников на уроке значительно возрастает, если обсуждение касается реальных явлений хозяйственной среды, в которой живут и где после завершения учебы им предстоит доказывать свою состоятельность. Одна из животрепещущих проблем – заработная плата. Она остается основой личных доходов многих российских семей. Да и в странах с развитой рыночной экономикой, например, в США, на заработную плату приходится 61% всех личных доходов населения.

Современная молодежь в выборе профессии, как правило, руководствуется размером зарплаты, отсюда острый интерес к подобного рода сведениям. Заявленный образовательным департаментом тезис о том, что теперь «студент будет отвечать за собственную образовательную программу» ставит перед учителем такую цель, как вооружить размышляющего о профессиональной деятельности подростка правильным подходом к выбору специальности. Предлагая статистические данные о заработной плате, обращаю внимание учеников на то, что ситуация на рынке труда очень мобильна и часто меняется: то, что является высокооплачиваемым и престижным сегодня, через пять лет вузовской учебы может оказаться второстепенным.

Цель урока – раскрыть основы жизненной позиции.

Задачи. Привить навыки работы с табличным материалом, приобщить к аналитическому восприятию официальных статистических данных, мотивировать на самостоятельность сбора недостающих сведений для принятия решения, подвести к осознанию выбора профессии с учетом самооценки способностей и взвешенному подходу, познакомить с жизненной позицией Д.И. Менделеева.

Задание 1. Познакомьтесь со статистическими данными по заработной плате в различных отраслях российской экономики за ряд лет. Проанализируйте положение по каждому году и тенденцию за представленные годы.

Ремарка. Сухие цифры не оставляют подростков равнодушными, внимание сразу выделяет наиболее высокие зарплаты в каждом столбце, прослеживает изменение по годам. Так, в 1995 г. высоко оплачивались работающие в добывающей промышленности, их заработная плата практически вдвое превышала средний заработок по стране (сравним – 1067 тыс. руб. и 475 тыс. руб.), а в сельском хозяйстве (259 тыс. руб.) настолько же ниже среднего. Ученики обращают внимание на изменение масштаба денег в 2000 году. Заработки исчисляются не в тысячах рублей, а просто в рублях, но добывающая отрасль продолжает лидировать по оплате труда своих работников. Причина? Последствия дефолта 1998 года. Не ускользает от юных аналитиков и смена лидера – в 2007 году наибольшие зарплаты у финансистов.

Практические последствия урока. В результате исследования конкретных цифр у подростков возникает инициатива познакомиться с условиями поступления в те вузы, которые готовят специалистов, получающих сегодня ежемесячно 29625 руб. (добыча полезных ископаемых) или 34141 руб. (финансовая деятельность).

Газетные страницы, особенно в начале учебного года, пестрят разного рода объявлениями о наборе учащихся на подготовительные курсы с последующим зачислением в престижные вузы. Родители несут огромные материальные и моральные затраты, чтобы пристроить ребенка в вуз. Статистика отмечает, что к концу учебного года отчисляются до 30% первокурсников. Здесь не только потраченные деньги, еще и судьба ломается!

Кстати, о достоверности статистических данных. Уже в таблице 1, где приведены данные по первому полугодию 2007 г., т.е. самые свежие, можно на примере строки «Образование» сказать, что они не соответствуют реальности. В соответствии с народнохозяйственным проектом в 20 районах страны в два раза повышены зарплаты учителям. Слышатся такие цифры, как 40 и даже 80 тыс. руб., которые делают педагогическую деятельность привлекательной для молодежи.

Пока экономический курс нацелен на подготовку профессионалов-экономистов. А он должен помогать формированию гражданской позиции, которая начинается с понимания фундамента – основ хозяйственной жизни общества и принципов экономической политики. В этой связи курс экономики в школе хорошо бы начинать не с изучения экономических систем, как это принято в сегодняшних учебниках, а так, как предлагает немецкий экономист Вальтер Ойкен. В отличие от американских экономистов он меньше известен в нашей стране, но его политэкономические идеи оказали положительное влияние на практическую жизнь немцев после разгрома во Второй мировой войне. Тогдашний министр экономики ФРГ Людвиг Эрхард, при котором совершилось «экономическое чудо», всегда ссылался на Ойкена как на мыслителя, предвосхитившего с научной точки зрения его политику.

Прорыв к осознанию простых фактов

Что меня привлекает в книге «Основные принципы экономической политики» немецкого ученого-экономиста Ойкена? Его предложение: «При обсуждении политико-экономических вопросов не вступать сразу же в споры по поводу «капитализма» и «социализма», носящие мировоззренческую окраску, а на какое-то мгновение остановимся и понаблюдаем за вещами, находящимися в окружающем нас мире». Он считал, что «необходим прорыв к осознанию простых фактов». С помощью его книги я вместе с учениками совершаю «поворот к фактам повседневного бытия», устремляя внимание на небольшое хозяйственное мироздание.

Ученые-экономисты очень часто используют художественный образ Робинзона Крузо – одинокого островитянина, который действует в соответствии с экономическим принципом. Что значит – экономический принцип? Он означает, что Робинзон пытается достичь намеченных целей с наименьшими затратами материальных ценностей. Для него претворение в жизнь экономического принципа оказывается простым делом потому, что на его небольшой территории полностью совпадает индивидуальное и общее хозяйства. Он видит свои средства производства и знает свои потребности, а также знает, что означает каждый час его труда, затраченного в том или ином месте, т.е. свою производительность – и все это в общей взаимосвязи.

Но если вместе начинают работать несколько человек и каждый отдельно взятый человек продолжает действовать на основе отмеченного выше экономического принципа, возникает новая проблема. Ее решение направлено на то, как обеспечить реализацию экономического принципа в совокупном экономическом процессе.

Семейное хозяйство

Вальтер Ойкен переносит наше внимание на время в замкнутое семейное хозяйство, насчитывающее 30 человек и руководимое одним человеком, скажем, старейшиной. В распоряжении этого «собственного натурального хозяйства» имеется 10 га земли различного качества. В нем могут работать 20 чел., остальные – дети, старики, больные люди. Руководитель должен не только уяснить себе, как распределить весной и осенью землю под возделывание картофеля, ржи и т.п., нужна ли пристройка нового хлева и т.д. В большей степени изо дня в день ему следует заботиться о том, чтобы любой работник каждый час рабочего времени был оптимально задействован в интересах удовлетворения потребностей. Зачастую из-за ошибочного планирования рабочая сила, вероятно, будет стоять без дела или, скажем, работать в лесу, в то время как она скорее потребуется в поле, где могла бы принести гораздо большую пользу. Но руководитель в состоянии все исправить. Он может оценить то значение, которое приобретет каждый час рабочего времени и каждый земельный участок для удовлетворения потребности при том или ином виде их использования. Он беспрестанно проводит расчеты и дает оценки. Так, он может разрабатывать планы, проведение которых в жизнь тесно переплетает между собой различные виды деятельности отдельных работников, и ориентировать их на удовлетворение потребностей. В этом состоит управление хозяйственным процессом. Хозяйствовать – значит уметь приспосабливаться к динамично изменяющимся условиям. Что же говорить о процессе регулирования современной индустриальной экономики в масштабах всего народного хозяйства, где задействованы миллионы людей?

Повседневный опыт большинства людей, которые живут в городских условиях, чаще связан с другими экономическими проблемами, такими, как «Почему я зарабатываю меньше, чем мой сосед. Разве нельзя сделать так, чтобы я получал больше?». Для подавляющего числа людей политико-экономической проблемой первостепенной важности является проблема распределения национального дохода.

На уроках экономики школьники знакомятся с классиками экономической науки начиная от Адама Смита, которые неизменно признавали три источника богатства нации: земля, труд и капитал. Молодежь должна в процессе изучения научных истин осознать их справедливость. В первую очередь такую, что квалифицированные, грамотно обученные кадры ведут к увеличению производительности труда, а она, в свою очередь, ведет к стабильному экономическому росту страны.

В свое время Дмитрий Иванович Менделеев в книге «Заветные мысли», указывая на вышеперечисленную экономическую троицу, обратил внимание на то, что «труд» частенько смешивается с «работой». Не всякая работа, говорит великий ученый, есть труд. Труд, по его мнению, измеряется совсем другими единицами, чем работа. Гениальный ученый считает, что Труд непременно обусловливается полезностью совершаемого не для себя одного, но и для других. Но в слове «польза» имеется нечто неясное. Следует иметь в виду, поясняет Менделеев, общую пользу. Сложное понятие Труд, в которое входит и работа, и цели, и средства, и действительная общая польза, и сознание, является, по его мнению, условием оплаты человеческой деятельности. Пока справедливого экономического эквивалента платы за труд, говорит Менделеев, экономистами не предложено. Это высказывание остается в силе и в наши дни, порождая массовые выступления трудящихся за повышение заработной платы.

Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту