search
main
0

Эмоционально о концептуальном. Литературное образование

​Споры по поводу того, что такое литературное образование в школе, не утихают, несмотря на достаточно разработанную методологию и методику, подробно описанные требования к результатам изучения курса на разных ступенях обучения и критерии оценивания экзаменационных работ, концепции, стандарты и примерные программы. Почему? Потому ли, что словесники в большинстве своем люди эмоциональные (а иначе как преподавать предмет?), или потому, что филологи – вот уж воистину любители дискутировать? Что остается за буквой и строчкой нормативных документов?

Ответ и прост, и сложен одновременно. Он кроется в специфике и особой роли этого учебного предмета. Не будь его, как ребенку, не имея жизненного опыта, разобраться в том, что происходит вокруг? Литература развивает мысль и воспитывает личность. Высокохудожественные образцы, созданные мастерами слова, дети слышат только на уроках литературы. Значит, это предмет, прививающий вкус, формирующий языковую и читательскую культуру. Отсутствие знаний, формируемых литературой, делает молодежь уязвимой, нравственно обезоруживает. А если под красивой обложкой и глянцем страниц преподносятся произведения, не связанные с духовно-нравственной традицией, которая столетиями формировалась и бережно передавалась последующим поколениям, то такая литература способна разрушить личность, и мы потеряем гражданина своей страны.Художественная литература способна формировать в сознании ребенка художественный образ. Современные школьники скорее посмотрят фильм, снятый по мотивам или на основе художественного произведения, чем прочтут классическое произведение, да еще в нескольких томах. Но ведь фильм – это воплощенные образы, созданные авторами картины, актерами, художниками. Только при чтении человек может стать соавтором, переживать с героем и домысливать за героя. Значит, литература развивает творчество? А ведь известно: только человек творческий способен создавать.Так как и чему учить на уроках литературы?Преподавая литературу, нужно помнить, что мы, учителя, лишь посредники, маленькие люди, которым доверено быть проводником между Толстым, Пушкиным, Чеховым и детьми. Как страшно не справиться с этой глыбой ответственности, упустить, упростить, исказить, присвоить!Современный урок литературы – особый урок. Отталкиваться нужно от них – от текстов, авторских замыслов, идей и мыслей. Задача учителя – найти нужные формы взаимодействия учащихся с ними, при этом чтобы не было скучно, занудно и нецелесообразно, по мнению самих детей. Поэтому любимыми заданиями на уроках у нас стали мини-исследования. Для учителя важно сформулировать цель для себя – чему дети должны научиться за урок, все остальное – пути ее достижения, формы сотрудничества, предъявления результатов и оценивания – зависит от возраста обучающихся, степени их самостоятельности на уроке, эмоциональной близости с учителем и одноклассниками. Особенно интересно, хотя и очень ответственно, работать в старших классах: нужно помнить о том, что ты последняя в череде учителей, которые обучали родному языку и литературе, ведь многие из выпускников больше никогда не вернутся к разговору на литературоведческие темы. Поэтому так важно, чтобы они в своей взрослой жизни вновь и вновь возвращались к хорошим книгам, помнили сладость постижения глубин, открываемых посредством слова, то есть дать то, что они смогут передать своим детям.Как много нам, словесникам, даровано! Это и возможность вместе с детьми открывать заново классические произведения, при этом оставаться естественной, ибо поддельную восторженность и фальшь дети чувствуют сразу. Это и право видеть слезы сочувствия судьбе вымышленных авторской фантазией героев (никакой другой учитель-предметник не может испытать подобные эмоции!). Это и ответственность не скатиться в осуждение и проклятие горького прошлого родной страны, а осознать на уровне человеческих судеб в исторической круговерти и найти, чем гордиться, почувствовать принадлежность к чему-то большому и сильному.Говорят, что дети нынче не те, что прежде, что их родители и дедушки с бабушками охотнее читали классику, заучивали наизусть, покупали книги. Это правда. Они более рациональны, что ли… Но душа, она все так же чутка ко всему хорошему, как и раньше. Какое счастье, когда в тетради для сочинений по литературе находишь кроме, собственно, самих сочинений маленькие записочки, написанные знакомым почерком! В одной: «Извините, в 9-м классе я не понял Маяковского, но не говорил вам, потому что не хотел расстраивать, а теперь он мой, близкий мне поэт», в другой: «Извините, я немного не дочитала «Тихий Дон», но он мне так понравился, я обещаю вам, что обязательно прочитаю до последней страницы». Прочитаешь и точно знаешь: так и будет!Так как же преподавать литературу – такой сложный предмет, требующий так много сил, самоотдачи, так часто проверяемый через разного рода испытания, так детально разложенный на компетенции, критерии и баллы, что уже является поводом для недюжинного беспокойства? Формулы нет и быть не может. Как нет формулы любви, творчества, патриотизма и других вечных ценностей. Надо любить то, чем занимаешься, и понимать, что делаешь. Необходимо видеть глаза. Глаза детей! Пытливые, реагирующие на слово, дрожащие слезой, сочувствующие. Видеть поддержку в глазах детей, которые становятся теплее от встречи с Пушкиным, Толстым, Чеховым. И с нами – посредниками, проводниками в мир прекрасного.Татьяна СКОРОМНАЯ, учитель русского языка и литературы школы №2026

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте