23 ноября в московском кинотеатре «Художественный» началась Неделя сербских фильмов. В Москве она продлится до 27 ноября, после чего с 28 по 30 ноября продолжится в Великом Новгороде. Встреча представит российским зрителям ретроспективу наиболее интересных фильмов последнего десятилетия, созданных кинематографистами Сербии.
В связи с этим событием в Москву прибыла делегация деятелей сербской кинематографии во главе с министром культуры Сербии Предрагом Марковичем, в составе которой – организаторы мероприятия САВА Центра, деятели сербской кинематографии, сообщившие, что эта встреча – ответ на прошедшую в Белграде «Неделю российских фильмов в Республике Сербия». С российской стороны делегацию приветствовали руководители студии «Фест-фильм», киновед Ирина Павлова и почтивший открытие Недели своим присутствием глава СК РФ Никита Михалков. Правда, приехал он не столько, как лицо официальное, а как личный друг кинорежиссера Эмира Кустурицы, и, несколько опоздав на церемонию открытия, стоял в зале, скромно подпирая стенку, пока его не окликнули ведущие.
Да, имя Кустурицы, видимо, у всех вызывает моментальную ассоциацию: «сербское кино».
Поэтому, естественно, что именно он представлял современную кинематографию своей страны и на пресс-конференции, и на церемонии открытия. И так же естественно, что в фойе кинотеатра, собравшем журналистов едва ли не всех столичных СМИ, при появлении режиссера, к которому российские зрители испытывают особые чувства, раздались дружные овации. И вопросы задавались самые разные – не только о творчестве режиссера, но и о том, что так сближает наши страны, об удивительном родстве душ жителей маленькой солнечной страны Сербии и огромной России, о сложной политической ситуации на его родине, которая, несмотря на расстояния и границы, нас разделяющие, всегда была нам особенно близка.
Один из этих животрепещущих вопросов – о его отношении к недавнему обращению 20 тысяч косовских сербов с просьбой о российском гражданстве. Оказалось, что Кустурица слышит об этой новости впервые, так как, по его словам, с тех пор, как он перестал смотреть телевизор, его здоровье значительно улучшилось. Но добавил:
– Меня не удивило бы, если бы однажды вся Сербия очутилась в России. Конечно, если вы захотите их принять, я расценю это как дружеский жест российского народа по отношению к сербам. Но, если серьезно, такой шаг не кажется мне реальным и правильным. Надеюсь, что такого никогда не произойдет, иначе это будет полным поражением Сербии и сербов, так как наше сердце и наше достояние находится в Косово. Не случайно оно остается Меккой для сильных мира сего.
– По сути, – добавил Кустурица, обосновывая свою позицию, – Сербия – это красивая старая страна, где История пишет между Западом и Востоком. И хотя она по-прежнему находится в кризисе – ничего нового – этому прекрасному маленькому народу удается выжить, несмотря ни на что. И в Европе нет стран, где на единицу площади было бы столько выдающихся людей. Сербия дает Европе огромные гуманитарные достижения. Проблема Сербии в том, что из-за турецкого ига она не смогла достичь своего величия. И потому она немного «за Европой». Но здесь родились и Никола Тесла, Иво Андрич, – и не без гордости истинного патриота добавил, – Сербия поставляет футболистов для самых дорогих клубов Европы, у нас – лучшие баскетболисты. У сербов – большие достижения, но на нестабильной почве.
А когда его попытались уличить в противоречии, что, дескать, сам-то он приезжает в Россию часто, мгновенно парировал:
– Но я не переезжаю к вам жить. Я приезжаю, когда дает концерты The No Smoking Orchestra, где я играю на гитаре. Еще я бываю здесь, когда мне хотя вручить какой-то приз, и у меня в России очень много друзей, которых я с удовольствием навещаю. А еще я люблю ходить по улицам Москвы, потому что тогда я вижу лица братьев и сестер.
Да, у него особое – удивительное трепетное отношение к России в целом и к российскому кино в частности. Особенно к актерской школе тех времен, «когда учился». Кустурица убежден, что тогда «русские актеры были лучшими в мире», и «если бы они говорили по-английски, то были бы самыми популярными в мире», что и сейчас знает многих замечательных актеров, но ему трудно выделить кого-нибудь. Во всяком случае, он мог бы назвать имена, по крайней мере, троих из исполнителей ролей в фильме Н.Михалкова «12», восхищаясь актерским ансамблем в целом, но, дабы не обидеть остальных, не назовет.
Вообще русская культура для него – неисчерпаемый кладезь познания и творческого вдохновения, и Кустурица давно задумал снять фильм по «Преступлению и наказанию», но не снял, потому что «еще не придумал, как перевести язык Достоевского на язык современного кино».
– Но сейчас я действую необычным способом – я стал писать роман под названием «Как я не снял «Преступление и наказание», или Мой друг Федор», и как только допишу роман – сниму фильм, – приоткрыл секрет своей творческой «кухни» кинорежиссер.
Вероятно, и успех его фильма «Черная кошка, белый кот», которым открылась Неделя, во многом обязан его методике и удивительным свойствам воображения. Именно в этой ленте особенно проявился его дар парадоксальной, подчас – нахально-озорной конвертации стереотипных голливудских, если не болливудских сюжетов в самобытную стилистику. Стилистику, вобравшую в себя не только культуру сербов, а всех народов балканского региона, сплавившая в едином котле культуру южных славян, албанских мусульман, турецкое наследие, вольницу цыган, ориентированных на собственные, подчас неожиданные для европейской цивилизации морально-нравственные приоритеты. Редкие по неожиданности и силе выразительности типажи, несущиеся в безумном хороводе по сути – нелепой, но до краев наполненной радостями и печалями жизни, остроумие диалогов и, конечно же, музыка – знакомая всем, всеми любимая цыганщина в разнообразии интерпретаций и залихватские аккорды плясовых мелодий сербов, ироничные стилизации под нее с характерной инструментовкой, и смешные пародии на рок и прочувствованные темы фолк-рока, столь любимые режиссером, который совмещает в своем творчестве разные профессии. И, глядя на экран, ловишь себя на мысли: мы действительно похожи друг на друга вот этой способностью самим себе создавать трудности, чтобы потом так лихо их преодолевать. Разница, вероятно, лишь в этой беспечной легкости, безудержном темпераменте людей, живущих под жарким солнцем юга.
Упомянутые Кустурицей спортивнее достижения Сербии – предмет гордости, очевидно, всей страны, если целых два фильма Недели посвящены этой теме.
Документальная лента Дарко Байича «О, Гринго» – о болельщиках, для которых «футбол – самая важная из всех неважных вещей на свете», об их кумире Деяне Петковиче, игравшим за бразильский клуб «Фламенго» и названном лучшим полузащитником Бразилии.
«Монтевидео: божественное видение»– режиссерский дебют известного актера Драгана Белогрлича, в 2011 году выдвинутый на «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм». И хотя сербы свою премию не вручили, призов на других кинофорумах – хоть отбавляй: и в Польше, и в России, и, конечно же, на родине фильм снискал симпатии и профессиональных жюри, и зрителей, став самым кассовым сербским фильмом 2010 года.
Здесь средствами художественного кино рассказывается об истории сербского футбола, судьбах двух «звезд» первой команды, завоевавшей «бронзу» на первом чемпионате мира в Уругвае в 1930 году.
Организаторы фестиваля для знакомства с кинематографией Сербии выбрали фильмы последних лет на самые разные темы. Здесь есть и сугубо камерные, глубоко личные истории преодоления одиночества, как «Женщина со сломанным носом» Срджана Колевича или, как молодым приходится платить по счетам отцов, составляющим содержание фильма «Медовый месяц» одного из крупнейших режиссеров Сербии Горана Паскалевича. О любви и смерти двух неприкаянных, отвергнутых обществом людей в фильме Олега Новковича «Белый, белый свет».
Конечно же, в программе есть фильмы, напрямую касающиеся сегодняшних событий. И, как ни странно, один из них связан с историей государства, которое несколько раз за последнее столетие то вбирало страны Адриатики в Королевство или в состав Федеративной Республики – с войнами, приносящими государству тяжелые травмы, отразившиеся на судьбах поколений, то «разводилось» с еще горшим трагизмом, разрывая узы между сроднившимися людьми пусть и разных национальностей, и принадлежащих разным конфессиям. Основанный на реальных событиях фильм «Беса» Срджана Карановича, начинается в канун Первой Мировой войны и заканчивается в дни поражений, рассказывая о сложных отношениях, связывающих серба, его красавицу жену родом из Словении, в ту пору принадлежавшей вражеской Австро-Венгерской империи и арнаута-мусульманина (которого, кстати, играет один из самых известных российскому зрителю сербских актеров Предраг Мики Манойлович). Фильм о любви, преданности и долге, о чести и верности слову, независимо от социальной или национальной принадлежности, ведь значение слова «беса» – клятва, нерушимый зарок.
«Стрижка» – фильм о юном поколении – талантливом, красивом, но сформированном в эпоху перемен и кризиса, а потому вступающим в жизнь надломленным, с изуродованным сознанием. Кинолента самого молодого из представленных на Неделе режиссеров Стевана Филиповича исследует судьбу тех, кто стал на путь экстремизма, считая врагом каждого, кто чем-то отличен от него.
Что ж, мы давно связаны с Сербией воистину братскими узами. Не потому ли и беды наши, и радости так схожи? Не потому ли с таким вниманием следим за тем, чем дышит, что волнует, этот открытый, сердечный народ
P.S. Только что прочитала в ЖЖ переписку:
– Ожидается сам Кустурица, например!
– Где ты был еще вчера?
– А что такое, Дим?
– Да знай заранее, я б на «Кошку» сорвался бы
Фото с сайта wwwpravmirru
Комментарии