search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Если есть четкая гарантия Тема “Государственно-правовой контроль за экономикой”

Цель: рассмотреть, каким образом государство регулирует рыночную экономику.

Задачи: 1. Выяснить, что такое государственно-правовой контроль и каковы его виды.
2. Формирование мировоззрения, правового сознания.

План изучения:
1. Понятие государственно-правового контроля.
2. Виды государственно-правового контроля.
Каковы причины вмешательства государства в экономику?
Мы знаем, почему государство вмешивается в экономические отношения, а сегодня нам предстоит узнать, каким образом оно осуществляет это вмешательство. (Сообщение темы урока).
Давайте разберемся.
Государственно-правовое регулирование (контроль) рыночной экономики – это система мер, осуществляемых государственными органами с помощью права в целях устойчивого развития экономики.
Самое главное в этом регулировании – сохранить чувство меры: недостаточный контроль приведет к произволу со стороны производителей, чрезмерный контроль может задушить инициативу и предприимчивость и в конечном итоге экономику.
Что же представляет собой система государственных мер по регулированию экономики?

Виды государственно-правового контроля: управление предприятиями на праве государственной собственности. Государство занимается производством общественных благ, т.е. благ, которыми пользуются все (прогноз погоды, оборона страны, свет маяка и т.д.). Частные производители заниматься этим не будут, а если и будут, то общественных благ может быть произведено недостаточно.
производство общественных благ
естественные монополии
(информатика, энергетика, связь, космос, разработка полезных ископаемых).
Это такие сферы производства, где технология или большой размер капиталовложений требуют одного собственника. В этих отраслях создаются государственные предприятия, которыми управляют органы исполнительной власти. Но доля государственных предприятий не должна быть большой, т.к. они имеют свои недостатки и деятельность их менее эффективна, чем у частных предприятий.
Налоговый контроль
Без налогов государство не сможет выполнять свои функции. “Налоги – кровь государства”. На эти средства содержатся образование, здравоохранение, армия, правоохранительные органы, культура, осуществляется социальная поддержка населения.
Оказание финансовой помощи

Таможенный контроль
Государственные таможенные органы выдают разрешения на ввоз и вывоз определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается. Эти органы взимают и таможенные пошлины.
Но и в данном случае надо соблюдать меру, чтобы слишком не опекать отечественных товаропроизводителей и не создавать для них неконкурентные условия и нежелание совершенствовать производство.

Контроль за соблюдением трудового и социального законодательства
Рабочее время в неделю не должно превышать 40 часов, должна быть определенная заработная плата (государство устанавливает минимум), государство следит за этим, закон предусматривает защиту работников от произвола работодателей.

Пожарный контроль
Опасность пожаров в условиях города возрастает, и последствия пожаров очень трагичны.
Какой вывод о взаимосвязи государства, права и экономики вы можете сделать?
Вывод: государственно-правовое регулирование экономики призвано обеспечить ее процветание в интересах всего общества.

Тема “Право собственности на движимое и недвижимое имущество”
Цель: закрепить понятие движимого и недвижимого имущества и особенности права собственности на данные виды имущества.
Ожидаемые результаты (задачи):
1. Учащиеся должны показать умение применить знания для анализа конкретной ситуации.
2. Показать умение анализировать дело.

Ход урока
Какое значение для реальной жизни имеют знания о движимом и недвижимом имуществе и особенностях права собственности на него?
Какое имущество относится к категории движимости, а какое – к недвижимости?
В чем заключается специфика права собственности на движимое и недвижимое имущество?
Учащимся предлагается прочесть задачу N3 на стр. 141 учебной книги.
Далее учитель производит анализ дела по алгоритму:
Какие имеем факты?
В чем суть юридической проблемы?
Какие нормативные акты лежат в основе данного дела?
Какой суд будет рассматривать данное дело?
Учитель раздает учащимся номерки 1, 2, 3 и предлагает им разделиться на три группы соответственно полученным номерам (можно просто разделить класс на 3 варианта).
I в. – администрация водоема.
Задание группе: подобрать аргументы для объяснения своей позиции.
II в. – адвокаты гражданина Н.
задание: подобрать аргументы для защиты.
III в. – судьи.
Задание: принять решение по данному делу.
Группы работают над выполнением своих заданий, используя материалы хрестоматии стр. 31-33, ст. 130, 131, 132 ГК РФ и материалы &18 учебной книги А. Кашанина, Т. Кашаниной (учитель руководствуется методическим пособием, стр. 325).
Далее учитель предлагает гр. N1 аргументировать позицию истца:
нормативные акты;
аргументы;
решение.
А затем представить этот анализ классу.
1-я группа получает для анализа задачу N2 на стр. 115 учебной книги, 2-я гр. – задачу N3, 3-я гр. – задачу N4 на стр. 116 и 4-я гр. – задачу N5.
Учитель выделяет для групповой работы 15 мин. Группы приступают к выполнению заданий. Учащимся нужно предоставить максимум возможностей для самостоятельной работы.
Затем каждая группа дает анализ своего дела. Учитель может выступить в качестве консультанта-специалиста, который подведет итоги деятельности каждой группы, а может пригласить на урок юриста (использовать материал методического пособия на стр. 314-319).
После презентации групп подводятся итоги занятия.
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Каким навыкам научились?
Как это может пригодиться вам в жизни?
Что вам понравилось в ходе занятия и что вы предлагаете изменить?
Если учебного времени на подведение итогов не хватает, то можно предложить учащимся дать ответ на последний вопрос письменно (в качестве домашнего задания), используя методику “дельта+”: что понравилось на занятии, что предлагаете изменить.

