search
main
0

Эпоха перемен. Нам повезло в это время родиться

Сегодня образование вполне готово к установлению и внедрению новых стандартов. Возьмем в качестве примера лицей №97 Челябинска. Мы начинали как общеобразовательная школа с первоначальным числом обучающихся 105 человек (проектная мощность – 500 человек). В течение последних пяти лет численность обучающихся неуклонно росла, в среднем по 100-130 детей в год. На сегодняшний день у нас 630 обучающихся, и число родителей, желающих обучать детей в нашем лицее, намного превышает количество свободных мест в лицее. Как мы этого добиваемся?

Первый компонент новых стандартов – содержание образования. Через три года после открытия, в 2006 году, наша школа прошла первую аккредитацию, по итогам которой получила статус технического лицея с углубленным преподаванием математики, физики, информатики, технологии.

Второй компонент – результат. По результатам ЕГЭ за 4 года мы переместились с 26-го места в 2005 году на 11-е – в 2008 году. Наши дети являются победителями международных (5 человек), российских (37), областных (79), городских (135) конкурсов различной направленности, причем львиная доля этих побед приходится на последний 2007-2008 учебный год. В рамках поддержки одаренных детей и талантливой молодежи наши обучающиеся трижды удостоились премии Президента РФ и 7 раз – стипендии администрации Челябинска. Кроме того, лицей №97 дважды стал номинантом президентского гранта (в 2007 и 2008 годах), дважды – муниципального гранта (также в прошлом и текущем году), а в 2008 году мы победили в конкурсе на создание информационной лаборатории. Учителя нашей школы трижды получили гранты президента и один – губернатора Челябинской области. Это только основные награды. В связи с этим наше финансирование за счет средств бюджетов (областного, федерального и муниципального) возросло с 4 миллионов 156 тысяч рублей в 2004 году до 16 миллионов рублей в 2008 году. В среднем заработная плата учителя увеличилась с 4300 до 11 тысяч рублей.

А это уже аргумент для создания условий предоставления образования (третий компонент), что предполагает введение нормативно-подушевого финансирования (наш лицей перешел на этот механизм вместе со всей системой образования Челябинска в 2006 году). С интересом и надеждой мы будем следить и за результатами апробации новой системы оплаты труда.

Успешным нашему лицею помог стать и тесный контакт с родительской общественностью. С 2006 года у нас действует попечительский совет, возникший из школьного родительского самоуправления. За пять лет существования он привлек в лицей около 23 миллионов 653 тысяч рублей внебюджетных средств (это половина от того, что нам дает бюджет). Всеми средствами распоряжаются родители (попечительский совет – независимое юридическое лицо). Попечительский совет направил деньги на создание современных условий обучения (стопроцентную компьютеризацию лицея в софинансировании с федеральными и областными средствами, создание локальной сети и другое оборудование), создание безопасных условий обучения (охранно-пожарная сигнализация, система видеонаблюдения), развитие и сохранение системы дополнительного образования (в лицее 10 ставок для педагогов допобразования), стимулирование всех участников образовательного процесса (премии учителям и ученикам), сохранение и модернизацию здания лицея (проекты: актовый зал и пришкольный участок) и многое другое.

Захватила наш лицей и начавшаяся в Челябинске в прошлом году реорганизация образовательных учреждений с созданием структурных подразделений или филиалов: в результате реорганизации средней школы №69 мы приобрели филиал лицея. Не остались мы в стороне и от открытия дошкольных образовательных учреждений на базе школ: в сентябре на базе филиала мы открыли две группы дошкольного содержания детей. По этому поводу могу сказать, что в финансовом плане мы оказались в выигрыше.

Однако существуют проблемы, которые предстоит решать в ближайшем будущем всем образовательным учреждениям и муниципальным образованиям: во-первых, назрела необходимость разработки и принятия на областном уровне закона об изменении типологии образовательных учреждений, тем более что в Российской Федерации подобные прецеденты уже существуют; во-вторых, необходимо доработать нормативную базу для перехода образовательных учреждений в статус автономных некоммерческих образовательных учреждений; в-третьих, в ближайшем будущем всем образовательным учреждениям, а не только «пилотным», предстоит перейти к новой системе оплаты труда, поэтому мы просим на областном уровне предусмотреть проведение соответствующих обучающих семинаров как для руководителей образовательных учреждений и их заместителей, так и для главных бухгалтеров; в-четвертых, мы предлагаем на уровне муниципальных и областных образований предусмотреть восстановление и модернизацию зданий школ, построенных в середине XX века и не соответствующих новой модели современной школы почти по всем критериям (несоответствие требованиям надзорных организаций, требованиям безопасности образовательного процесса, современным тенденциям развития образования).

Говорят, что самое сложное – это жить в эпоху перемен. Но перемены, происходящие сегодня в образовании, определяют вектор развития на многие годы вперед, и, я думаю, нам повезло быть причастными к этому процессу.

Лариса ДЕМЧУК, директор лицея №97, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте