search
main
0

Еще один шаг к инклюзивному образованию

Геннадий АНИЧКИН, член Общественной палаты по образованию в Москве, президент некоммерческой организации «Фонд «Филантроп»:

– Как показывает сегодняшний опыт, учащиеся массовых школ и их родители в большинстве своем не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами, и это главное препятствие на пути развития инклюзивного образования. «Уроки жизни» – так называется новый совместный проект Центрального окружного управления образования и фонда «Филантроп», призванный преодолеть этот барьер.

«Музей потрясает, удивляет своей устремленностью к жизни, восхищает чистотой помыслов авторов. Научите нас так жить!» – эти слова написаны старшеклассниками одной из московских школ в книге отзывов уникального по своей сути музея творчества, преодоления и духа «Равновесие». Он расположен в центре Москвы, недалеко от станции метро «Бауманская». В обширной экспозиции, размещенной на относительно небольшом пространстве, представлены работы из богатой коллекции, собранной фондом «Филантроп» за 20 лет работы в сфере творческой реабилитации инвалидов. Экспозиция включает живописные и графические работы, ювелирные изделия, резьбу по дереву, керамику. Авторы всех произведений – люди, имеющие различные ограничения в здоровье, но, несмотря на это, их художественные работы привлекают своей жизнерадостностью и оптимизмом, жизнеутверждающей и созидающей силой.

«В музее «Равновесие» мы увидели замечательные работы людей с удивительными способностями, – написали девочки из Московского пансиона государственных воспитанниц. – Без помощи рук они умеют рисовать картины и, не видя, делают замечательную скульптуру. Экскурсовод рассказала нам много интересных историй о великолепных людях. Спасибо музею за эти знания!» Здесь со школьниками ведут беседы о равновесии как гармонии мира и состоянии души человека; о смысле жизни, о всемирно известных людях, оставивших, несмотря на ограниченные возможности своего здоровья, значительный след в мировой культуре. Это и глухой музыкант Людвиг ван Бетховен, и совершенно слепая скульптор Лина По, и Григорий Журавлев – иконописец без рук и без ног. Дети слушают и говорят о красоте видимого мира, о настоящей самостоятельности и норме отношений между людьми, об ответственности за тех, кто рядом с тобой, о заботе и милосердии, о возможностях человеческой воли и духа. Представленный в музее материал невозможно прочувствовать и понять без живого экскурсионного сопровождения и убедительного слова, подкрепленного документальным видеорядом. Работа экскурсовода в музее «Равновесие» – настоящее «практическое милосердие», выраженное в умении создать теплую, гостеприимную обстановку, расположить к себе слушателя, увлечь и заинтересовать его.

Экскурсионная программа адресована прежде всего школьникам среднего и старшего звена, так как дети именно этого возраста наиболее восприимчивы не только к познанию окружающего мира, но и к самооценке себя в этом мире, к осмыслению целей и норм жизни, личностному саморазвитию. Музей «Равновесие» дает подросткам понимание того, что даже серьезные ограничения в здоровье не определяют внутреннего мира личности. Человек, лишенный рук, ног, зрения, не ограничен в возможностях духа, который и определяет нравственное здоровье человека, его культуру, образ жизни, а значит, и то, что он создает или делает.

Учитель русского языка и литературы, приведя своих учеников в этот музей на экскурсию, сказала: «Хотелось бы, чтобы этот музей посетили учителя, а затем продолжили работу с работниками музея, приводя сюда своих учеников. Мы в пределах школы заботимся больше о знаниях, которые должны приобрести дети, и забываем о том, что нравственно. Невоспитанный человек может нести в себе не созидание, а разрушение, что мы наблюдаем сегодня в мире. В вопросах воспитания детей у нас образовалась «черная дыра». Музей способен очень многому научить».

Такие оценки, не единичные в своем роде, подтолкнули к мысли о необходимости реализовать долговременную интерактивную образовательную программу, и весной 2009 года был презентован новый проект «Уроки жизни», реализуемый совместными усилиями фонда «Филантроп» и ЦОУО. Программа предполагает четыре этапа, в которых участвуют ученики отдельно взятого общеобразовательного учреждения. Экскурсионное знакомство школьников с необычной музейной экспозицией, сопровождающееся обсуждением вопросов о состоянии души, о милосердии и помощи ближнему, о творчестве, таланте и гармонии человека с окружающим миром, – первый этап в проекте «Уроки жизни». На этой стадии создается психологическая и фактурная основа для проведения второго этапа – личной встречи учащихся с одним из авторов. Дети, уже имеющие представление о творческих достижениях людей с ограничениями в здоровье, морально подготовлены к тому, чтобы задавать художнику-инвалиду креативные вопросы и общаться с ним как с человеком, имеющим богатый жизненный опыт. На экскурсиях старшеклассники нередко сами просят организовать встречу с авторами представленных в экспозиции работ. Затем под руководством художника проводится интегрированный мастер-класс. На этом третьем – практическом – этапе школьникам предоставляется возможность непосредственного общения и совместной деятельности рядом с детьми, имеющими ограничения в здоровье. Четвертый этап заключается в организации в школе выставки по итогам совместного мастер-класса. Выставка позволяет продемонстрировать действительно равные творческие возможности «обычных» школьников и «особых» детей, а также расширить аудиторию проекта, включив других учащихся, педагогов и родителей.

Презентованный среди педагогов Центрального округа проект «Уроки жизни» вызвал значительный резонанс и готовность к сотрудничеству. Вот слова, сказанные сотрудниками одного из образовательных центров: «Огромное спасибо за то, что есть такие люди, которые нас заставляют (невольно!) преодолевать собственную занятость, собственное равнодушие. Мы к вам придем обязательно! Работы в музее потрясают. Это и есть настоящее воспитание духовности». Практическая реализация проекта намечена на 2009-2010 учебный год, а пока в течение прошедшего учебного года музей посетило более 50 экскурсионных групп общей численностью около 700 человек, и многие школьники и педагоги оставили восторженные, полные глубокого осмысления отзывы, которые ясно говорят, что «Равновесие» необходимо детям и взрослым.

Музей «Равновесие» работает ежедневно, кроме выходных, по адресу: Москва, Плетешковский пер., дом 5/3, стр. 4. Экскурсии бесплатные. Запись по телефонам: (499) 261-14-41, (499) 261-45-53.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте