search
Топ 10

Эпистематека – это просто, понятно и увлекательно

Мы долго говорили о том, что в Москве разрабатывается модель «Школы будущего», сегодня наступил момент, когда могут быть предъявлены первые результаты внедрения разработанного в реальную школьную практику. Не случайно «круглый стол» в Северо-Западном округе так и назывался: «От эксперимента – к Школе будущего». Участники «круглого стола» познакомились с опытом работы лицея №1564, который представила его директор, заслуженный учитель РФ Татьяна СМИРНОВА.

В нашем лицее с первого дня существования было решено, что информатика и информационные технологии – системообразующие предметы. Поэтому, выходя на конкурс «Строим Школу будущего», мы предлагали свое видение Школы информационной культуры. За два года участия в эксперименте многие идеи, о реализации которых мы мечтали, сейчас стали реальностью.

Сегодня в лицее сложилась целостная система проектной деятельности, в ходе которой ребята готовят мультимедийную презентацию, самодеятельный мультфильм, гипермедиасочинение или монтажный видеоролик.

Для всех видов проектов основополагающим стал авторский подход к раскрытию темы. Выбрав тему, ученик сталкивается с проблемой, думает, как наиболее полно ее раскрыть, как подобрать нужную информацию, как ее проанализировать, а затем все объединить, синтезировать и представить в целостном виде.

Мы никогда не оставляем ученика один на один с этой задачей. При выборе темы проекта ученик знает, кто из кураторов, учителей-предметников будет сопровождать его на всем пути работы над проектом. Как правило, кураторов трое: учитель того или иного предмета, учитель русского языка и учитель информатики.

Конечно, ребята предпочитают искать информацию в Интернете. Но для того чтобы процесс работы с информацией имел обучающий характер, тексты из Интернета мы не принимаем, а максимально используем возможности нашей медиатеки, где работает опытный библиотекарь, который всемерно помогает ребятам. (Библиотека нашего лицея тоже включена в эксперимент «Библиотека будущего».)

Особое значение мы придаем работе с текстом. Подбирая необходимый материал, ребята должны написать свой собственный текст, где отражают свое видение, высказывают свое суждение по теме проекта. На первом этапе нет задачи создания связного текста. Первый этап – только наблюдения и попытка их интерпретировать. Когда ученик и учитель-словесник проанализировали эту работу, начинается второй этап – создание сочинения, которое ученик пишет в электронном виде. Первый вариант сочинения подается учителю тоже в электронном виде (текст можно прислать на е-mail учителя, можно принести его на любом носителе: дискете, СD и так далее).

После возвращения первого варианта сочинения ученик продолжает работу над ним – исправляет те ошибки и недочеты, на которые обратил внимание учитель. Затем он отсылает второй вариант сочинения. Все повторяется: если у учителя остаются замечания, он опять вносит их в соответствующую графу. Но если и после этого учителю что-то кажется неудачным, а ученик, видимо, не очень понимает, что нужно сделать, то учитель приглашает ученика для индивидуальной работы. И здесь уже вместе с учителем ученик исправляет то, что требует исправления. Причем учитель может подсказать нужный оборот речи, показать, как можно усилить эмоциональную сторону сочинения, предложить, может быть, свой вариант фрагмента сочинения. Конечно, для такой работы учитель должен сам иметь «легкое перо», уметь видеть недочеты в работе ученика, уметь их исправить. Да, такая работа требует большего времени, но только при такой работе ученик может понять, как нужно писать сочинения.

Учитель читает сочинение и делает свои замечания по ходу работы, все варианты сохраняются в личной электронной папке ученика. После того как написан и отшлифован текст сочинения, начинается следующий этап работы – иллюстрирование. Ученики должны подобрать рисунки, картины, иллюстрации к своему сочинению. Причем это должен быть калейдоскоп образов, эти образы должны соответствовать тому тексту, который звучит в данный момент. Эта работа очень непростая! Иногда иллюстраций насчитывается до двухсот. К тому же в работу обязательно должны быть введены фрагменты из кинофильмов, документальных фильмов, собственная видеосъемка и так далее. Это тоже очень трудоемкий этап. Ребята ищут иллюстрации и в Интернете, и в книгах, и в альбомах по искусству, некоторые рисуют сами. Таким образом, появляется технический сценарий.

