search
main
0

Если человек возвышается над всеми мирами Тема “Лидер и его качества”. 8-й класс

Какие из качеств лидера отражены в данных изречениях? Как вы определяете лидерские качества человека?
Кто становится лидером? Кто из нас не хочет быть лидером? Обычно люди видят в лидерстве разные привилегии и блага. Однако это не совсем так. Настоящий лидер не только тот, кто пользуется уважением и признанием окружающих его людей, но и тот, кто в трудную минуту готов взять на себя ответственность за их судьбу и принять определенное решение.
Наши великие предки – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – в очень сложный для России период Смутного времени взяли на себя смелость возглавить борьбу за свободу и независимость народа. Они не были приближенными ко двору, Минин вообще до этого не держал в руках оружия, но для них не был пустыми словами девиз: “Если не я, то кто же?”. Так рождаются великие люди, настоящие лидеры. Именно этот принцип характеризует активную жизненную позицию. Тот же, кто стремится сделать поменьше, а получить побольше, никогда не сможет стать настоящим лидером.
Лидер – это тот человек, который обладает влиянием на других, может повести за собой, организовать, помочь выйти из трудной ситуации, взять на себя ответственность за решение. Таких людей можно разделить на две группы: формальные лидеры (назначенные или избранные для общего руководства) и неформальные (пользующиеся авторитетом среди большинства окружающих).
Каким образом и почему появляются лидеры? Какими качествами они должны обладать?
Престиж и его проявления. Вы уже знаете о социальных ролях, которые человек играет в течение своей жизни. Но, оказывается, даже занимая одинаковые позиции в обществе и играя похожие роли, люди все равно находятся в разном положении. Например, многие полагают, что учиться в специализированной школе или гимназии более престижно, чем в простой школе, хотя не всегда при этом уровень образования выше; работать в фирменном бутике гораздо престижнее, чем в простом универмаге. При этом все обязаны выполнять роли ученика и продавца со сходными обязанностями и правами. Так что же это такое – модное ныне понятие “престиж”?
Престиж – важность позиций, которые человек занимает в обществе, с точки зрения окружающих его людей. Обладание престижем, несомненно, способствует лидерству. Престижным может считаться не только место работы, но и машина, квартира, тот или иной район города, занятия отдельными видами спорта, лечащий врач, развлечения, круг знакомых. При этом понятие престижа относится чаще не к самому человеку, а к тем благам, которые он имеет. Это очень изменчивая характеристика – еще недавно все мечтали о престижной профессии космонавта, а сегодня стремятся стать банкирами или юристами; прежде считался престижным автомобиль “Волга”, а ныне его вытеснил “мерседес”.
В истории человечества существовало разное понимание престижности. В Древнем Риме самыми почитаемыми людьми были воины, а в Древнем Китае – чиновники. В XVIII веке предметом гордости были пышные формы, а сейчас все гонятся за стройностью фигуры. В современном мире между народами планеты существуют тесные связи, и престижные вещи, например, во Франции или США быстро становятся такими же и у нас. Компьютеры, сеть “Интернет” привели к молниеносному обмену информацией и мнениями, что в значительной степени влияет на формирование общих взглядов, пристрастий, настроений и моды. Именно поэтому престижность является достаточно переменчивой характеристикой и очень зависит от эпохи, страны, социального слоя.
Авторитетные люди. Однако было бы странным, если бы только положение или обладание какой-либо вещью определяло место человека в обществе. Поэтому кроме престижа существует более важная характеристика – авторитет, означающая признание другими за индивидом права на принятие решения в совместной деятельности.
Так, человек, находящийся на престижной должности главы фирмы, необязательно будет пользоваться авторитетом у других людей, хотя при правильном устройстве общества престижные должности должны занимать только авторитетные люди. Современный руководитель немыслим без организаторских способностей, проявляющихся в умении работать с людьми, уважать подчиненных, а главное – быть профессионалом в своем деле. Хороший организатор обязательно должен быть лидером, т.е. обладать вполне определенными чертами характера и особенностями поведения. Вряд ли лидером сможет стать человек, который не умеет управлять собой в напряженных ситуациях, не имеет системы ценностей, не представляет своих целей, не способен быстро решать возникающие проблемы, не заботится о своем личностном и профессиональном развитии, не умеет творчески подходить к делу и оказывать влияние на других людей.
Однако для обладания авторитетом вовсе не обязательно занимать руководящую должность. Каждый из вас может обладать авторитетным мнением по тому или иному вопросу.
Как вы думаете, за счет чего человек может получить авторитет у окружающих?
Лидерские качества. Каждая эпоха рождает своих лидеров и предъявляет к ним свои требования. На заре человеческой истории моральным авторитетом в племени обладали старейшины, а военным – вожди, при этом лидер менялся в зависимости от ситуации. Вспомним судьбу Александра Невского, прославившегося воинскими победами и доблестью, но в мирное время изгнанного из Великого Новгорода. Лидерами были цари, священники, полководцы, избранные властители, главари восставших, мудрецы, ученые и даже писатели (в XIX веке в России за ними закрепилось определение “властители дум”).
В разных странах лидеры не всегда отражали взгляды и представления своего народа, и какими бы всесильными они ни были, им приходилось сталкиваться с сопротивлением недовольных правителем людей. Настоящий лидер в большей степени проявлял себя тогда, когда пользовался авторитетом и поддержкой народа. Русские солдаты были готовы идти в огонь и в воду за А.Суворовым. Любили в народе царя-освободителя Александра II. Многие верили В.Ленину и И.Сталину, любили маршала Г.Жукова.
В спорте лидером становится тот, кто придерживается принципа “Быстрее, выше, сильнее”. Несколько иначе все происходит в обществе. Одни становятся лидерами благодаря своим знаниям, другие – благодаря красноречию, третьи подкупают щедростью и богатством. Кто-то завоевывает лидерство физической силой, кто-то – внешностью, иные – должностью, активностью и энергичностью, еще кто-то – подчеркнутой независимостью и свободолюбием, бесстрашием, военными подвигами и т.д. Однако не все из этих лидеров утверждаются на долгое время. Некоторые из них лишь временно соответствуют сложившейся ситуации, а затем снова уходят в тень. Например, организаторы забастовки остаются не у дел после ее прекращения, а революционных вождей часто оттесняют после победы восстания. (Так было в эпоху Великой Французской революции и после победы Октября 1917 года в России). Лишь те, кто сочетает в себе деловые и личные качества, способны закрепить свои позиции на долгое время, а не сгореть подобно ярко вспыхнувшему факелу.
Все, что сказано о лидерстве, касается и молодежных групп. Свои лидеры есть в классе, в школе, на улице. Разные группы предъявляют к ним свои требования. Лидеры соответствуют представлениям о них. И если вдруг выясняется, что авторитетный в группе человек является преступником или наркоманом, значит, такова была позиция всех остальных, их понимание норм и правил поведения.
Стиль поведения лидера. Каждый лидер придерживается одного из трех стилей поведения – авторитарного, демократического или анархического.
Авторитарный стиль предполагает приказной тон, отсутствие обсуждений и рассуждений, единоличность решений, максимальную быстроту исполнения приказов, полное подчинение, подавление любых форм сопротивления, невозможность кому-либо высказать собственное мнение. Демократический лидер управляет на основе признания его авторитета большинством, при этом он разрешает критику в свой адрес. Принятие любого решения таким лидером предполагает всестороннее обсуждение проблем и учет других мнений, ответственность за совершаемое действие разделяется поровну между всеми представителями группы. Наконец, анархический стиль поведения состоит в полном отказе от руководства, существовании лишь морального авторитета, такой лидер снимает с себя какую-либо ответственность за происходящее.
Однако настоящий лидер должен уметь сочетать все эти стили в зависимости от ситуации. Если на страну напал враг, то промедление будет подобно смерти, и тут уж не до обсуждений и высказываний мнений. Лидер должен перейти на авторитарный стиль и умело организовать отпор захватчикам. Иногда же полезно на некоторое время передать руководство отдельным людям или оппозиционным группам, которые очень любят критиковать лидера, но не заниматься делом. Нужно дать им возможность увидеть все трудности и попробовать самим их решить, а не выступать с нападками. Это полезно для единения общества и решения самых острых проблем. Тем не менее основным общепризнанным стилем большинства руководителей в мире остается демократический. Именно так можно добиться наибольшего продвижения вперед и соблюсти интересы большинства людей.

Контрольные вопросы
1. Какими качествами должен обладать лидер?
2. Чем различаются формальные и неформальные лидеры?
3. Что такое престиж?
4. Изменялись ли в истории человечества представления о престижности и от чего это зависит?
5. Что такое авторитет и кого считают авторитетным человеком?
6. Как в истории менялись требования к качествам того или иного лидера?
7. Какими бывают стили поведения лидеров?

Задания для обсуждения
1. Проанализируйте следующие высказывания:
“Верное средство приобрести авторитет у людей – быть им полезным” (М.Эбнер).
“Справедливость, не поддержанная силой, – немощна; сила, не поддержанная справедливостью, тиранична” (Б.Паскаль).
“Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава” (Ф.Ницше).
“От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения” (М.Монтень).
“Кто слишком любит мелкие успехи, тот недостоин крупной славы” (Н.Шамфор).
“Престиж! Как, сударь, вы думаете – это пустяки? – почет от дураков, глазеющая в изумлении детвора, зависть богачей, презрение мудреца” (А.Барнав).
“Каждым своим неординарным поступком мы наживаем врагов. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью” (О.Уайльд).
Как данные высказывания относятся к лидерству? С какой из высказанных позиций вы могли бы поспорить? Чьи взгляды вы разделяете и почему?
2. Каким темпераментом должны обладать лидеры и существует ли зависимость между лидерством и темпераментом?
3. Какова зависимость между лидером группы и ее членами – лидер приспосабливается к общим требованиям или группа приспосабливается к своему лидеру; группа выбирает лидера или лидер подбирает группу?
4. Конфуций говорил: “Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ты ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь”.
Прав ли древнекитайский мудрец? Можно ли найти исторические примеры, подтверждающие или опровергающие эту точку зрения? Что является критерием правильности и неправильности поступков лидера?

Темы для домашних сочинений
Качества, необходимые школьному лидеру.
Хорошо ли быть лидером?
Авторитет в школьной жизни.
Престиж в школе.
Задачи и ответственность лидера.

В записную книжку
“Не в силе добро, а в добре сила” (народная мудрость).
“Если вожак хорош, то и тот, кто следует за ним, – неплох” (адыгейская поговорка).
“Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать” (П.Капица).
“Не сотвори себе кумира” (Библия).
“Верное средство приобрести авторитет у людей – быть им полезным” (М.Эбнер).
“Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врагов. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью” (О.Уайльд).

Андрей ИОФФЕ,
Ольга КИШЕНКОВА,
кандидаты исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте