search
main
0

Елена Волынкина, учитель русского языка и литературы, Омская область: Молодым идеи Педагогики сотрудничества не нужны. Для них актуальны успех и деньги, а не абстрактные мечтания о высоком.

Четверть века назад учителя-новаторы придумали и опубликовали в «Учительской газете» манифест Педагогики сотрудничества. Мы, тогда еще студенты, восприняли их идеи с восторгом. Казалось, наши интуитивные подходы к обучению и воспитанию получили вдруг реальное воплощение гуманной педагогике. Середина 80-х – вообще время великих и наивных надежд. Мы строили демократию и мечтали о счастливой жизни для всех. Мы хотели быть личностями, и при этом нашим девизом было «Один за всех и все за одного!». Потом оказалось, что пока мы мечтали, умные люди построили и нас, и счастливую жизнь себе.

Это, как выяснилось, и есть демократия – когда мы четкими рядами идем туда, куда нас посылают власть и деньги имущие. Понятие  «сотрудничество» сегодня забыто напрочь, гуманность стала ненужной,  да и педагогика теперь – это совсем не то, что мы когда-то вкладывали в нее. Мы больше не вместе, мы больше не поддерживаем друг друга, мы – каждый за себя. Мы – учителя и ученики, которые должны «творчески взаимодействовать», больше неинтересны друг другу. Учителя теперь оказывают образовательные услуги, а дети превратились в клиентов, которые всегда правы. Несмотря на тоталитаризм, деспотизм и авторитаризм, главная идея педагогики сотрудничества была близка почти каждому советскому учителю: «делай, как я», а не «как я сказал». И это относилось не только к обучению. Педагогика сотрудничества предполагала иной образ жизни. Положа руку на сердце, кто из нас хочет сейчас, чтобы дети «делали, как мы», чтобы они повторили наши судьбы и превратились в таких же нищих – сначала  телом, а теперь – уже  и душою?

Мы учим не тому, что всегда считалось главным – светлому, доброму, вечному. Нынче мы преподаем то, что пригодится в жизни, а для этого совсем не обязательно показывать личный пример порядочности. Ведь в моде другие герои – умеющие устраиваться за счет других. Может быть, педагоги в таких условиях сплотились и помогают друг другу? Можно ли назвать сотрудничеством бесконечные конкурсы, благодаря которым одни, умеющие лихо ставить галочки, получают премии и почести, а другие продолжают честно биться над чистописанием и арифметикой? Или вы думаете, сотрудничество руководит людьми, когда идет дележка стимулирующей части оплаты труда? Может быть, мы сотрудничаем с родителями, о чем так много говорится в последнее время? Хватит врать самим себе. Мы не сотрудничаем, мы делим ответственность, и желательно «большую половину» отдать сопернику.  Наши старшеклассники соблюдают условия игры – на переменах они дружно выходят курить, но не на школьное крылечко, а за  ограду школы. Дымят, не прячась, иной раз и косячки забивают. Но мы не вмешиваемся – это не наша территория, это дело родителей. А родители спят спокойно – они сдали ребенка в школу, как в камеру хранения. Согласитесь, на гуманную педагогику, как вообще на педагогику,  это похоже мало.

Справедливости ради надо сказать, что мы, наконец, воплотили в жизнь прекрасную идею гуманной педагогики  об обучении без  принуждения. Мы, педагоги, уже не принуждаем – нам оно надо? Пускай это делают родители. И вот тут-то мы с ними сотрудничаем – ставя одну большую, сложную  цель, как и советовала гуманная педагогика. Цель, правда, странная – сдать ЕГЭ. И зачем нам теперь напрягаться для получения учащимися более широких по сравнению с учебной  программой знаний? Или организовывать коллективные творческие дела, тем более, что за это не платят? Детям не нужно знать больше – им достаточно  правильно выбрать вариант ответа на вопрос на ЕГЭ. Зато мы даем детям свободу выбора – то, о чем всегда мечтали гуманисты. Они могут, например, вообще не читать, потому что им не надо сдавать ЕГЭ по литературе – ведь они идут в технический вуз! Они могут жить в России и не знать ее наследия. А зачем им забивать головы лишними знаниями? Чтобы они гордились своей Родиной?  Бросьте вы, ею и президент не гордится. Он недавно объявил, что вся наша авиапромышленность, которую мы когда-то несли, как знамя, полное барахло и надо покупать самолеты на Западе. Пускай они теперь гордятся Западом! Помните, мы когда-то говорили о необходимости создавать интеллектуальный фон класса? Забылись благие мечтания: какой интеллектуальный фон, если дети перестают думать – им это больше не надо. Мы даем им свободу выбора – в клетке. Это очень похоже на то время, которое мы ругаем, но вспоминаем с горечью –  у нас, по крайней мере, клетка была больше.

Спасибо вам,  Лысенкова и Шаталов, Волков и Караковский, Щетинин и Ильин, за то, что вы, мечтая сами,  отрывали нас от грешной земли. Отдельно спасибо вам, Шалва Александрович, за то, что вы остались верны идеалам гуманной педагогики. Наверное, сейчас они могли бы спасти наших детей. Но… мы устали, мы надорвались от несбывшихся надежд. Больше нет сил спорить с миром. И если в нас еще теплятся какие-то идеи, то молодым они  неинтересны вообще – им нужны успех и деньги,  а не абстрактные мечтания о высоком. Но все же, все же… Если есть где-то люди и педагоги, а точнее  Люди и Педагоги, до сих пор воплощающие в работе и жизни Педагогику сотрудничества, то…Безумству храбрых поем мы песню!

От онлайн-редакции

Как сложилась судьба педагогов-новаторов? Какие плоды дала Педагогика сотрудничества четверть века спустя? Читайте об этом в “Учительской газете” №39 от 27 сентября 2011 года. Также мы публикуем текст о создании Манифеста Гуманной педагогики, который недавно в Грузии, на Родине Шалвы Амонашвили, приняли 40 педагогов из разных стран. Читайте, пожалуйста здесь http://www.ug.ru/article/154

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте