Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Законы общения

Эмоции зашкаливают

Возможно ли обуздать подростковую агрессию?
УГ - Москва, №25 от 22 июня 2021. Читать номер
Автор:

В сложном по своему содержанию и тенденциям социализации мире живут современные дети. Причина – быстрый темп и ритм технико-технологических преобразований, предъявляющих к неокрепшему организму детей и подростков новые требования с насыщенным характером информации, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими общество, что вызывает у них чувство безнадежности и раздражения. Следовательно, у ребенка развивается чувство протеста, часто неосознанного.

Подростковый возраст – один из сложных периодов развития человека. Недостаток этого периода в его кратковременности (с 14 до 18 лет), но он во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. Ведь именно в подростковом возрасте происходит формирование характера и основ личности. Подростковый период – это переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности. Бурная гормональная перестройка организма делает эмоциональную и поведенческую сферы подростка особенно уязвимыми и податливыми и часто проявляется в агрессивности и негативизме.

В подростковой агрессии объединяются различные по форме и результатам акты поведения – злые шутки, сплетни, враждебные фантазии. В этот период жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

Агрессивное поведение – это реакция на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты и обеспечения выживания вида. И проблема возникает тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования.

Школьные психологи постоянно осуществляют работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения учащихся, также возрастает и роль учителя-предметника в осуществлении профилактического воздействия на учащихся, проявляющих агрессивное поведение.

Интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствует количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося и, в частности, агрессивного поведения детей.

Анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения подростков. Научные разработки в области изучения агрессивного поведения детей направлены на исследование проявлений и приемов его коррекции. К сожалению, недостаточно изучены педагогические условия, пути и средства профилактики агрессивного поведения подростков в процессе обучения.

Актуальность этой темы подтверждается возрастающим уровнем агрессивного поведения учащихся массовой школы. Имеют место отрицательные психологические, социальные, бытовые условия жизни подростка, которые способствуют возникновению отчужденности, грубости, неприязни к определенной части подростков, стремление делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для проявления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Агрессия рассматривается как поведение, направленное на причинение ущерба другому живому существу. В период с 14 до 18 лет агрессивные действия выступают в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Истоки агрессивного поведения детей лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях физического и психического здоровья. Школа является одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность.

Одни из педагогических причин возникновения агрессивного поведения детей в процессе обучения – это преобладание образовательных технологий репродуктивного характера, недостаточный учет закономерностей становления эмоционально-волевой сферы подростка.

Часто возникают ситуации проявления агрессии подростками во время урока. Во избежание подобных случаев необходимо внедрять в урочное время беседы об агрессивном поведении подростков. Предупреждение такого поведения подростков средствами учебного предмета возможно при соблюдении системы психолого-педагогических условий организации урока.

В составе модели преодоления агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета выделяют следующие компоненты: создание благоприятного психологического климата на уроке, демократический стиль отношения педагога к ученикам, оптимизация содержания и целенаправленная организация урока.

Реализация условий предложенной модели профилактики агрессивного поведения подростков в процессе обучения позволит снизить частоту и интенсивность проявлений агрессивности учеников.

Важными компонентами данной модели являются:
1. Оптимизация содержания и целенаправленной организации урока: а) с целью рациональной организации традиционного урока целесообразно придерживаться структуры занятия: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление пройденного материала, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей; б) избежать снижения внимания и усталости на уроке помогает смена видов деятельности. Разнообразие типов взаимодействия обеспечивает активный стерео­тип поведения учащихся и делает урок более живым и эмоциональным; в) познавательный интерес к уроку повышает использование разных форм обучения (работа в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава).

Снизить утомление учащихся помогают дидактические игры, физкультурные паузы, введение наглядного материала в урок, включение учеников в групповую или парную работу, смена одного вида деятельности другим, выдача заданий, развивающих воображение, интуицию; г) учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем обученности предполагают подбор заданий и упражнений разного уровня сложности, объема, способа выполнения (письменный/устный; индивидуально или в группе), обязательность дифференцированных домашних заданий; д) двигательная активность на уроке способствует лучшему овладению материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению; е) элементарная диагностика эмоционального состояния учащихся на уроке подразумевает определение усталости, утомленности, которые можно увидеть на лицах школьников, наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса, применение метода цветовой диагностики.

2. Благоприятная психологическая атмосфера на уроке.

Для создания психологически комфортной атмосферы на уроке мной выделены следующие условия:
– доброжелательность, тактичность педагога, уважение личности ученика;
– эмоционально выраженный, но спокойный тон педагога;
– стимулирование познавательного интереса учащихся на уроке;
– разнообразие видов деятельности на протяжении урока;
– обеспечение двигательной активности, снятие усталости, напряженности;
– создание ситуации успеха, доброжелательное отношение к неудачам учеников;
– юмористическая составляющая;
– использование приемов поддержки и стимулирования: подбадривание, похвала, прикосновение;
– невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты.

3. Проявление учителем демократического активно-положительного стиля отношения к учащимся.

Оптимальным для предотвращения проявлений агрессивности у учащихся является демократический стиль, который характеризуется активно-положительным отношением к детям, направленностью на повышение активности детей, заинтересованностью, стимулирующим отношением к успехам детей, применением адекватных форм контроля и оценки.

Рекомендации по оптимизации стиля общения с учащимися:
– проявлять умеренную строгость, настаивать на выполнении требований дисциплины. Использовать метод убеждения;
– учитывать индивидуальные особенности, мотивы и причины, побуждающие к агрессивному поведению;
– более широко и разнообразно использовать активные формы работы на уроке для повышения интенсивности и темпа урока;
– постоянно осуществлять контроль за выполнением заданий, а также поведением и самочувствием детей на уроке;
– проявлять адекватность в требованиях и оценке детей.

Таким образом, реализация предложенной системы педагогических условий преодоления агрессии подростка в процессе обучения позволяет создавать психологически благополучную атмосферу на уроке, использовать разнообразие форм, методов, средств учебного предмета, направленных на снижение агрессии детей.

Марина ПРУДИЛИНА, учитель физической культуры школы №1507


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt