Деление на слабых и сильных – недопустимо
Лет пять-шесть назад мне предложили сделать материал для газеты о работе психолога в одной из школ Петрозаводска. Во время подготовки публикации возникли кое-какие вопросы, и мы встретились вторично. Психолог познакомилась с отпечатанным материалом и с удивлением воскликнула: “Ну надо же! Вы такая невзрачная женщина, а пишете совсем неплохо!”. Хорошо, что я не страдаю никакими комплексами относительно своих внешних данных, не то ведь и удар мог бы хватить!
Интересно, как относиться к реакции моей бывшей собеседницы с позиций сегодняшнего дня? С этим вопросом я обратилась к Павлу РАЗИНОВУ, заведующему кафедрой практической психологии Карельского республиканского института повышения квалификации работников образования.
– То, что вы услышали от школьного психолога, говорит об отсутствии у него профессиональной этики, – сказал он. – Но этот инцидент, вы говорите, случился несколько лет назад. Это был период, когда остро стоял вопрос о создании психологической службы вообще. Сейчас картина иная. Специалисты в школе теперь есть, то есть количественный показатель – далеко не главный. Сейчас речь идет о другом – о качественных характеристиках психологической службы, о том, КАК надо работать психологу. И возникают проблемы совершенно иного плана.
Одна из них – общение с учителями, которые не всегда принимают позицию психолога. Как показали опыт и исследования, у многих педагогов отсутствует чувство эмпатии, то есть понимание чувств другого человека, в данном случае – ученика. Это ведет к тому, что и у школьника не развивается коммуникативный и познавательный опыт, есть только ориентация на стандарт. Общение идет по раз и навсегда заданной схеме.
– Бывают ситуации, когда в школу будущего первоклассника не принимают, потому что он не показал при тестировании нужных этой школе результатов. Нужно ли тестирование вообще?
– Необходимо разумное использование тестовой диагностики. Проводится она, чтобы понять, как надо работать с ребенком, какими методами развивать его творческие возможности. Но на деле тестовое диагностирование используется, чтобы сформировать классы примерно так: в “А” учатся только сильные ребята, в “Б” – послабее, в “В” – слабые и так далее. Такое деление с точки зрения педагогики и практической психологии в корне неверно. Есть специальные школы, где обучают очень одаренных детей или больных, ослабленных. В остальных деление на слабых и сильных недопустимо. Тест дает лишь исходную картину психологического состояния ребенка. В соответствии с международными нормами тестирование должно проводиться лишь с согласия детей или их родителей.
Во многих школах непонятно, какую роль играет в школе психолог. Мало того, психологу иногда предлагают “отсиживать” в школе с 9 до 17 часов, в то время как у этого специалиста рабочий день ненормирован, как и у всякого педагога. К сожалению, пока что все нормативные документы, касающиеся специфики работы психолога, носят рекомендательный характер.
Еще одна острая проблема – взаимодействие педагогов и воспитателей в детских домах, интернатах. Бывает, психолог полгода бьется над формированием групп ребят, чтобы дети понимали друг друга. Но приходит администратор и перетасовывает все по-своему, с точки зрения повышения разных показателей. Полугодовая работа психолога идет насмарку, страдают дети.
– Бывают ли случаи, когда надо помочь учителю, ведь и его могут не понять, обидеть?
– Особенно это относится к учителям-новаторам. Им всегда трудно, так как по уже отлаженной системе работать легче. Задача психолога – поддержать такого учителя. Как и начинающего педагога, чтобы он не потерял веры в свои силы.
– Вы говорили, что психологов в школах городов Карелии достаточно. А как на селе?
– Не хватает. Низкая зарплата, отсутствие жилья. Очень часто у администрации в сельской местности нет денег для того, чтобы отправить своего специалиста на обучение. Есть школы, где психологов нет совсем.
Удивило принятое недавно решение нашего Министерства образования о ликвидации должности психолога в учреждениях системы профтехобразования. На мой взгляд, именно здесь психологи необходимы как нигде. Ни для кого не секрет, что именно подростковый возраст самый проблемный в процессе социализации личности и требует особого психологического сопровождения.
Наталья КРАСАВЦЕВА
Петрозаводск
Комментарии