В образовательном комплексе №1251 состоялся первый в этом учебном году авторский директорский семинар, организованный Московским городским Домом учителя. Участниками директорского семинара 8 сентября стали 39 руководителей из всех округов Москвы уже сложившихся образовательных комплексов или учреждений, завершающих реорганизацию, наряду с опытными директорами в семинаре работали и молодые управленцы. Коллег – директоров школ, исполняющих обязанности директоров, заместителей директоров и даже кандидатов в директора принимала команда педагогов во главе с Татьяной Кравец.
Уже не первая осень в московском образовании не только начало учебного года, но и пора анализа и коррекции деятельности педагогических коллективов на предстоящий учебный год, когда объявляют результаты рейтинга московских школ и общероссийских рейтингов, актуализируют, уточняют и обнародуют программы и планы, когда после завершения летней деятельности обсуждают задачи на новый учебный год. В сентябре начинается и деятельность учительских ассоциаций, лиг, директорских клубов. Поэтому предложение Московского дома учителя открыть серию «директорских семинаров» наша педагогическая команда восприняла как прекрасную возможность путем сетевого взаимодействия, делясь уже имеющимся опытом формирования деятельности созданного образовательного комплекса, в рамках диалога, вопросов коллег и ответов на них соотнести уже созданное с актуальными задачами, стоящими сегодня перед московским образованием. Поскольку с момента завершения реорганизации школы №1251 прошло 8 месяцев, к которым мы можем добавить еще 1,5 года подготовительной деятельности, то можно было уже анализировать свои управленческие действия и их результативность, поэтому темой семинара стала «Эффективность управления образовательным комплексом – вызов времени». Наш многопрофильный многофункциональный комплекс «Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля» был реорганизован путем присоединения к школе №1251 с углубленным изучением французского языка еще двух общеобразовательных школ района Сокол и четырех дошкольных учреждений, два из которых коррекционные. С 1 сентября 2014 года в комплексе учатся и воспитываются около 1620 школьников в 63 классах и 480 дошкольников. 150 первоклассников в День знаний услышали свой первый звонок в прекрасном районном парке, а затем, ведомые за руку 96 одиннадцатиклассниками, в сопровождении педагогов, родителей, представителей управы района, ветеранской организации, просто жителей красиво прошли по всему району, другие ученики встретили их аплодисментами уже на пороге школы. Такая у нашего комплекса уже есть традиция! В комплексе работают около 240 сотрудников, они имеют достойные зарплаты: около 68 тысяч рублей – учителя и 53 тысячи – воспитатели. Ежемесячный бюджет школы составляет 18,5 млн рублей. Школа в настоящие дни завершает уже вторую реорганизацию и вступает в третью: нас ждет присоединение еще одного учреждения – УВК. Мы воспринимаем все эти процессы как наш естественный и адекватный ответ на запросы населения района. В 2014 году уже в реорганизованном виде (то есть для комплекса это фактически впервые) школа №1251 заняла 93-е место в рейтинге московских школ, получила диплом III степени за достижение высоких результатов в образовательной деятельности в 2013-2014 учебном году и стала грантополучателем (для самой школы №1251 с углубленным изучением французского языка это четвертый грант). В начале семинара мы сразу назвали несколько принципиальных позиций, без соблюдения которых нельзя успешно управлять крупными образовательными комплексами в столице. Первое – анализ пройденного пути позволяет нам прежде всего говорить о необходимости качественного неформального изучения социальных, образовательных и культурных запросов населения каждого района с самого начала объединительных процессов. Очень важно увидеть и социокультурную особенность своего района и только с учетом этого формировать программу развития организации. В каждом московском районе и микрорайоне нашего города есть своя особенность, своя изюминка. Если школа их правильно увидит и вокруг них построит свою социокультурную деятельность, то это станет залогом ее дальнейшей социальной успешности, востребованности, источником развития в интересах населения этого района. Особенности населения района Сокол как одного из четырех мегарайонов Москвы – глубочайшие традиции, сложившиеся в школах за 65 лет, востребованность населения в качественном образовании для детей, в том числе с углубленным изучением иностранных языков, математики, гуманитарных предметов, наличие в районе своеобразного сердца – мемориального комплекса, церкви и парка на месте захоронения погибших в Первую мировую войну. Все это легло в основу работы коллектива и администрации над образовательной программой и программой развития школы. Второе – без неформального и качественного включения управляющих советов рассчитывать на успешную реорганизацию и дальнейшее успешное развитие, востребованность комплексов не придется. Управляющие советы, наше убеждение, фактически определяют авторское лицо школы. Мы изначально формировали состав нашего управляющего совета из избранных на конференции согласно уставу представителей не только педагогов и родительской общественности, но и старшеклассников. Ребята включаются в решение (или обсуждение) практически всех вопросов комплекса, в том числе финансовых (например, принимают участие в решении вопроса о распределении гранта мэра). Для старшеклассников работа в управляющем совете – огромный опыт участия в государственно-общественном соуправлении, важнейший этап формирования их активной социальной позиции. Не случаен бывает поэтому и выбор выпускниками, прошедшими опыт работы в нашем УС, своих будущих профессий, их всегда отличают не только активность и принципиальность, но – что, может быть, важнее – патриотизм и взвешенная гражданская позиция. Став вдохновителем и организатором развития школы и комплекса, наш УС неизбежно приобрел значительный авторитет и в округе, и в городе, возглавив работу по расширению диалога с родительской общественностью, организовав совместно с активными управляющими советами Северного округа Ассоциацию председателей УС, активно участвуя во всех окружных родительских собраниях. Именно УС школы №1251 выдвинул кандидатуру директора дружественной гимназии №1409 Ирины Ильичевой для участия в выборах в Московскую городскую Думу. Мы понимали, что именно работающий директор школы наиболее эффективно в современных условиях сможет формировать образовательную и социальную политику города, будучи и директором, и депутатом! Эта инициатива УС нашла поддержку всей родительской общественности первого в Москве межрайонного совета руководителей образовательных организаций (районы Аэропорт, Беговой, Савеловский, Сокол, Тимирязевский и Хорошевский). Считаем, что эта поддержка тоже была одним из залогов победы Ирины Ильичевой на выборах в Мосгордуму 14 сентября! Соуправленческую роль УС невозможно переоценить. Когда 30 июня 2014 года несколько руководителей образовательных комплексов, входящих в наш межрайонный совет, и представители родительской общественности их ОУ имели честь участвовать во встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным, было совершенно объяснимо, почему именно член УС образовательного комплекса №1251, проанализировав социальные запросы родителей Северного округа по поводу перехода на 5-дневную учебную неделю и эффективные учебные планы, уже поделился опытом, накопленным в работе, начатой 1 января 2014 года, и высказал уверенность в результативности внедрения пятидневки с нового учебного года во всех школах Северного округа. Это было взвешенное и ответственное управленческое решение управляющего совета. Третье – анализируя управленческий опыт в молодом комплексе, уже можно говорить о необходимости эффективного решения проблем реструктуризации. Это непростые проблемы, так как в них сходятся вопросы сложившихся привычек родителей к «своим» зданиям школ, вопросы особенностей сложившихся укладов, особенностей учебных программ и материально-технического оснащения зданий. Вот здесь начинает действовать фактор преимущества образовательных комплексов по сравнению с малыми учреждениями, ОК обладают мобильными, гибкими и разнообразными ресурсами – и кадровыми, и материально-техническими. Перераспределение обучающихся по зданиям готовится заранее, бережно: «завучи» работают максимально как логисты; идет оптимизация учебных планов, кадровых ресурсов; проводятся необходимые ремонтные и благоустроительные работы. Результат – три полноценно работающих учебных корпуса, наполненных детьми, по единому режиму, по рабочим учебным планам в рамках единого эффективного учебного плана, без чьих-либо перегрузок (в одном здании была 2-я смена), с полноценным разнообразным наполнением второй половины дня, учебных корпуса, в которых с достойной зарплатой и оптимальной нагрузкой творчески трудится единый педколлектив. В едином образовательном пространстве в школе работают четыре (в дальнейшем их будет уже пять) дошкольных отделения. В результате у родителей и молодежи района Сокол богатейший выбор разных образовательных и социокультурных траекторий развития личности, в том числе языковых и международных программ; пять профилей (математический, гуманитарный, технологический, социально-гуманитарный, универсальный); дополнительного образования разных направленностей.Четвертое – конечно, обязательным принципом управления ОК должна быть специальная забота о формировании уважительной, деловой, благожелательной среды в объединяющемся коллективе, то есть забота о «социальном мире» в нем как залоге качественной профессиональной работы педагогов. Поэтому мы считаем важным опираться на наши профсоюзные организации. Они также структурно реорганизуются, кропотливо работают над разработкой нового коллективного договора и его регистрацией, значит, мнение, позиция, роль каждого сотрудника учитывают и корректируют в совместной работе коллектива, администрации и профкома комплекса.С точки зрения управления многофункциональным и многопрофильным образовательным комплексом, размещающимся в 9 зданиях (три из них встроены в жилые дома), важнейшей задачей становится создание профессионально, ответственно и эффективно работающих структурных подразделений и служб: организационно-кадровой, финансово-экономической, материально-технической. Обеспечивая работу организации в рамках действующего законодательства, эти службы тогда приобретают эффективность, когда стоящие перед организацией задачи решают с точки зрения логики эффективной и качественной работы всего комплекса. Любой ребенок или подросток, его родитель, учитель и педработник комплекса должны работать или учиться в нем абсолютно безопасно, успешно, спокойно, с наименьшими непрофильными затратами и, конечно, это критерии эффективности деятельности всех структур.Особую актуальность сегодня для руководителей может иметь введение должности заместителя директора по управлению материально-техническими ресурсами образовательного комплекса. В его структурном подразделении находятся завхозы зданий, контрактный управляющий, специалисты по охране труда и технике безопасности. В тесном взаимодействии с заместителем по финансово-экономическим вопросам он обеспечивает жизненно важное направление не только работы зданий – он фактически обеспечивает возможность успешного материально-технического развития образовательного комплекса в целом. К выбору этого заместителя надо подойти очень ответственно. После долгих поисков мы смогли пригласить на работу молодого, современного и по-хорошему амбициозного человека. П.Демченко, имея два высших образования (экономическое и юридическое), уже имел опыт работы в городских структурах. Выстраивание линии взаимодействия со всеми городскими, окружными структурами (дирекция, бухгалтерия), подрядными, обслуживающими организациями, ответственность за формирование ФХД, организация торгов, проведение ремонтных работ разного уровня – вот неполный перечень его обязанностей. С этим объемом можно эффективно справиться, опираясь на команду единомышленников и абсолютно ответственных людей. Возможна оптимизация и штатного расписания в этой области (один из примеров: один завхоз может справляться с двумя зданиями). Очень важны еженедельные управленческие совещания с материально-техническими и инженерными кадрами, что обеспечивает соблюдение единой политики. Не менее важен механизм формирования планов материально-технического развития зданий и комплекса в целом. Очень важно, что наш коллега опирается здесь на результаты мониторинга потребностей не завхозов или директора, завуча, а на потребности учителя. Ведь именно учитель и обеспечивает качественное выполнение образовательной политики города и запросов образовательных потребностей московских семей. Конечно, специальный разговор в рамках семинара состоялся о проблемах обеспечения максимальной открытости деятельности образовательного комплекса, развития его информационной среды, обеспечения постоянной прямой и обратной связи с родительской и городской общественностью. К тем возможностям, которые есть у московских школ в рамках типовых сайтов и электронных дневников, обязательно добавляется свое наполнение. Мы постарались неформально подойти даже к обязательному «Обращению руководителя» на сайте и внедрили, кроме других традиционных каналов, возможность еженедельного общения по скайпу со всеми представителями административно-управленческого аппарата комплекса. Одновременно для оперативного решения методических и организационно-педагогических вопросов, которыми живет каждый учитель, воспитатель и педагог комплекса, формируется информационно-коммуникационное пространство (ИКП) управления методической деятельностью ОК. Таким образом, эти шаги позволяют повысить эффективность всей информационно-коммуникативной среды школы, то есть ответить на один из важнейших вызовов времени. Наконец в завершение нашего директорского семинара мы позволили себе поделиться с коллегами-руководителями убеждением, что для успешного и качественного развития молодого образовательного комплекса важен новый «молодой» продукт ярко выраженного социального звучания в интересах города! В жизни ОК должны быть мечты! С этой точки зрения нашим маяком становится организация на базе пяти школьных музеев, которые мы будем реструктуризировать, модернизировать и выводить на постоянные открытые пространства музейного комплекса, который вольется в социокультурное пространство района Сокол, САО и, надеемся, Москвы. Для реализации этой мечты нашего комплекса нам может помочь рекомендация комиссии конкурса на соискание статуса региональных инновационных площадок по формированию инновационной образовательной среды. Наш ОК рекомендован к присвоению этого статуса в номинации «Гуманитарный проект» после участия в этом городском конкурсе летом 2014 года. Не ограничившись выступлениями, комментариями к презентации к семинару (представлена на сайте школы в новостях за 13.09.2014) и ответами на вопросы, коллеги-руководители имели возможность получить некоторые индивидуальные консультации. Руководители, представляющие школы, реализующие учебные программы с углубленным изучением иностранных языков, ознакомились с принципами деятельности в школе билингвального (французского) отделения как одной из форм международного бакалавриата и тем, какие задачи коллектив школы решает, возглавив Московскую лигу учителей французского языка. Директорский семинар 8 сентября в школе №1251 позволил открыто, адресно, профессионально обсудить опыт деятельности молодого крупного многофункционального и многопрофильного комплекса, став первым в череде авторских директорских семинаров 2014-2015 учебного года, организуемых Московским домом учителя, и показал огромные и очень востребованные возможности сетевого управленческого общения руководителей московских школ. Татьяна КРАВЕЦ, директор образовательного комплекса №1251
Комментарии