Правила этой игры довольно просты. В игре участвуют 3 команды. Каждая команда готовит по четыре вопроса своим соперникам. Первая команда задает свой первый вопрос второй команде, которая после минуты обсуждения дает ответ. В случае правильного ответа она получает один балл. Если ответ неверный, то тот же вопрос без дополнительной минуты переходит к третьей команде. Если ни одна из команд не смогла правильно ответить на вопрос, то он адресуется болельщикам. Тот из них, кто даст правильный ответ, имеет право подарить своей команде полбалла. Если ни один из ответов не был верным, то команда, задававшая вопрос, отвечает сама, при этом баллов не получает никто. После этого свой вопрос задает вторая команда и т.д. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов по результатам четырех раундов.
Во время игры возникают и достаточно сложные ситуации. Бывает, что ответ той или иной команды максимально близок к правильному, но команда, задававшая вопрос, не согласна с ним. Тогда в работу вступают эксперты. Экспертная комиссия, состоящая из “ученых” (преподавателей), выносит окончательное решение: признать ответ правильным или нет. Она же определит в конце игры самого активного болельщика и лучший вопрос. Если максимальное количество баллов набрали две или три команды, то для выявления победителя эти команды отвечают на вопрос “экспертов”, который и решит исход встречи.
Вопросы
1. В 50-е годы прошлого века произошло восстание сипаев – индийских солдат, состоявших на службе в британской армии. Поводом стало не только тяжелое положение сипаев и жестокое обращение с ними англичан, но и внедрение англичанами в колониальную армию нового вида оружия. Что так возмутило сипаев в этом оружии?
(Принадлежностью этого оружия были пыжи, смазанные свиным маслом и говьяжим жиром. По инструкции их нужно было вытягивать зубами, что и оскорбило сипаев – индусов и мусульман – в их религиозных чувствах).
2. Кто из учеников Иисуса Христа навсегда обосновался на заячьем острове?
(Святой Петр. На Заячьем острове в 1703 году был заложен г. Санкт-Петербург).
3. Летом 1281 года Япония оказалась под угрозой закабаления Монголией. Две армады общей численностью 3500 судов и лодок подошли к японским берегам. Но оказалось, что шли они на собственную смерть, так как налетевший тайфун разметал эти суда недалеко от берега. С тех пор этот тайфун называют “ветром богов”. А как это звучит по-японски?
(Камикадзе).
4. Этот судебный процесс длился больше года. Состоялось 403 заседания. Из 19 обвиняемых только один признал свою вину. Суд признал виновным всех, но приговор был приведен в исполнение лишь в отношении 18. Под каким названием вошел в историю этот процесс и почему в отношении одного из осужденных приговор не был исполнен?
(Нюрнбергский процесс. Герман Вильгельм Геринг, 19-й подсудимый, покончил с собой накануне казни).
5. В 1666 году королева Англии Елизавета издала указ: погребать мертвых только в шерстяной одежде. За нарушение этого указа был установлен штраф: 5 фунтов стерлингов. Что вызвало к жизни этот указ?
(В 1666 году в Англии возникли проблемы со сбытом продукции шерстяной промышленности. С этим и связан королевский указ, повелевающий использовать шерсть для погребения).
6. В 227 году страшное землетрясение разрушило одно из семи чудес света – Фаросский маяк. Каким образом его изображение дошло до потомков?
(До нас дошли монеты с изображением маяка).
7. Какой новый и неожиданный способ использовал римский император Нерон в 64 году для освещения своих садов?
(64 г. – период гонения на христиан. Сжигая христиан на деревьях, он освещал свои сады этими живыми факелами).
8. Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пришел этот обычай?
(При Петре I были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного с голубой лентой, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленте).
9. С каким мифологическим сюжетом связана традиция ношения перстней на пальцах?
(Пальцы прикованного Прометея были вдеты в кольца цепи. Когда Геракл освобождал его, цепь была вырвана, но одно кольцо с камнем – частью скалы, осталось на безымянном пальце. С тех пор люди, почитая Прометея, стали носить кольца с камнями – перстни).
10. Первый был холопом у известных бояр, а потом постригся в монахи; второй был слугой в доме священника, а затем стал бродячим учителем; третий был просто псковским вором. Как их называли? (Самозванцы).
11. Известно, что в России – картофель, во Франции – виноград, в странах Южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды изменил судьбу человечества?
(Яблоко с дерева познания, яблоко раздора и ньютоново яблоко).
12. Как известно, англичане свято чтут традиции. С чем связана традиция кормить ворон в Тауэре?
(Мертвецов из лондонской тюрьмы Тауэр выбрасывали за крепостную стену, и на них слетались вороны. Теперь это просто традиция).
Вопросы экспертов
1. В старину на Британских островах, прежде чем выпить вино или другой крепкий напиток, окунали в него поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы придать напитку хлебный аромат. Впоследствии эта традиция забылась, но возникла другая. Какая?
(Произносить тосты. Тост – это и есть ломтик хлеба).
2. В 1857 году французский археолог Мариет обнаружил в Саккаре (Египет) необычное кладбище: в саркофагах были погребены мумифицированные быки. Почему древние египтяне оказывали быкам такие почести?
(Согласно религии в облике черного быка представал бог плодородия).
3. О каком государственном строе А.С.Пушкин писал: “С изумлением увидели (…) в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве”.?
(О демократии).
И. КУРШАЕВА,
учитель истории
экспериментального УВК
“Детский сад – школа – лицей”
пос. Чегем-1
Республика
Кабардино-Балкария
Комментарии