Тема “Способы приобретения и прекращения права собственности”
Цель: познакомить учащихся со способами приобретения и прекращения права собственности.
Задачи: использовать полученные знания для анализа конкретных ситуаций.
План изучения:
1. Способы приобретения права собственности.
2. Способы прекращения права собственности.

Слово учителя
Мы заканчиваем изучение темы “Собственность”.
Какие вопросы мы рассмотрели?
Сегодня мы узнаем о том, каким образом можно приобрести право собственности и при каких обстоятельствах это право может прекратиться.
Учитель предлагает учащимся познакомиться с программой работы на уроке.
(Программу можно написать на доске или размножить для каждого учащегося).
Программа:
1. Изучить текст &20 учебной книги на стр. 149-152.
2. Разобрать схемы на стр. 150.
3. Самоконтроль.
Ответить на вопросы к & на стр. 153.
4. Применение знаний.
I в. – решение задачи N1 на стр. 154
II в. – решение задачи N2 на стр. 154
III в. – решение задачи N3 на стр. 154.
Ответы учащиеся оформляют письменно. Но если класс хорошо подготовлен, то можно объединить учащихся в группы по вариантам и предложить им решить задачи устно. А затем выслушать решения групп и обсудить.
Если учитель будет использовать этот вариант, то ему необходимо контролировать работу учащихся для того, чтобы убедиться, что все учащиеся изучили материал параграфа и ответили на вопросы. Если в классе учащиеся работают неравномерно, много медлительных учащихся, то лучше не торопить их и предложить варианты письменных ответов. А для быстро работающих учащихся дополнительно использовать задания 4, 5, 6 на стр. 154-155 учебника.
Затем выступает гр. N2 и выдвигает свои аргументы. В заключение предлагается слово гр. N3: судьи выносят свое решение.
Закрепление: учитель может сам дать анализ данного дела, используя материалы пособия, а может пригласить юриста.
Какие умения и навыки вы приобрели на данном уроке?
Что вам понравилось?
Что вы предлагаете изменить?

Тема “Виды договоров”
Цель: рассмотреть виды договоров.
Задачи: в ходе урока учащиеся должны активно работать с материалами учебной книги, схемой, материалами хрестоматии.
Ход урока
Учитель сообщает тему урока и объясняет задачи, стоящие перед учащимися, знакомит с программой работы на уроке.
Программа
1. Разобрать ╖22.
2. Составить план-конспект материала параграфа.
3. Самоконтроль: ответы на вопросы на стр. 170-171. Самоконтроль проводится в парах.

Тема “Порядок заключения договоров”
Цель: разобрать порядок заключения договоров.
Задачи: учащиеся должны уметь применять знания для анализа конкретных ситуаций, аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
Учитель объявляет тему урока и предлагает обсудить ряд вопросов для того, чтобы проверить, насколько учащиеся разобрались с материалом домашнего задания.
Чем вызвана необходимость законодательного закрепления порядка заключения договоров?
Может ли этот порядок быть изменен по соглашению сторон?
Какие стадии проходит заключение договора?
Что такое оферта? Какие требования предъявляются к оферте? Может ли быть оферта отозвана?
Что такое акцепты? Какие требования предъявляются к акцепту?
Когда соглашение считается достигнутым, а договор – заключенным?

Тема “Способы обеспечения исполнения договоров”
Цель: познакомиться с различными способами обеспечения исполнения договоров.
План изучения:
1. Принципы исполнения договоров.
2. Способы обеспечения исполнения договоров.
Ход урока
Заключение договора, к сожалению, не является гарантией того, что договор будет точно исполнен. На сегодняшний день неисполнение договора – явление распространенное. Поэтому государство вынуждено применять к лицам, не исполняющим договорные обязательства, меры принуждения к исполнению обязанностей, защищать права пострадавшей стороны.
Далее учитель начинает объяснение материала, используя графическую схему и материалы хрестоматии.

Принципы исполнения договоров:
принцип надлежащего исполнения, т.е. исполнение в срок, четко, правильно, в определенном месте;
принцип экономического исполнения, т.е. выполнение самого обязательства;
принцип недопустимости одностороннего отказа от обязательств.
Итак, закон выдвигает определенные требования к исполнению договоров.
Но закон оговаривает еще и способы обеспечения исполнения договоров. Это делается для того, чтобы кредитор был уверен в том, что договор будет исполнен.
Если договор не исполняется, можно привлечь должника к гражданской ответственности. Но это длительный процесс, мучительный, и судебное решение не всегда может быть исполнено.
А способы обеспечения исполнения договора – это средства четкие, легко выполнимые, имущественного характера. Они стимулируют должника к нужному исполнению обязательства, устанавливают для кредитора дополнительные гарантии.

Николай КОВАЛЕНКО,
Ирина СЕМЕНИХИНА,
учителя права
Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте