Лингвистическое образование в опасности. В высшей школе сокращаются лекционные часы и часы, отведенные на практические занятия по базовым гуманитарным дисциплинам. Если говорить о школьной подготовке студентов, она стала хуже…
…уровень грамотности и знаний по русскому языку гораздо ниже, чем раньше. К сожалению, наши первокурсники плохо знают даже падежи, а это, между прочим, программа начальной школы. И все-таки нынешние студенты больше мотивированы на получение знаний, чем те, кто учился в девяностые годы и просто хотел получить «корочку». Пришло новое поколение студентов. И что особенно радует: появились молодые люди и девушки с нестандартным мышлением. Они готовы слушать, искать и сомневаться. Это ищущие люди.
Стоит на лекции сказать какую-то новую, с точки зрения студенческой аудитории, вещь – и, как вы думаете, что студенты начинают делать? «Гуглить»! Проверять, то ли я сказала.
Многое изменилось в школьниках и студентах с точки зрения системы ценностей. Интерес к истории русского языка, происхождению слова, классическим литературным текстам необычайно силен. Видимо, молодежь начала понимать, что материальные ценности второстепенны и не являются залогом счастья, нужна духовная радость. Когда начинаешь рассказывать молодым о происхождении слова «победа», о том, как сформировалось современное значение глагола «быть» и какие у него «родственники» в русском языке, о важности слова «ведать», о том, как это связано с национальным самосознанием, как объясняет русского человека, это вызывает интерес. Раньше такого почти не было, поскольку молодежь была ориентирована скорее на получение материальных ценностей, а сейчас, по моим наблюдениям, после лихих девяностых и глухих нулевых, дети более или менее обеспечены. Вот и возникают вопросы: ты имеешь все, но счастлив ли ты? Можешь ли ты этой жизни радоваться? Именно гуманитарное образование может дать эту радость: если ты любишь поэзию, то тебе никакой кризис в обществе не страшен, никакая депрессия, достаточно открыть томик любимых стихов – и все, ты уже счастлив.
Но есть и проблемы. Одна из острейших – экспансия ненормативной лексики. До 90-х годов ХХ века говорить о том, что мат запрещен в общественной жизни, было нонсенсом, это само собой подразумевалось. Мне казалось странным прийти, например, на лекцию и рассказывать очевидные вещи. В 90-х же все запреты сняли, настала всеобщая гласность и вседозволенность. К тому же для многих политиков обсценная речь была абсолютно естественной: ни для кого не секрет, что во власть в то время приходили нередко из криминала – из среды, где мат использовался не только как брань, а как естественное средство общения, заменяющее литературные слова и выражения. И вот тогда встал вопрос: если у нас политики так говорят, если появился интерес у режиссеров, писателей к этой лексике, может, тогда ее легализуем? Эта тема тут же стала притягательной, опасно притягательной, потому что был создан прецедент: говорить, рассуждать о мате. Для меня это не лингвистическая проблема, а этическая. Сейчас нужно действовать, предпринимать конкретные шаги по оздоровлению, очищению речи, ведь мы уже получили несколько поколений, разговаривающих матом.
Еще одна проблема связана с появлением Человека Пишущего. Еще лет десять назад я выступала перед учителями в Институте развития образования и говорила о появлении нового человеческого \”вида\”. Мы стали писать гораздо больше и чаще, чем раньше. Лингвисты, учителя-словесники должны вздохнуть спокойно и порадоваться тому, что письменная речь наконец-то стала востребованной. Я, например, помню своих школьных друзей-мальчишек, троечников, они ручку брали только на уроках в школе, закончив учебу, писать вовсе переставали. А ведь письменная речь – это прерогатива литературного языка, то есть высшей формы национального языка. И сейчас мы все в ней остро нуждаемся. Мы пишем тонны SMS, электронных писем, молодежь часами сидит в социальных сетях, иногда мы даже больше пишем, чем говорим. Поэтому ни о какой тотальной безграмотности речь идти не может. Другой вопрос в том, что в интернете есть свои законы письма, но предел нарушения норм, который мы можем себе позволить, пока не совсем ясен. Я уверена, что жители Сети в конце концов придут к осознанной необходимости писать правильно, потому что безграмотная речь как минимум раздражает и, что, пожалуй, самое важное, провоцирует неточности – вспомните классическое «казнить нельзя помиловать».
Когда я получаю деловые письма и вижу в них ошибки, меня, конечно, это раздражает, и на основе этого у меня формируется отношение к человеку. Если ошибки я вижу в электронной переписке, например, с другом, то к ним у меня более терпимое отношение, ведь бывает, что человек торопился, описался. В электронной речи сейчас формируются собственные нормы: и графические, и пунктуационные. Я даже по себе замечаю, что нередко начинаю предложения с маленькой буквы или не слежу за абзацным отступом, если это частная переписка. То есть я более свободна в том, чтобы сделать текст коротким – здесь лишний политес в оформлении неуместен, ведь такая переписка должна имитировать устное общение, непринужденное и более скоростное.
Почти год назад филологи нашего университета инициировали социально-просветительский проект «Грамотный Нижний». Это наш ответ на социальный заказ общества, которое чувствует необходимость в повышении речевой культуры. В рамках проекта мы планируем провести множество акций, например, одна из них – «Готовимся к Тотальному диктанту». Кроме того, с апреля работает Служба экстренной лингвистической помощи: у нас есть электронный ящик, куда каждый житель города и области может в любое время обратиться с вопросом, связанным с языком. И нам пишут! Большинство запросов связано с правописанием, несмотря на то что сейчас есть Word, который вроде бы должен выделять ошибку. На самом деле все понимают, что текстовый редактор не может распознать всё. На втором месте по частотности вопросы, связанные с грамматикой, – падежами, склонением. Однажды пришло письмо без вопроса, но с благодарностью: молодой человек по имени Георгий написал, что пока не знает, о чем спросить, но ему настолько понравилась эта идея – экстренная помощь лингвиста, что он ее поддерживает, приветствует и благодарит авторов. Так что филологическое образование рано хоронить, наоборот, нужно содействовать его скорейшему возрождению.
Об авторе
Елена Вячеславовна Маринова – доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и общего языкознания филологического факультета Нижегородского государственного университета имени Лобачевского, член экспертной комиссии по филологии Российского совета олимпиад школьников; ведет цикл авторских передач на Радио России \”С русского на русский , или Кстати сказать\”
Комментарии