search
main
0

Есенин-2005. Напряженная жизнь израненного сердца осталась за кадром

Сериал «Есенин» я ждал со смешанным чувством. С одной стороны, было трудно ждать чего-либо хорошего. Заранее можно было предсказать, что авторы сделают упор на «антисоветскость», на версию убийства Есенина и противопоставление Есенина большевикам. Но я ждал хотя бы элементарного соблюдения исторических реалий, хотя бы внешнего следования общеизвестным фактам биографии, пусть и с известной долей художественного вымысла, если он, конечно, явно не противоречит действительности. Было интересно посмотреть на игру, безусловно, талантливого Сергея Безрукова в роли Есенина. Роман отца актера, Виталия Безрукова, по которому и снимался фильм, я не читал и, думаю, после просмотра сериала не возьму даже в руки. Ибо речь пойдет о вопиющей некомпетентности, перевирании элементарных исторических фактов, настолько элементарных, что проверка их не составит никакого труда и для школьника.

Сериал начинается с первой встречи Есенина и Блока, на которой Есенин читает свои стихи. По некоторым данным (например, дневниковая запись Блока), чтение это произошло в 1915 году. Тогда совершенно непонятно, каким образом Есенин мог «напевать» Блоку свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…», написанное в 1916 году.

Безруковский Есенин встречает в поезде большевистскую агитацию этаким восторженным дурачком. Можно, наверное, поверить в это, если не вспомнить, что во время работы Есенина в типографии Сытина (1913 год) он занимался распространением большевистской литературы и был взят под наблюдение царской охранкой.

Сериальный Есенин жалуется, что из его книги вычеркнули слова «Бог». Может быть, стоит все-таки напомнить зрителю о богохульных надписях, сделанных Есениным на стенах Страстного монастыря в эти годы? Или о строчках из «Инонии» (1918 г.):

Протянусь до незримого города,

Млечный прокушу покров,

Даже богу я выщиплю бороду

Оскалом своих зубов.

Начинается пятая серия и вместе с ней очередные ошибки. Есенин сходится с Айседорой Дункан, которая преподает советским детям искусство танца. Что Шон Янг, несмотря на все свое обаяние, танцевать не умеет абсолютно, это действительно мелочи. Но вот что советских детей 1922 года могут изображать современные упитанные и розовощекие московские ребятишки, хорошо одетые и ухоженные, – это неверно. Страна еще не оправилась от гражданской войны, голод, катастрофическая нехватка всего жизненно необходимого, включая простые дрова, а здесь все залито электричеством, и такие куколки!

Период пребывания Есенина в Италии ничем особенным в сериале не засветился. Какие-то детали художественного вымысла анализировать не будем, так как они не имеют решающего значения. А вот в эпизоде на пароходе ухо нашего американизированного зрителя с восторгом уловило из уст пьяной Дункан знакомое «Фак ю!». Ведь это так приятно – узнать, что великие тоже такие же люди, как мы, тоже ссорятся, матерятся, напиваются. Как приятно маленькому человечку покопаться в белье великих, в их слабостях и подумать: «Ах, вот они какие! Такие же, как я, или даже похуже, просто им повезло с талантом». А если почти весь сериал снять в таком стиле – успех у широких масс гарантирован.

В Есенине-Безрукове нет никакой мыслительной деятельности, нет никакого душевного надлома, только пьянки-гулянки, веселье и истерические обиды на большевиков. Его поэтический дар – игрушка, упавшая с неба, слепое везение. За внешней жизнью поэта, светскими сплетнями, за постельными сценами авторы не смогли (да и не хотели) увидеть напряженной жизни израненного сердца, работы ума, огромную жалость и любовь к людям, к животным, к своей стране, ко всему человечеству. Есенин-Безруков мелок и жалок. Сергей Безруков и близко не подобрался к тому, чтобы почувствовать Сергея Есенина.

1923 год, Берлин. Опять звучат слова о Троцком, приписанные Есенину. Об известии, что Ленин плох, «с мозгами плохо», сериальный Есенин цинично отзывается: «А когда у большевиков было в порядке с мозгами?» То, что это ложь, – это и так понятно. Просто очень интересно, как авторы переделывают Есенина «под себя», под свои обывательские взгляды. Получается, что Есенин говорит так цинично о Ленине, а в стихотворении «Ответ» называет Ленина – Солнцем или в «Стансах»:

…Что имя Ленина

Шумит, как ветр, по краю,

Давая мыслям ход,

Как мельничным крылам…

Настоящий Есенин сказал о смерти Ленина: «Это то горе, которое не оплакать».

Далее наш экранный Есенин снова возвращается в Москву и попадает на прием к Льву Троцкому. Троцкий, как и положено, дьявольски хитер, он хотел, оказывается, заманить Есенина в свои сионистские сети, предложив ему издавать свой собственный журнал, в котором тот мог писать все, что хотел, и печатать, кого хотел! Где, спрашивается, логика? С чего взбесился безруковский Есенин? С того, что Троцкий предложил ему бухгалтера? Так ведь он сам сказал, что не способен вести финансовые дела! Трудно понять логику авторов.

Затем наш герой костерит перед своими друзьями Троцкого, передразнивает его, подражая еврейскому говору. При этом произносятся гнусные слова, которых Лев Давыдович никогда, конечно, не говорил. Мы не будем нечего опровергать. Это сделает сам Сергей Есенин, настоящий, а не слепленный из сплетен и грязного белья. Слушайте! «Русь бесприютная» (1924 г.), о беспризорниках:

…В них Пушкин,

Лермонтов,

Кольцов,

И наш Некрасов в них,

В них я,

В них даже Троцкий,

Ленин и Бухарин…

«Песнь о великом походе» (1924 г.):

Ой, ты атамане!

Не вожак, а соцкий.

А на что у коммунаров

Есть товарищ Троцкий!

Он без слезной речи

И лихого звона

Обещал коней нам наших

Напоить из Дона.

Только просьба: при проверке этих строк не пользоваться советскими изданиями Есенина (даже 1988 год не годится): в них все строфы, в которых упоминается Троцкий (или Зиновьев с Бухариным) пропущены или, в лучшем случае, обозначены многоточиями.

Троцкий не читал речи на похоронах Есенина. То, что говорится в сериале, – это перевранная статья Троцкого «На смерть Есенина». Троцкий, кстати, был, по признаниям современников, прекраснейшим оратором, человеком, который умел зажигать огромные массы, направлять их, вести. И хриплое каркание Хабенского является просто какой-то пародией, фарсом. Вот настоящие строки из статьи Троцкого, который очень любил и ценил Есенина и его творчество:

«Мы потеряли Есенина – такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, – может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки. Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста, – не хлопнув дверью, а тихо прикрыв ее рукою, из которой сочилась кровь. В этом жесте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом…»

В фильме прослеживается явный заказ: мочить Троцкого. Видимо, это связано с тем интересом, который пробуждает в последнее время у молодежи фигура этого революционера-марксиста. Многие идеи Троцкого становятся актуальными в наши дни, и процесс этот не остановить фильмами. Троцкого тоже не стоит идеализировать, но объективно рассмотреть его личность, роль, которую он сыграл в судьбе страны, ознакомиться с его трудами, – полезно.

Все-таки хорошо, что на экраны вышел этот сериал. Объективно, сами того не желая, авторы сработали на руку идущему процессу пробуждения сознания и способности мыслить. Ибо сериал «Есенин» пробудит у кого-то интерес к поэзии, у кого-то интерес к политическим фигурам того времени. И если это достаточно умный человек, он сможет самостоятельно во всем разобраться и выработать более или менее объективную, правдивую точку зрения. Чего я искренне желаю всем вам, дорогие читатели. Ищите, познавайте, учитесь!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте