Общественно-государственное управление образованием невозможно без информирования родителей о тех тенденциях развития образования, которые непосредственно связаны с обучением и воспитанием их детей. Поэтому руководитель Департамента образования Ольга Ларионова регулярно встречается с представителями городской родительской общественности, отвечает на их вопросы. На этот раз во встрече, которая проходила в Большом актовом зале МДО, участвовали председатель городского Совета родительской общественности Ирина Ярчак, первые заместители руководителя департамента Лариса Курнешова и Михаил Тихонов.
Родители и педагоги – люди заинтересованные, объединенные общими делами. Поэтому очень важно развитие различных форм сотрудничества или общественно-государственного управления. В частности, нынче в школах создаются такие новые формы соуправления, как управляющие советы. Перед управляющим советом прежде всего должна поставить задачи сама школа. Мое отношение к советам положительное, так как сегодня общественные организации только помогают решать те задачи, которые стоят перед школой. Но вот чем должны заниматься советы? На мой взгляд, в последнее время они увлеклись чем-то материальным, сбором денег, тем, как решить вопросы, которые никак к вопросам воспитания не отнесешь. Не буду называть округ и школу, но в прессе появилась информация о конфликте, который возник между двумя группами детей после проведения окружного мероприятия. На самом деле (а мы подробно разобрались в этом конфликте) нет в основе национального конфликта между детьми разных национальностей, поскольку в обеих командах были разные дети. Там немного другое: когда мы встречались с детьми, пытались вывести их на вопросы толерантности, разговаривать с ними на разные темы и о разных направлениях, то некоторые из их родителей заняли очень жесткую позицию, сказав, о какой толерантности мы должны думать, наши дети встречаться не будут до тех пор, пока не будут наказаны, и очень серьезно, те, кто, по мнению родителей, был зачинщиком этой драки. А между тем все там было очень неоднозначно. Мне кажется, что это один из очень многочисленных примеров, когда мы видим уже разные цели, которые ставят перед собой родители, учителя, а дети (в каком бы классе они ни учились – в десятом или одиннадцатом, они для нас все равно дети), естественно, оказываются в трудном положении. Мы прекрасно понимаем, как в школе, как дома обсуждаются эти вопросы.
Говоря о вопросах толерантности для такого города, как Москва, мы понимаем, что проблемы, возникающие в нашем городе, характерны для столицы любого большого государства, которая всегда притягивает к себе всех жителей этой страны, да и не только этой страны. Мы прекрасно знаем, что на бытовом уровне в семье эти вопросы очень часто обсуждают. Ребенок идет в школу с таким настроением, какое есть в семье, а в школе мы пытаемся проводить всевозможные конкурсы, воспитывать интернационализм и так далее. С другой стороны, мы ставим перед школами (а со следующего учебного года будем решать эти вопросы более широко) задачу, чтобы они широко открыли свои двери для семей, а не только для детей и не только для самых понятных мероприятий, которые они проводят, например «Мама, папа и я – спортивная семья». Мы хотим, чтобы школа стала действительно вторым домом для всей этой семьи, чтобы семья могла, может быть, в школе отметить день рождения собственного ребенка, используя актовый, спортивный залы, столовую. Потому что не такие уж у нас большие квартиры, чтобы можно было пригласить в гости полкласса, к тому же для детей, наверное, не самое главное, чтобы стол ломился от яств, а главное, чтобы они могли побегать, поиграть друг с другом, побыть в совсем другой ситуации. Но только школа всего этого не сделает, только семья тоже не сделает каких-то вещей, поэтому если мы говорим о том, что хотим и должны открыть школу для семьи, то в эту школу должны прийти семьи. Здесь, конечно, вместе с родительскими комитетами мы хотели бы, чтобы эта тема уже в нынешнем учебном году (хотя мы накануне его завершения) была обсуждена, чтобы мы вместе подумали, с чем мы можем прийти к следующему учебному году в этом направлении деятельности. Думаю, основа для того, чтобы такое взаимодействие между родителями, детьми, педагогами было, есть у очень многих школ города. Мы только ведь и в школе на какое-то время уходили от вопросов воспитания, поэтому мы к ним возвращаемся. В каких-то школах это, к счастью, продолжалось, педагоги занимались и занимаются воспитанием, и успешно. Масштабных конфликтов мало, какие-то мелкие конфликты всегда будут возникать в школе, это мы все прекрасно понимаем, ведь все педагоги, родители, дети такие разные. У каждой семьи ее ребенок самый умный, самый хороший, но он учится в коллективе сверстников, и тут отношения между ними могут складываться по-разному. Мы вместе можем рассматривать и решать такие вопросы. Мне кажется, что, если мы найдем взаимопонимание, количество межличностных конфликтов уменьшится. Я знаю, что на уровне окружных советов родительской общественности такие вопросы обсуждаются, к их решению родители пытаются подходить со своим видением, и это хорошо. Я думаю, что мы могли бы совместный опыт обязательно учитывать и рассматривать. Может быть, какие-то школы поделятся своим опытом, и мы будем не теоретически к чему-то призывать, а просто распространять опыт, когда не нужно изобретать велосипед, а нужно просто взять за основу чей-то опыт, позже придумав и что-то свое.
Всех волнует то, как экономический кризис скажется на развитии школ и каковы наши перспективы. Прежде всего хочу сказать так: понятно, что мы не находимся вне той мировой экономической ситуации, ситуации в нашем государстве и, естественно, в Москве. Но подчеркну прежде всего, что все защищенные статьи расходов нашего столичного бюджета полностью сохранены. Я имею в виду зарплату учителей, потому что это немаловажный вопрос. Сегодня средняя зарплата учителя в Москве на 1 февраля 2009 года составляет 33 тысячи рублей. Мы так часто затрагиваем эту тему, говоря, что с финансированием у нас плохо, а между тем зарплаты учителя в Москве все повышают и повышают, и будут еще повышать. Средняя зарплата воспитателя ДОУ порядка 26-28 тысяч рублей. Все эти средства в бюджете сохранены.
Все средства в полном объеме выделены на питание детей, более того, мы понимаем, что может сложиться такая ситуация, когда в условиях кризиса, развивающейся безработицы у некоторых семей возникнут дополнительные желания, чтобы ребенок завтракал или обедал в школе. Поэтому мы считаем, что родительские комитеты должны будут очень внимательно отнестись к тем, кто действительно нуждается в бесплатном питании, и помочь нам более оперативно решать все эти вопросы. Комплекс социальной сферы во главе с первым заместителем мэра в Правительстве Москвы Людмилой Швецовой принял такое решение: если у нас сейчас появятся сложные ситуации, если люди будут оказываться на бирже труда и получать пособие по безработице, если семьи будут попадать в сложное положение, то по мере возникновения таких ситуаций мы будем решать в школах вопросы бесплатного питания, независимо от того, в каком классе учится ребенок из этой семьи.
Есть деньги на содержание школ, на оплату коммунальных услуг и так далее. Родители спрашивают, что будет с охраной школ. Охрана будет осуществляться и в дальнейшем за счет бюджета, и эти статьи полностью подтверждены как для нынешнего, так и для будущего года. Это тоже социально защищенная статья. Некоторым незначительным изменениям подвергнутся статьи, связанные с капитальным и текущим ремонтами. Что касается приобретения оборудования, то за последние годы московское образование довольно сильно укрепило материально-техническую базу школ. Я имею в виду кабинеты физики, химии, биологии, оснащение компьютерной техникой. Эти и многие другие вопросы уже были решены в предыдущие годы.
Школа наша будет развиваться, причем развитие школы связано не только с укреплением материально-технической базы, но и вообще с новыми направлениями деятельности или развития школы. К примеру, в программе «Столичное образование-5» мы поставили перед собой задачу к 2012 году полностью в старшей школе перейти на профильное обучение. Понятно, что к этому должна быть подготовлена материальная база. Но, допустим, выпуском учебников для таких классов мы занимаемся уже несколько лет, и у нас практически две трети школ такими учебниками обеспечены. Говоря о материальной базе, имею в виду, что она либо уже создана в школах, либо будет создана в ближайшие годы. То есть развиваться наши школы все равно будут. В этом отношении на той материально-технической базе, которую мы создали, у нас есть возможность сделать шаг вперед по многим направлениям. Например, те же самые информационные технологии: у нас, к сожалению, пока еще в некоторых школах техника получена, но кадры не полностью подготовлены для того, чтобы, скажем, на каждом уроке, где это нужно, учителя-предметники могли пользоваться всеми этими технологиями. Тут нужно более оперативно, качественно и более широко провести переподготовку учителей. Никаких особых затрат для этого не требуется, так как средства уже предусмотрены для тех учреждений, у которых повышение квалификации учителей – основной вид деятельности, и они, естественно, будут продолжать эту работу. То есть столичное образование будет развиваться, и значительное сокращение тут не предполагается.
По строительству новых объектов могу сказать, что оно интересует родителей, особенно в части возведения новых зданий для дошкольных образовательных учреждений и школ. По ДОУ предполагается некоторое сокращение по объему строительства новых объектов, но за счет передачи и перепрофилирования зданий и площадей, в которых когда-то были детские сады, которые затем оказались вне системы образования. Здесь есть двоякий вопрос. С одной стороны, на первых этажах жилых домов по всем требованиям Роспотребнадзора и других организаций в полном объеме детский сад открыть не удастся. Там нет прогулочных площадок, нет мест для организации питания и так далее. Но мы знаем, что сейчас у нас много таких новых форм деятельности дошкольного образования (центр игровой поддержки, лекотеки и так далее), когда дети вместе с родителями приходят на несколько часов, когда не предполагаются прогулки и организация питания. В этих помещениях мы будем развивать такие формы деятельности ДОУ. В отношении отдельно стоящих зданий (а такие у нас тоже есть, и в них были расположены различные учреждения) процесс передачи их в систему образования достаточно активен, нам их возвращают, у нас в бюджете предусмотрены средства на то, чтобы там проводить ремонт. Мы прекрасно понимаем, что очереди в ДОУ у нас значительные – около 20 тысяч, поэтому мы не можем сокращать число мест, которые мы предполагали получить. Если бы мы даже строили по 100 детских садов, как предполагали, то только к 2012 году смогли бы снять эту очередность. Сейчас понятно, что к 2012 году мы не сможем полностью решить эти вопросы, но строительство новых садов не прекращается. Там, где детские сады отселены, где здания ДОУ предназначены на снос, начнется новое строительство, как и было запланировано, 60 новых ДОУ в планах остались. В отношении школ ситуация несколько иная, цифры несколько иные – 15 школ должны быть построены, и мы надеемся, что эта программа в 2009-м – начале 2010 года будет выполнена. То есть строительство социальных объектов в Москве не сворачивается.
Говоря об условиях, в которых мы живем, хочу разъяснить, как будет идти процесс слияния образовательных учреждений, в основном школ. Этот процесс, который у нас всегда начинается накануне начала нового учебного года, когда мы проводим реорганизацию. Некоторые родители при этом оказываются в ситуации, когда школа, в которой учится их ребенок, в условиях Москвы фактически стала малокомплектной и содержать ее должным образом ни бюджет города, ни бюджет округа не могут. Поэтому, безусловно, мы всегда очень тщательно изучаем ситуацию. Не случайно так говорю, потому что в прошлом году сама проводила встречи с родителями и, честно скажу, сталкивалась с такой позицией: «Мы так долго тут живем, не трогайте нас. Окончат наши дети школу, и делайте потом все что хотите». Когда же реально мы начинаем разбираться, то понимаем, что не должны ущемить интересы детей, что ребята, оканчивающие 10-й класс, при нашей реорганизации должны получить возможность окончить школу со своими учителями. Что мы в таких малокомплектных школах и делаем. Но когда родители учеников второго класса начинают говорить об ущемлении прав, когда мы присоединяем малокомплектную школу к школе, которая в Москве известна и дает высочайшие результаты по качеству образования, мне кажется, что родителям и детям, наоборот, повезло. Причем они продолжают заниматься в том же здании. Реорганизация малокомплектных школ будет продолжаться, она будет идти по-разному, необязательно путем присоединения, слияния школ. На базе малокомплектной школы может быть организовано какое-то новое учреждение образования с новым профилем – все зависит от того, где находится школа и какие решения тут могут быть приняты.
Почему я об этом говорю? Потому, что педагоги и родители коллеги, они ведут одну и ту же работу, только педагоги – в школе, а родители – дома. Исходя из этого, логично предположить, что такие вопросы педагоги и родители должны рассматривать совместно. Когда есть какие-то пути решения, родители могут, наверное, подсказать школе оптимальный выход из положения, дать совет сказать о том, что волнует. Надо вставать на путь не конфликта, не отправки писем в вышестоящие инстанции, а на путь диалога. Иногда ситуации обрастают кипами бумаг, а вопросы решают не вышестоящие инстанции, а педагоги и родители. Если мы встречаемся и видим, что кто-то сделал все настолько неправильно, что нельзя не вмешаться, конечно, все будет поправлено. Поэтому, как мне кажется, важнее сесть за стол переговоров и поискать пути решения той или иной проблемы.
Комментарии