Мы уже не раз рассказывали о том, как пристально в последнее время прокуратура мониторит сайты образовательных учреждений. Для чего это делается? Чтобы, как говорят прокурорские работники, обезопасить несовершеннолетних посетителей сайта от информации, «способной нанести вред здоровью и нравственному развитию детей».
Вот и на прошлой неделе очень не повезло воронежской школе № 40, на сайте которой прокуратура Ленинского района города Воронежа обнаружила рекламу сайта эскорт-услуг (информация об этом была опубликована на сайте «Учительской газеты» 12 апреля этого года).
Понятно, что школа ничего такого на своем сайте специально не размещала, и прокурорское представление стало для директора образовательного учреждения полной неожиданностью. Появление злосчастной рекламы заставило вспомнить про сердце и валидол, а затем ответить на вопросы, кто виноват, что теперь делать, и как не допустить подобного в дальнейшем. Наверное, несколько лет назад ничего похожего представить было просто невозможно. Во-первых, никому не пришло бы в голову размещать на школьном сайте материалы о каком-нибудь информационном ресурсе, который «красочно характеризует жизнь и быт девушек, занимающихся проституцией, их высокий заработок, возможность самостоятельно оплачивать учебу, приобрести квартиру и автомобиль». До такого цинизма тогда надо было додуматься. Зато сегодняшние рекруты из сферы развлечений «с клубничкой» не стесняются ничего, они говорят, что лишь «расширяют рынок» и «делают бизнес».
Кто должен защитить детей? Школа. И её противостояние с «эскорт-индустрией» только начинается. Чем доступнее и популярнее становится Интернет, тем с большей вероятностью стоит ожидать появления нежелательного контента от распространителей запрещенной или чересчур фривольной рекламы. Как пресечь попытки размещения подобного спама? Хотя точнее было бы назвать это не спамом, а настоящей диверсией против наших детей. Специалисты-компьютерщики дают единственный совет: хотите избавиться от подобной рекламы, регистрируйте свои сайты на платном хостинге. Учителя информатики – главные специалисты, которые сегодня в основном и отвечают за существование школьных сайтов, говорят, что да, действительно это решит проблему, но не полностью. Следить за состоянием сайта нужно постоянно и каждый день.
Рассказывает Людмила Боева, учитель информатики и ИКТ, заместитель директора гимназии № 6, призер всероссийского фестиваля IT-педагогов «PRO-движение» 2009 и 2010 годов, победитель конкурса ПНПО лучших учителей 2007 года:
– Действительно, сейчас от нас требуется, чтобы мы размещали школьные сайты на платных хостингах, так как на бесплатных может быть размещена любая реклама. Еще вариант – размещение на сайте департамента образования, где этот вопрос тоже отслеживают. Если мы размещаем сайт на собственном сервере, то тогда сами следим за его безопасностью, отсекая возможность появления на нем ненужной рекламы.
Наш сайт размещен на нашем сервере, из рекламы у нас погода, и еще могут быть какие-то безобидные вещи. Мы платим за предоставление хостинга 300 рублей в год, это не так уж дорого. Но, конечно, поддержка сайта в этом случае должна быть каждодневной. Например, у нас новости появляются постоянно, размещаю их я или другие наши учителя. Конечно, это тоже стоит определенных усилий – приучить самих себя публиковать новую информацию на сайте. Мы к этому пришли, потому что это, в первую очередь, удобно для учителей. Хотя бы для того, чтобы потом написать отчет о поездке или мероприятии, ведь как бывает трудно вспомнить подробности по прошествии времени, а если сразу все запишешь, новость вывесишь, потом к ней вернешься и сразу все вспоминается. У нас такая работа ведется уже в течение трех лет и можно всегда зайти посмотреть, кто, когда и где участвовал, какие места занял. Учителя поняли полезность этого.
Что касается размещения на сайте департамента образования, я не изучала в подробностях этот вопрос, у нас просто нет необходимости. Когда прислали письмо с приглашением разместить наш школьный сайт там, мы написали, что не нуждаемся в этом.
– Вы считаете более удобным самому вести сайт, а не размещать его так, чтобы кто-то следил за ним и за его безопасностью, например, департамент?
– Мне было бы неудобно зависеть от чего-то и от кого-то. Кто кроме школы должен заботиться о том, чтобы размещать об этой школе новости? Мы, еще когда в 2003 году участвовали в фестивале «Интернет и Мы», сделали с ребятами свой сайт, он с того времени менялся, но так и остался моим детищем, и я им занимаюсь по сей день. Если, например, размещать все школьные сайты на сайте департамента образования, то надо в департаменте целый отдел открывать, а это нереально. Лучше предусмотреть доплату в самой школе для того, кто занимается сайтом. Это, увы, есть не везде. В основном учителя работают на добровольных началах. Но есть школы, где для этой цели используют средства стимулирующего фонда.
Комментарий
Олег Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области:
– Считаем, что в данном случае в большей степени ответственность образовательных учреждений. У нас было такое предложение: давайте разработаем единые технические решения для школ всего региона и туда включим всех. Возможно, это нужно было делать лет восемь назад, когда все только начиналось. А сейчас многие наши школы имеют отличные, профессионально сделанные сайты, они обновляются и продуктивны. Я не считаю правильным всех их раскрасить в один цвет.
А вот руководитель образовательного учреждения должен отвечать за все, что происходит в учреждении, в том числе и за то, что касается сайта и информационной политики.
Про целевое финансирование на содержание сайтов скажу так. У нас каждая школа получает средства, исходя из нормативно-бюджетного финансирования и на учебные расходы. Они могут быть, в том числе, потрачены и на оплату сети Интернет. С другой стороны, у нас есть предмет информатика, и выпускники школ могут сами работать на своем сайте, вести свои страницы и так далее.
А говорить сегодня, что у нас нет денег, поэтому на сайте висит непонятная реклама, – я бы осторожно относился к подобным заявлениям.
Будут ли приняты меры со стороны департамента? Есть прокурорское реагирование, оно направляется в адрес учредителя, в данном случае это муниципальные органы управления образования. Соответственно предписанием прокуратуры необходимые меры будут наложены на тех должностных лиц, которые это допустили.
Фото автора
Комментарии