Как привлечь в школу талантливых молодых специалистов, а главное – удержать их? Решение острого вопроса искали и нашли в одном из старейших педагогических вузов – Елабужском институте Казанского федерального университета.
Главный риск для любой системы образования – недостаток кадров. По данным исследования TALIS, молодежи (учителей до 25 лет) в российских школах очень мало – 4‑6 процентов. Что останавливает выпускников педагогических колледжей и вузов у школьного порога? Страх неизвестного, сомнения в своей компетентности или недостаток практики?
В этом учебном году Елабужский институт КФУ наряду с традиционной педагогической практикой в школе ввел новый формат подготовки – «ассистент учителя».
Участниками проекта стали около 100 студентов 3‑4‑х курсов, проявивших большой интерес к работе в школе. В течение года ассистенты каждую неделю приходят в закрепленный класс, чтобы оказывать помощь на уроке и вне урока учителю.
– Студенты-ассистенты – это не сидящие на камчатке сторонние наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, которые ведут какой-то модуль урока, дополнительные занятия, кружковую работу. Ведь благодаря своим знаниям они и сами в силах подсказать даже опытному педагогу методические новшества, например, как лучше внедрить элементы цифрового обучения. Еще на этапе оснащения кабинетов по рекомендации ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова мы предусмотрели, что за учительским столом должно стоять два кресла: для педагога и его ассистента. Если учитель заболел, ассистенты могут его подменить, не оставляя пробелов в часах школьной программы. Так наши студенты делают первые уверенные шаги в профессии, которая станет для них более понятной и близкой, – рассказывает директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон. Следует отметить, что приоритетом Казанского федерального университета уже 10 лет является подготовка в рамках программы «Учитель XXI века». Выпускники Елабужского института должны быть готовы к вызовам времени и работе в сложном мире. КФУ занимает 1‑е место в стране и 90‑е место среди лучших университетов мира в предметной области «Образование», по оценке международного рейтинга Times Higher Education. Университет обладает уникальной базой для педагогической практики, включая Университетскую школу, два лицея и детский сад. Один из новых проектов вуза в области педагогического образования – «Ассистент учителя» – также направлен на увеличение доли практики в подготовке кадров.
Реализация проекта стала возможна с включением в состав института обычной общеобразовательной школы Елабуги. Инициатива ректора КФУ Ильшата Гафурова была поддержана наблюдательным советом КФУ под председательством президента Татарстана Рустама Минниханова 28 мая 2020 года, и с 1 сентября школа с гордостью носит звание «Университетская».
Перед новым учебным годом здание полностью преобразилось – от фасада до интерьера. Вместе с психологами были выбраны яркие цвета стен, в каждом классе появились мультимедийная техника, смарт-доски, оснащены новыми лабораториями кабинеты химии, физики, биологии.
Важно, что Университетская школа стала площадкой роста будущих учителей, надежными ступеньками в профессию-призвание. В вечернее время в школе действуют десятки кружков: студенты учат детей графическому дизайну, приобщают к робототехнике, науке и спорту.
Студентка 4‑го курса отделения филологии и истории Диана Григорьева, будущий учитель русского языка и литературы, одной из первых выразила желание стать ассистентом.
– С детства хотела быть учителем. Решающую роль в этом сыграла моя бабушка, которая 43 года посвятила школе. Я сидела на ее уроках и наблюдала, как она общается с детьми. Будучи ребенком, играла в школу: проверяла тетрадки, искала ошибки и ставила отметки. В старших классах мне нравилось, с каким вдохновением выполняет свою работу наш учитель литературы, ей удавалось сделать так, чтобы в классе царили гармония и взаимопонимание.
Когда я ознакомилась с проектом «Ассистент учителя», то сразу решила, что хочу попробовать в нем себя, посмотреть профессию изнутри и применить теоретические знания на практике. Познакомилась с классом, узнала, как строит урок тот или иной учитель, помогала с проверкой тетрадей и индивидуально работала с учениками после занятий. Сейчас же педагог дает мне возможность вести полноценные уроки, а после завершения комментирует работу. Для меня это стало определяющим, потому что я поняла, что мне действительно нравится, доставляет удовольствие общаться с учениками и видеть, как они лучше начинают разбираться в теме. Очень приятно, что сейчас школьники начали относиться ко мне как к преподавателю, с которым можно поговорить даже на переменках на любые отвлеченные темы.
Я считаю, что проект «Ассистент учителя» – это уникальная возможность попробовать себя в роли педагога еще перед стартом карьеры. Он помогает погрузиться в учебный процесс и понять, действительно ли работа в школе – это твое, – говорит Диана.
Студентка 5‑го курса отделения математики и естественных наук Екатерина Князева – без пяти минут выпускница, которой проект «Ассистент учителя» помог определиться с профессией.
– Поступив в Елабужский институт КФУ, я поняла, что сделала правильный выбор. Точные науки раскрылись для меня в новом свете.
Преподаватели увлекательно раскрывали для нас особенности ведения уроков, и я без тени сомнения решила стать частью нового проекта «Ассистент учителя». Мне очень хотелось посмотреть на школьную жизнь с другой стороны образовательного процесса, проникнуть в работу учителя.
Я стала ассистентом преподавателя информатики. За прошедшее время уже успела познакомиться с классом и выполнить ответственное задание по разбору одного из аспектов подготовки к ЕГЭ. Верю, что проделанная нами и планирующаяся далее работа будет эффективной и поможет выпускникам справиться с экзаменами. И для себя я приняла важное решение: с удовольствием приступлю к работе учителем уже со следующего учебного года, – отмечает Екатерина Князева.
Камилля Юрикова, учитель русского языка и литературы Университетской школы, в работе со студентами видит большое подспорье:
– Проект «Ассистент учителя» сразу показался мне очень интересным. Его пользу нельзя переоценить, поскольку и педагогам необходима помощь в организации качественного образовательного процесса, и студентам – будущим учителям полезно попробовать себя в профессиональной роли уже с университетской скамьи, чтобы примерить работу учителя «в поле» и быть готовыми ко всем нюансам. У меня на попечении четыре замечательных студента. Сейчас мы на этапе знакомства с классами, и я постепенно начинаю делегировать занятия с отстающими учениками, также они помогают мне проверять работы школьников.
Стоит отметить, что студенты с удовольствием ведут уроки, мы с ними качественно взаимодействуем и вместе разбираем разные этапы занятия.
Думаю, что благодаря проекту «Ассистент учителя» студенты только укрепят свое желание после выпуска пойти работать в школу и станут моими полноправными коллегами. У них уже хорошо получается ладить с детьми в рамках классных часов. Приятно видеть их искреннее любопытство, которое подталкивает к новым достижениям и успехам в выбранной сфере.
Интересный факт: 120 лет назад, когда в здании Елабужского института КФУ размещалось Епархиальное женское училище по подготовке домашних учительниц, наряду с классами в правом крыле работала образцовая церковно-приходская школа. Изучив какую-то методику, освоив прием, епархиалки могли апробировать его на уроках с детьми. Сменялись века, но здание год за годом продолжало выполнять миссию по качественной подготовке педагогических кадров для страны, и сегодня мудрые традиции прошлого успешно возрождаются, становясь новыми трендами цифровой эпохи.
Вера КОСТРОВА, Надежда ХАМИДУЛЛИНА
Комментарии