В уроке принимали участие ученики 11-го «А» и 11-го «Б» классов. Занятию предшествовала большая и кропотливая исследовательская работа. Ребятам было объявлено, как будет проходить обучающий урок письма, что необходимо подготовить к нему, какой материал найти. Одиннадцатиклассники разделяются на несколько творческих групп (по интересам) и готовятся представить полученную информацию.
Первая группа получает задание найти и обобщить материал об истории письма и его основателях Кирилле и Мефодии (остальная историческая информация по данному вопросу на усмотрение учащихся); вторая группа должна познакомить с правилами ведения корреспонденции, оформлением писем; третья представляет знаменитые литературные шедевры, личные письма, картины, посвященные эпистолярному жанру (по выбору). Затем ребята получают творческое домашнее задание.
Работа каждой группы должны соответствовать следующим требованиям:
1) умение отбирать нужный и интересный материал, который в дальнейшем может быть использован на уроках;
2) оригинальность подачи материала;
3) доступность материала для усвоения учениками разных классов;
4) эмоциональность.
Оценивают работу независимые «эксперты»: учителя русского языка и литературы, истории, изобразительного искусства.
Ход урока
Слово предоставляется учителю:
Дорогие ребята!
Жизнь людей за последнее столетие существенно изменилась, но от этого не стала лучше, чище, благороднее. Отвыкли мы от волшебного ощущения беседы с помощью «письмеца в конверте», которое мы читаем, перечитываем и бережно храним долгие годы.
Зачем выражать свою индивидуальность? Нам бы попроще, пояснее и побыстрее. Заняты мы. Электронные послания заменили все виды переписки. Они чаще всего бывают с ошибками клавиатурного набора, иногда написаны просто так, неизвестно кому, развлечения ради.
«Hello, пристрой братишку моего. Проблем не будет. Пока».
«Я просто делаю свое дело… Крутой».
«Бери, не хочу… Лили».
Страшно становится при виде таких посланий. Бездушные машины украли у нас внимание друг к другу, искренность чувств, отзывчивость, слова единственные, сокровенные, идущие от сердца.
Мы не знаем порой, как начать, чем продолжить, каким образом закончить самое простое письмо. Да и из школьного курса русского языка тему «Искусство эпистолярного жанра» убрали за ненадобностью. А ведь умение писать письма, которые люди берегут и хранят, – Божий дар. В письмах бьется живое человеческое сердце. Какими простыми и яркими словами выражены трепетные чувства любви, тоски, сострадания, горечи! И жажда счастья… Позавидует любой романист, заселяющий полки книжных магазинов толстыми томами своих творений.
А солдатские письма? Ведь это живые памятники души. Они взывают к нам: берегите и храните родное Отечество!
Пусть наш урок, посвященный эпистолярному жанру, поможет вам, дорогие ребята, научиться искусству корреспонденции, искусству этикета, соблюдаемым в письмах, привьет навыки оформления разных посланий, а классические примеры жанра письма, отражающие душевное состояние человека, станут для многих маленьким открытием.
Пишите друг другу. Любите друг друга. И ваша жизнь наполнится ярким и благородным светом.
Выступление учащихся с индивидуальными заданиями.
Свою работу представляют учащиеся I творческой группы.
Тема «Откуда есть пошла русская письменность…»
(В качестве примера приводится одно выступление.)
Мы знаем царя Иоанна Грозного как гневного правителя, который жил вопреки всем заповедям и законам, мудрого политика и дипломата, знающего свое царское дело.
Но мало кому известно, что Иоанн IV был еще и «словесной мудрости ритор». Я хочу поделиться найденными историческими сведениями по этому поводу.
К слову книжному издавна относились на Руси с почтением и трепетом. Пришло оно на Русь с принятием христианства, со Священным Писанием. Слово считалось священным и исходило оно от Бога. Говорили и писали на Руси будто на разных языках. В письменную речь, в книги не допускали слова разговорные, которыми перебрасывались люди на улице или дома. Писали словами высокими, старыми, они напоминали о древности происхождения Слова, о высоте и глубине его значения. Священный трепет перед книжным словом не позволял вольного, свободного обращения с ним. Для каждого литературного жанра на Руси были установлены свои правила, законы. По одним составляли летописи, по другим писали жития святых, по особым – послания. Древнерусский писатель неукоснительно следовал этим законам – правилам жанра. Человек служил слову и не смел подчинять его своей воле.
Лишь царь Иоанн Грозный и пред Словом не смог гордыни смирить, писал вопреки всем правилам и законам: как хотел, так и писал. Представьте, как удивился шведский король, получив от русского царя вместо церемонного дипломатического послания такое письмо:
«Если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы, так то твой холопский обычай: тебе это есть, а нам, великим государям, и сноситься с тобой бесчестье, а лай тебе писать и того хуже, а перелаиваться с тобой – горше того не бывает на этом свете, а если хочешь перелаиваться, так найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся».
Князь Андрей Курбский, получив в изгнании первое послание царя в ответ на свое, возмутился, назвал его «бабьей болтовней». В ответном письме князь упрекал царя за стиль и манеру сочинения.
«Поистине, словно вздорных баб россказни, и так все невежественно, что не только ученым и знающим мужам, но и простым, и детям на удивление и на осмеяние, а тем более посылать в чужую землю, где встречаются и люди, знающие не только грамматику и риторику, но и диалектику и философию».
Не по невежеству своему позволяет царь нарушение вековых традиций, смешение различных жанров, стилей в одном послании. Нарушает устойчивые вековые каноны потому, что всегда и во всем лишь своей воле следовал, не желал подчиняться ни Богу, ни воле людей, ни литературным традициям. Вопреки им создает свой стиль и манеру письма.
Впервые в русскую литературу врывается личность со своим характерным нравом – возникает авторский, индивидуальный стиль…
Эстафета урока передается учащимся II творческой группы.
Тема «Структура письма и его стилистическое оформление»
Как известно, письма можно разделить на личные, деловые, официальные. Естественно, каждое из них имеет свои особенности, которые теперь далеко не всем известны. А следование им есть следование правилам хорошего тона в переписке.
Правильная структура письма включает в себя обязательные компоненты:
1. Обращение.
2. «Приступ» – какая-либо любезность или пожелание в адрес получателя.
3. Изложение сути вопроса, которое обязательно должно быть интересно адресату.
4. Заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения (при необходимости). При забывчивости отправителя возможно приписать недописанное (P.S. или N.B.).
Внимательно изучив главу «Переписка» из «Энциклопедии этикета», мы составили вот такую таблицу. Она может быть использована на уроках письма с 5-го по 11-й класс (см. таблицу).
Общие требования:
1. Тон выдержанный, мысли хорошо продуманы и логически выстроены.
2. Почерк разборчивый, аккуратный, исключающий неправильное прочтение слова.
3. Ширина полей 2 см.
4. Помните: написанное не исчезает. Мысли, бездумно изложенные на бумаге, могут существовать сотни лет.
5. Письма, написанные под сильным эмоциональным воздействием, следует отложить на сутки и перечитать, а затем или отправить, или без сожаления разорвать на мелкие кусочки.
Слово берут учащиеся III творческой группы.
Тема «Я к Вам пишу…»
Как оформить письменное приглашение? Как кратко и в то же время душевно поздравить с праздником? Как написать благодарственное письмо и составить рекомендательное?
Для того чтобы узнать ответы на эти вопросы, раньше составляли специальные письмовники. Поэтому, перечитав сотни различных посланий, мы постарались составить «свой» письмовник, куда тщательно отобрали письма, где что ни строчка, то мысль, страсть, грусть, тоска, крик души.
Мы создали творческую группу, куда вошли главный редактор, художник, критики, «почтальоны». Предоставим им слово.
(Приведем один пример выступления ученика из III группы.)
«Почтальон» Иван С.
В 2003 году славянская общественность отметила знаменательную дату: ровно 330 лет назад запорожские казаки написали турецкому султану Моххамету IV письмо, которое являлось ответом на его пафосное послание в их адрес. Именно это письмо стало ярким выражением свободолюбивого духа запорожской вольницы. Смех, возникающий у авторов послания, присутствует и на полотне. (Демонстрирует картину Репина «Запорожцы».) Репин буквально «озвучил» картину, но не для потешания зрителей, а для утверждения правоты и силы запорожцев, объединенных единым порывом и единой верой, которой порой так не хватает нам. Прошу включить в сборник эти письма – исторические документы.
Заключительное слово учителя:
Дорогие ребята, уважаемые гости!
Вот и закончился наш урок письма. Все учащиеся потрудились на славу: искали интересный материал, составляли таблицы, выпустили письмовник.
Изменяется время. Изменяются люди, но живое человеческое общение с помощью письма будет существовать всегда. И станут ближе друг к другу дети и родители, друзья и близкие.
Пишите письма и свято храните те, которые приходят вам. Может быть, с них начнется ваш личный архив, материальная история вашего рода. На дом я хочу предложить вам работу в «духе лучших немецких традиций». Своеобразным заключением средневековой эпистолярной литературы, одновременно предваряющим эпоху Реформации, служат «Письма светлых людей» (1514) И.Рейхмана и особенно «Письма темных людей» (1515-1517), где пародируется как интимное, так и дидактическое послание.
Напишите письма друзьям, восхваляя их «души прекрасные порывы», и «письма темных людей» (письма, обличающие человеческие недостатки).
Светлана КУРАЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №3, г. Усть-Лабинска Краснодарского края
Комментарии