Одна из идей, которую мы решили реализовать, – создание мультимедийного пособия по обучению анализу стихотворения и написанию сочинения – анализа стихотворного текста. Сразу предполагалось, что пособие будет состоять из 2 частей. Одна из частей – примерный план анализа стихотворения. Эту часть создали учителя лицея. Вторая часть – это практические работы учащихся 9-х классов, их сочинения – анализы стихотворений. Многие из детских работ представляют собой определенную дидактическую ценность и могут использоваться как наглядный материал на уроках.

Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования определяет цели образования, отвечающие потребностям современного общества, они могут быть охарактеризованы в терминах «четырех столпов» движения ЮНЕСКО «Образование для всех», то есть учиться – это значит:

– жить;

– познавать;

– делать;

– сосуществовать.

Проекты, которые делают наши лицеисты, используя современные информационные технологии, дают им возможность не только глубже знакомиться с предметом изучения, но и сделать самим мультимедийные пособия, используя полученные знания.

В модуле «Эпистемотека» мы работаем над проблемой «Детские мультимедийные пособия», подчеркну – пособия для учащихся, сделанные самими учащимися. Работа в этом направлении требует от всех участников образовательного процесса использования новых технологий и в первую очередь – новых подходов к работе со знанием.

Здесь, безусловно, необходимо решать много задач разной степени сложности:

Для создания учебного пособия необходимо обработать большое количество материала; проанализировать его; выстроить определенную логическую цепочку в его представлении; проиллюстрировать предложенный материал; по возможности предложить способы получения знаний, понимания и применения знаний.

Необходимо выстраивать новые типы коммуникаций между участниками проекта в группе, между учащимися и кураторами проекта.

Необходимо вводить новые формы организации учебно-воспитательного процесса – объединение урочной и внеурочной деятельности; самостоятельной, творческой работы ученика.

Как любое учебное пособие, детское мультимедийное пособие должно пройти экспертизу, причем разноплановую: и детской аудитории, и сообщества учителей (методистов), и представителей современной науки.

Деятельность по созданию детских мультимедийных пособий требует открытости образовательного процесса, нового профессионализма от учителя и руководителя, обновления содержания образования.

Возможности, которые открывает перед нами эпистемотека, позволяют успешно справиться с перечисленными задачами. Для этого на портале эпистемотеки выложены проекты наших ребят и созданы условия для их обсуждения. Одна из привлекательных сторон работы на портале – обращение к эксперту-ученому, к эксперту-практику. Л.Ассуирова и Л.Трегубова высказали свое отношение к каждому проекту, дали свои предложения и пожелания о продолжении работы и внесении в них определенных изменений; учащиеся Московской киношколы (мастерская мультипликации) обратили свое внимание на пособие по правилам дорожного движения, оценивая его с точки зрения законов языка кино и анимации.

Интересной оказалась и еще одна возможность взаимодействия между участниками эксперимента, которые входят в модуль «Эпистемотека». Школа №597 Северного окружного управления образования (директор Е.Зайцева) – базовая школа эксперимента, коллектив которой уже не первый год работает в этом направлении. Познакомившись с работами наших лицеистов, учителя начальной школы №597 обратились с предложением сделать короткие анимационные ролики о движении магнитной стрелки. Этот заказ от коллег не просто из другой школы, а из другого округа дал нам толчок для создания нового временного творческого коллектива (ВТК) – ребят из архитектурной группы восьмого класса и ребят из математической группы девятого класса. У каждого из участников была своя определенная задача: художникам надо было нарисовать на пленке маленького Эйнштейна, наблюдающего за движением магнитной стрелки, и мальчиков, играющих с магнитами (рисунков на пленке потребовалось более 40); а ребятам из математической группы надо было «оживить» эти рисунки. Эта работа наших ребят тоже выложена на портале эпистемотеки в разделе «Начальная школа», где идет обсуждение вопросов природы магнетизма.

Все это, на наш взгляд, стало подтверждением правильности слов заведующей отделом философии образования НИИ ИСРО Н. Громыко: «Чтобы эпистемотека заработала, необходимо создание сетей, состоящих из людей, ставших экспертами, находящимися на передовых рубежах развития современного знания. В своем конечном варианте эпистемотека должна обеспечивать такие способы работы с вопросами входящих в нее людей, которые выводили бы учащихся на постановку вопросов, находящихся на границах современного знания». Работа в мультипликационном модуле эпистемотеки дает нам возможность продолжить деятельность в создании самодеятельной мультипликации.

В прошедшем учебном году учащиеся 8-х классов нашего лицея участвовали в создании мультимедийного пособия по русскому языку (на эту идею нас навели сказки о русском языке Ф. Кривина). Героями сюжетов стали куклы, которые сделали ребята архитектурной группы, они же были и авторами всех декораций. Для того чтобы герои будущего мультфильма были яркими и запоминающимися, им надо было сделать одежду, обувь, головные уборы, специальные аксессуары. Конечно, одним ребятам с этим было не справиться. К ним на помощь пришли и учителя, и родители. (Мамы оказались виртуозными вязальщицами.)

После завершения каждого этапа подготовки к созданию будущего мультфильма мы отправляли на сайт эпистемотеки такой материал, как:

– сюжеты фрагментов, отражающих определенные правила русского языка;

– фотографии героев мультфильма;

– отснятый видеоматериал.

Любой, кто заинтересован в такой работе, может оставить свой отзыв, свои пожелания, подключиться к написанию сценариев будущих фрагментов, дать профессиональный совет.

С нового учебного года на портале эпистемотеки обсуждение мультипликационных материалов, сделанных учениками, будет проходить в двух направлениях:

учебное содержание мультфильмов, сделанных школьниками;

особенности исполнения с точки зрения искусства мультипликации.

Интересной, на мой взгляд, могла бы быть дискуссия в педагогическом сообществе – учителей русского языка и литературы – относительно того, как можно использовать такого рода мультфильм при изучении правил орфографии. Начало такой дискуссии было положено на выставке «Дни Московского образования», проходившей в апреле 2008 года на ВВЦ. В рамках этой выставки мы показывали элементы съемочного процесса с реальными декорациями, куклами и демонстрировали отснятый к тому времени рабочий материал в лицее. Учителя начальной школы и учителя русского языка, которые были в этот день в павильоне и посетили раздел эпистемотеки, заинтересовались нашей работой. Учителям начальной школы особенно понравилась наша версия визуализации различения понятий ЗВУК и БУКВА. Ведь для русского языка это одни из важнейших понятий, их важно различать, так же как в математике важно различать понятия ЦИФРА и ЧИСЛО. Когда из воздушного, пушистого комочка в кадре появляется кукла, формируется различие этих двух понятий. Воображение – основной ресурс детей – дает возможность использовать разные типы визуализации, что может вывести детей на границы знания.

Для учителей нашего лицея создание форума на портале эпистемотеки по обсуждению художественного исполнения мультфильма очень востребовано. Куратором у учащихся на период написания сценария назначается учитель русского языка, на период съемок – учитель-предметник, на период монтажа – учитель информатики. Задействованы не только ученики 8-го класса, но и практически все учителя. В такой ситуации эксперт-мультипликатор может не только дать профессиональный совет, но и подвигнуть коллектив к самообразованию.

В работе сейчас у нас находятся 28 отснятых сюжетов по правилам орфографии (учебник «Русского языка» для 5-го класса). Для соединения сюжетов в единое целое отсняты переходы, которые подводят от одного фрагмента к следующему. Мы перешли в монтажный этап, на котором очень актуальны профессиональные комментарии.

С такими результатами мы вступаем в новый учебный год, продолжаем работать в экспериментальном режиме и находимся в ожидании новых идей. Можно утверждать, что модель Школы будущего приобретает реальные черты, и вполне вероятно, что скоро те наработки, которые появляются в ходе эксперимента, будут внедрены в практическую деятельность московских школ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту