search
main
0

Элита не должна вариться в собственном соку. ТюмГУ готовит будущих абитуриентов в академической гимназии

Своим появлением в 1998 году академическая гимназия Тюменского государственного университета для ребят 10-11-х классов возобновила давнюю российскую педагогическую традицию – интеграцию школьной подготовки и университетского образования.

Попасть сюда нелегко – конкурс от 5 до 15 человек на место, всего же в гимназии обучается около 200 человек.

– Мы против селекции учеников как процедуры искусственного отбора. Наш единственный критерий – интеллектуальные и творческие достижения абитуриента, их желание получить элитное, повышенного уровня образование, – говорит Сергей Дегтярев, директор гимназии ТюмГУ, кандидат педагогических наук. – Мы даем возможность поступающим к нам ребятам проявить себя в интеллектуально-познавательной и творческой деятельности через систему олимпиад, централизованного тестирования, конференций. Вообще главная цель отбора – выявление ребят с ярко выраженными академическими способностями, имеющих предметно-специфические наклонности, интеллектуальную и творческую одаренность. Общение с учеными университета обязательно для наших гимназистов. Мы приглашаем профессоров и доцентов ТюмГУ для чтения лекций, проведения семинаров, занятий, спецкурсов, творческих встреч.

– Скажите, бывает ли так, что некоторые ребята не справляются с высоким уровнем требований?

– К сожалению, да. Ежегодно отчисляются 2-4 процента десятиклассников, не справившихся с учебной программой гимназии. Это убеждает нас в мысли о необходимости более тщательного отбора. А вообще систематически проводимые психологические исследования показывают: 80-85 процентов ребят отмечают, что учиться им стало труднее, чем в школе, но зато интереснее, причем улучшились отношения с учителями.

– Я знаю, что в основу организации учебного процесса гимназии положен профильный принцип обучения.

– Да, разрабатываются учебные программы по пяти профилям: физико-математическому, химико-биологическому, математическому, гуманитарно-лингвистическому, социально-гуманитарному. Ныне действующий типовой базисный план дает слабые возможности школе в реализации профильного обучения. Приходится привлекать дополнительные внебюджетные средства для организации углубленного изучения предметов, ведения спецкурсов, лабораторных практикумов. Профильный учебный план позволяет оптимизировать учебную нагрузку гимназистов. Она, как правило, составляет 38 часов в неделю, включая базовый и профильный компоненты. Дополнительно ребята могут выбрать 1-2 пары спецкурсов и факультативов. Все это приводит к тому, что реальные финансовые траты на одного ученика во много раз больше, чем в обычной школе. В гимназии – 17, 5 тысячи рублей, в школах Тюмени – 8,5 тысячи рублей. Еще одно наше ноу-хау – наиболее одаренные наши гимназисты получают стипендию от университета.

– Сергей Николаевич, а какие главные особенности деятельности гимназии вы бы выделили?

– Прежде всего образовательную программу повышенного уровня, педагогически целесообразное использование средств и методов высшего образования и, конечно же, общение ребят из элитных школ со своими сверстниками из общеобразовательных учебных заведений. Убежден – элитная гимназия не должна быть замкнутой. Важен и высокий культурный уровень образовательной среды – культура общения, эстетичность учебных посещений. Ключевые принципы для нас – это углубленное изучение основ наук, привлечение гимназистов к учебно-исследовательской деятельности и широкая гуманитарная подготовка. Ну и, конечно, элитными должны быть учителя гимназии, а значит, и их вознаграждение – более высоким. Наши учителя, к примеру, из внебюджетных средств получают ежемесячную надбавку в размере 80-100 процентов зарплаты.

– Ваши выпускники, как правило, ориентированы на ТюмГУ?

– Да, большая часть наших ребят остается в ТюмГУ. В то же время у них есть все возможности обучаться в лучших вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте