search
main
Топ 10
Что будет, если оставить телефон рядом с собой во время сна - мнение ученых Признаки нехватки витамина В12: не хочется есть, быстро устаешь, теряешь вес Большинству учителей не хватает времени на подготовку к урокам Заслуженный учитель из Свердловской области умерла после 12-часового ожидания медицинской помощи В Бразилии хирургам удалось разделить сросшихся головами сиамских близнецов Перегрузки и неудовлетворительные зарплаты – НИУ ВШЭ обнародовал мониторинг экономики образования Недостаток этих витаминов может помешать избавиться от лишнего веса Сергей Кравцов предложил учителям высказать свои идеи по проведению Года педагога и наставника Врач рассказал о витаминах, прием которых быстрее вернет обоняние после ковида Сборы в школу: как справиться и на что могут рассчитывать родители Подростки и вейпы: нарушение развития мозга и снижение когнитивных способностей – только верхушка «айсберга» Граждане Египта и Узбекистана подали больше всего заявлений о признании их образования в России Телепроект для учителей «Классная тема»: ответы на главные вопросы Бегом от рака: Артем Алискеров рассказал, как побороть болезнь и помочь другим Продукты для хорошего зрения: что нужно есть, чтобы сохранить здоровье глаз В Академии Минпросвещения педагогов научат работать с современным оборудованием Почему нельзя есть сыр людям, страдающим мигренью Экспедиция Мининского университета отправится в эпицентр Тунгусской катастрофы Нарисуем, будем жить: как 11-летний школьник создал свою страну Бумагогорию

Елена Осолоткина, Петрозаводск: Как помочь желанию учиться улетучиться навсегда?

В школе дети регулярно сталкиваются с тем, что им указывают на ошибки. Новаторские школы строят работу на получении удовольствия от процесса и ощущении успеха. Но откуда ему взяться в массовой школе, если постоянно слышишь, что недостаточно хорош?

Елена Осолоткина

На занятиях Детского университета мы часто взаимодействуем с детьми, а на больших внешних мероприятиях и с родителями. Оказалось, что объяснить родителям, как обучать детей, даже важнее, чем собственно поиграть с детьми. Наши занятия равны понятию «играть», но, как и в любой игре, здесь действуют правила. Конечно же, родители стараются помочь детям поскорее понять эти правила, вникнуть в суть. В этом процессе максимально наглядно проявляются некоторые стереотипные педагогические ошибки. Родителей учили так, они выучились и передают свой опыт обучения далее. А в этом опыте – сплошные сомнения: «Разве можно получать удовольствие от процесса обучения?», «Разве может игра чему-то научить?» и т.д.


Взрослым бывает трудно удержать в голове, что смысл занятий и игр с ребенком – это процесс, а не полученный результат. А его смысл в том, чтобы ребенок подумал. например, о том, сколько будет что-то плюс что-то. Подумал, как это проверить. И если вдруг у него не получается это сделать быстро, в том, что ему кто-то сообщит правильный ответ, будет мало проку.

От взрослого требуется в этом случае подавить порыв дать правильный ответ. Его помощь как обучающего взрослого может заключаться в том, что он поможет найти способ посчитать, покажет и разберет смысл операций.

Если ребенку явно сложно решать какие-то задачи, берем попроще, те, которые ребенок выполнит и почувствует себя умелым. То есть просто нужно сделать шаг назад, снизить планку. Так можно намного быстрее достичь прогресса в обучении, чем пытаясь «затащить» ребенка сразу на трудный, некомфортный для него уровень задач.

Такие ситуации часто бывают и в школе. Например, не разрешают считать на пальцах, ведь дети уже должны уметь считать в уме! Но страх – плохой помощник в развитии позитивной мотивации. Ребенок, который боится получить порицание, большую часть психической энергии тратит на тревогу. Заинтересоваться при этом самой игрой или заняться решением ему совсем трудно. В таких случаях дети часто просто молчат и смотрят в стол или, даже не пытаясь подумать, сразу говорят «Не знаю».

Чтобы быстрее снять у ребенка этот страх ошибиться (и получить порцию порицания), взрослый сам может что-то «забыть», чтобы ребенок поправил и понял, что ошибаться или не помнить чего-то совсем не страшно.

Если, как только вы начинаете что-то делать, вам говорят, что это неправильно, насколько у вас хватит терпения и упрямства пробовать и пробовать? У взрослого человека, пожалуй, раза на три-четыре? И снова говорят: «Не так»! Скорее всего, в таком случае вы просто остановитесь и прекратите попытки.

Вот примерно так многие взрослые «помогают» детям в поиске верного решения задачи. Их не волнует, какая часть рассуждений верна – они указывают исключительно на ошибку. Но получая одно за другим «не так», ребенок теряет интерес к процессу.

Избегайте категоричных «неверно», «не так», «неправильно», «ты ошибся». Наоборот, всегда можно найти повод похвалить ребенка за любой малый шаг.

А вообще давайте пожелаем взрослым избегать стереотипного директивного поведения, желания оценивать, указывать, руководить в том, что на самом деле является совместной игрой, даже если это проверка домашнего задания или объяснение непонятного параграфа.

Давайте относиться к процессу обучения проще и позитивнее! От этого все мы – и дети, и родители – только выиграем.

Об авторе:

Елена Юрьевна Осолоткина – руководитель образовательного проекта «Детский университет» (Петрозаводск, Республика Карелия)

Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте