search
main
0

Энтузиазм и традиции

Субъектность молодого педагога

Тема субъектности становится актуальной в современном образовании. Это продиктовано тем, что мир с каждым днем усложняется. Появляется все больше возможностей: пространство больших городов и Интернета ежедневно, если не ежеминутно, ставит человека перед выбором. Эта тенденция распространяется и на сферу образования. Открывается множество курсов, сайтов в Интернете, образовательных платформ. Быть объектным, плыть по течению в такой ситуации просто не получится. Если и плыть, то по какому? Опять выбор.



 

Молодой педагог, придя в школу, сталкивается с множеством вызовов. С одной стороны, он полон идей, ведь он только что вышел из дверей университета. Все хочется опробовать на практике. С другой стороны, любая школа – это система. В этой системе каждому учителю отведено определенное место. Администрация и педагогический коллектив уже рассчитывают на молодого специалиста, на его энтузиазм и энергию.

«Отягчающим обстоятельством» жизни молодого педагога является его неопытность. В связи с этим его, скорее всего, ждут непростые первые преподавательские годы.

Описываемое положение вовсе не уникально. Поэтому мы предлагаем набор рекомендаций, которые помогут молодому педагогу и облегчат его первые шаги. Также содержание статьи, надеемся, поможет администрации школ взглянуть на жизнь нового педагога шире, лучше понять его.

Для начала необходимо изучить систему школы, в которой намереваешься работать. Каких принципов, идей она придерживается? Это идейное наполнение может быть близко, а может и отталкивать. Лучше разобраться на берегу. Российская школа стремится к выработке общих стандартов, однако содержательного разнообразия при этом никто не отменяет. Спектр все еще широк.

Если школа все же подходит, то в первый год важно поставить себя в коллективе. Например, нет смысла соглашаться на все предлагаемое. Ведь то, на что человек соглашается, воспринимается другим как одобряемое первым, как желаемое. Как бы не получилась неразбериха. Важно принимать решение, подумав, проанализировав все детали. Стоит реагировать честно, давать обратную связь – помогать коллегам узнать нового человека.

Отсюда следует рекомендация администрации школы. Хотелось бы дать понимание ценности слова «нет». Когда молодой педагог отказывается от чего-то из предложенного, хотя от него как раз ждут полного согласия и принятия, не стоит воспринимать этот отказ как акт проявления агрессивной лени. Только задумайтесь, в этом «нет» кроется много энергии: только смелый и сильный человек способен противостоять. Найдя свое «да», такой педагог будет гораздо продуктивнее, нежели педагог, слепо подчиняющийся любым полунамекам или прямым указаниям на ту или иную деятельность.

Администрация школы может доверять молодым педагогам еще и потому, что педагогические вузы сегодня оказались так востребованы абитуриентами, что проходные баллы в них стали приближаться к отметке в 250 и более из 300 возможных. То есть сегодня сценарий поступления в педвуз «потому что больше некуда» перестал существовать. В школу приходит много активных, мотивированных, развитых и желающих креативить молодых педагогов.

Кроме упомянутых коллег и администрации важно не забыть про цель работы всех перечисленных – это, конечно, ученики, пространство класса и атмосфера урока. Поставить себя в классе, выбрать наиболее эффективную роль – вот одна из важнейших задач первых двух лет преподавания. Опытные педагоги знают, за сколько секунд дети считывают, что можно, а что нельзя в присутствии того или иного учителя. Поэтому важно найти золотую середину между авторитарным стилем ведения урока и бессмысленным панибратством, надо быть для ученика наставником, тренером, соратником, авторитетом. На эту ориентацию в пространстве совсем мало времени, поскольку с детьми сложно менять ситуацию на ходу, с этим опять же важно определиться на берегу.

Сложно сказать, какая рекомендация заслуживает первого места, какая – второго, а какая – последнего. Все они взаимосвязаны. Однако есть последняя рекомендация в нашем скромном повествовании. Очень важно в первые школьные годы ознакомиться с собственной витальностью, со своими ресурсами (физическими и психическими). Необходим баланс в нашей непростой работе, в которой нас всегда будет мало. Стоит забыть про баланс, уйти в трудоголизм – и можно потерять связь с родными, уйти в эмоциональные аспекты преподавания – и потерять содержание, уйти в предмет с головой – и потерять связь с детьми. Баланс шаткий, часто страдают здоровье и семья. И все же, если быть готовым и к этому вызову, можно избежать описанных ошибок.

В положении молодого педагога определяющими являются не столько буря энергии и неограниченный потенциал, сколько множество вызовов и постоянная неопределенность. Это положение требует понимания и поддержки, возможно, с выходом на внутришкольное наставничество. Если, конечно, этому наставничеству не будет сказано энергичное «нет».

Субъектность молодого педагога нуждается в пестовании со стороны администрации: в обозначении поля возможностей, то есть «свободы для». Определяясь в сложной системе координат такого, казалось бы, простого института, как школа, молодой педагог будет набираться собственного опыта, расти и совершенствоваться. Он будет искать свое, а не пытаться повторить чужое.

Гавриил ЯКОВЛЕВ, учитель русского языка и литературы школы самоопределения №734 имени А.Н.Тубельского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте