Случалось ли с вами такое: говоришь-говоришь какое-то слово, а потом вдруг задумаешься, а что же оно значит, откуда произошло и как попало в наш обиход? Или так: вроде слово знакомое с ранних лет, безошибочно используешь его в своей речи, а попросят объяснить, что это значит, или дать определение, задумываешься – сначала не знаешь, что ответить, а потом открываешь для себя что-то такое, чего раньше не было?
Помню, профессор в университете дал нам одно творческое задание и посоветовал начать с определения понятия «образование». Сколько же идей и мнений, споров и дискуссий вызвал этот вопрос! И все-таки что же такое образование?Определений понятия «образование» в различных словарях и учебниках можно встретить много. Мне бы хотелось выделить следующую формулировку: «образование – всеобщая общественная форма развития человека». Каждое слово этой формулы требует точного и определенного прочтения, а потому, прежде чем переходить к конкретным проблемам, поясню, что все это значит. Фактически речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития базовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность. Быть не только материалом и ресурсом социального производства, но прежде всего подлинным субъектом культуры и исторического действия, субъектом собственной жизни.Впервые с достаточной определенностью и категоричностью эту идею сформулировал Василий Давыдов в 1966 году на конференции по проблемам обучения и развития. Итак, образование есть всеобщая форма развития, то есть никакой другой формы развития человека не существует. Есть образование человека, и значит, есть его рождение, созревание, взросление, овладение богатствами культуры. Прекращается образование – останавливается развитие, человек погибает как человек. Без образования человек остается только лишь представителем вида из рода высших антропоидов. Образование есть общественная форма. С момента зачатия, сначала в теле матери, а с момента рождения телесно самостоятельно и до самого последнего момента жизни человек живет в обществе и культуре. Образование подлинно человеческой личности невозможно вне общества.Образование есть форма развития. Существование и развитие могут быть представлены в определенной форме, в случае развития человека его бытие представляется в форме образования. Для того чтобы охарактеризовать каждого конкретного человека, необходимо дать точную систему характеристик уровня и качества его образования. Образование – это общественная форма развития. Организованное в систему (в яслях, детских садах, школах, вузах) или неорганизованное (на улице) образование строит и реализует «программы жизни и развития человека». Как отдельного индивида, так и всех людей. Развитие определяется как содержание процессов образования человека. В течение всей жизни человек образовывается и образуется. «Образование» – слово русского языка, очень точно передает значение этих процессов: человек образуется по «образу и подобию», он образовывается в человека – становится им, а если ему не удается это, то мы говорим, что человек оказался «без образа», то есть он «безобразный» или «безобразный». Как видно, образование не сводится к простой передаче знаний и опыта, речь идет о развитии, формировании личности и раскрытия ее потенциала и способностей. Но личность формируется только в обществе, в определенных культурно-исторических и социально-экономических условиях. Следовательно, и система образования должна быть чувствительна к процессам, происходящим в обществе, и изменяться в соответствии с ними.В условиях перехода нашей страны к новому типу общества реформы образования, безусловно, необходимы. Однако этот процесс должен представлять собой комплекс взаимосвязанных мер, научно обоснованных и логически связанных между собой и другими социальными явлениями. К сожалению, сегодня можно отметить большое количество проблем в системе образования, которые остаются нерешенными, в то время как нововведения зачастую касаются отдельных внешних сторон образовательного процесса, не затрагивая его сути. Прежде чем какое-то новшество может быть реализовано в практике образовательных учреждений, оно должно быть проработано и включено в целостную систему учебно-воспитательного процесса, а также обосновано с точки зрения психолого-педагогической науки. Разработать, запатентовать, лицензировать, продекларировать новую программу и реально реализовать ее в рамках существующих условий так, чтобы она приносила пользу, не одно и то же. Все это можно сравнить с пазлами – нельзя просто добавить новую деталь: как бы хороша она сама по себе ни была, чтобы получилась целостная картинка, все пазлы должны подходить друг другу. Зачастую, увы, этот принцип не выполняется, а самые позитивные инновации попросту не работают. В системе дошкольного образования сегодня есть проблема: большинство сотрудников приходят в детский сад на время, это студенты, молодые специалисты, мамы маленьких детей. Работа в саду воспринимается как некоторый этап – «пока учусь», «пока нет опыта», «пока маленькие дети», или обратная картина – когда воспитатели уже давно достигли пенсионного возраста. Не стану утверждать, что это относится к абсолютно каждому саду и каждому воспитателю, но тенденция есть. Нетрудно догадаться, почему это происходит: отсутствие карьерных перспектив, материального стимула, низкий престиж профессии педагога в российском обществе. Жаль, что образовательные учреждения покидают наиболее перспективные кадры – люди, которые могут и хотят работать, уходят в совершенно другие организации и структуры. Конечно, все не уйдут, но уходят лучшие – инициативные, творческие, амбициозные и работоспособные специалисты. Все это вряд ли способствует повышению качества образования, и, на мой взгляд, именно на решение этих проблем должны быть направлены соответствующие меры. Например, введение новой системы оплаты труда. Конечно, бюрократия для нас – это уже притча во языцех, но все-таки: журналы учета, отчета, зачета, таблицы, графики, конспекты, планы годовые, календарные, месячные, недельные, циклограммы, табели. Для чего? Как, скажите, пожалуйста, может повлиять на качество работы весь этот архив? Жесткие рамки контролирующих мероприятий превращают работу в бесконечную писанину и сильно ограничивают возможности творческого поиска и интерпретации. Требует пересмотра вся система аттестации и квалификационной оценки педагогических кадров. При рассмотрении образования как всеобщей формы развития наиболее важной становится оценка квалификации не отдельного педагога, а всего педагогического коллектива. И если мы хотим, чтобы заработала система непрерывного образования, то нужна оценка педагогического коллектива не только отдельного дошкольного образовательного учреждения или школы, а всей системы в целом. Несомненно, что реформы системы образования необходимы и должны происходить в комплексе. Ведь именно качество и уровень образования – важные показатели развития человека, именно на этой основе будет строиться будущее нашей страны.
Комментарии