Современная образовательная организация – это единый ресурсный комплекс, в котором объединены несколько уровней образования. Школа ставит перед собой задачу использовать свои ресурсы на всех этапах обучения, начиная с дошкольных групп. Дошкольное детство – важный этап в развитии ребенка.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека. А по определению Бориса Данииловича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детство». Действительно, воспитатель и учитель имеют много общего. Возникающие проблемы преемственности могут быть успешно решены только при тесном взаимодействии дошкольных групп и школы. Принятие ФГОС нам, педагогам, помогает правильно понимать суть преемственности между дошкольными группами и школой, а также дает согласованность содержания образования, наличие универсальной программы образования дошкольников. Важна и постановка единых целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней. Сейчас мы не говорим о багаже определенных знаний, с которыми ребенок должен перейти из дошкольных групп в начальную школу, мы говорим о таких качествах личности, как любознательность, инициативность, креативность, а самое главное – готовность учиться в течение всей жизни. Эти навыки развиваются с дошкольного детства. Поэтому важнейшей задачей воспитателя является создание условий для формирования познавательных мотивов. На помощь воспитателю приходит единое образовательное пространство школы.
Учителя начальных классов с удовольствием посещают будущих первоклассников, проводят с ними в течение всего учебного года развивающие и творческие занятия во второй половине дня, рисуют, играют в шахматы. Это помогает дошкольникам легче адаптироваться в школе – «я знаю этого педагога, с ним интересно!».
Дошкольникам всегда было любопытно посетить само здание школы. Поэтому мы организовываем для будущих первоклассников интерактивные занятия в медицинском классе Школы старшеклассников. Взрослые ребята пробуют себя в роли наставников, а малыши не только получают новые компетенции, которые, безусловно, ребята будут применять в своей жизни, но и впервые знакомятся со школьным зданием, заглядывают в классы – интересно же, что там?!
Проведение экскурсий в школьном музее боевой славы для дошкольников – это целый мир чего-то огромного, порой неизведанного и незнакомого, но очень интересного, тем более можно многие экспонаты потрогать, они сделаны руками старшеклассников на уроках труда. Можно представить себя героем древней былины или оловянным солдатиком наполеоновских времен, посидеть в блиндаже, как партизаны, защищавшие Москву от гитлеровских захватчиков.
Важным образовательным пространством является школьный планетарий. Увидеть настоящий костюм космонавта, огромный макет планеты Земля, макет ночной Земли, прикоснуться к Луне рукой, даже если это тоже макет, рассмотреть звездное небо под куполом – просто захватывает дух! Я все это видел! И какой сразу полет фантазии и творчества!
Обо всей творческой, познавательной и развивающей деятельности дошкольники с удовольствием рассказывают в своем медиаконтенте под названием «Дошкольные новости». А помогают дошкольникам создавать такие специальные выпуски старшие ребята из медиакласса. Ведущие-дошкольники выбираются исключительно по желанию малышей. И начинается игра! Ведущие представляют себя звездами экрана, очень стараются, эмоционально и искренне рассказывают о важных делах дошкольников, подкупая зрителей своей непосредственностью и, главное, позитивом! Старшеклассники, засняв ведущих, приступают к обработке видеорепортажа, применяя знания, полученные на уроках информатики при работе с видеоредактором. Таким образом, отрабатываются практические навыки работы с медиаресурсами. А дошкольники, просмотрев готовый репортаж, гордятся – это их показывали в «Дошкольных новостях»!
Такой эмоциональный отклик очень важен, он проявляется в детской игре, где малыши представляют себя учениками или учителями, космонавтами или экскурсоводами, корреспондентами или ведущими телепередач, делятся своими впечатлениями со сверстниками, обыгрывают придуманные сюжеты. Это первое знакомство со школой, и оно обязательно должно быть позитивным. А наша задача – поддержать эту детскую инициативу.
Елена ЛЕВКОВИЧ, старший воспитатель школы №1494
Комментарии