search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ
0

Елена Геддис: «Лучший способ пробуждения интереса – игра»

14 февраля – международный день книгодарения. Россия в третий раз участвует в этом празднике. Акция «Дарите книги с любовью», организованная российской ассоциацией деятелей культуры по приобщению детей к чтению, призывает всех желающих в период с 11 по 17 февраля принести книги в библиотеки. А библиотеки найдут, кому их подарить – отправят, например, в сельские библиотеки регионов, у которых совсем маленький книжный фонд.

Главный пункт сбора книг – Российская государственная детская библиотека.Дарить друг другу книги принято во всех культурных семьях, и подобная акция напоминает публичное изобретение велосипеда. Но ситуация с читателем такова, что все средства хороши. Лишь бы он не исчез. Акция нужна, чтобы пробудить в детях угасающий интерес к чтению. С этой же целью РГДБ проводит традиционные дни детской книги, а в хороших школах учебный год начинают с дней читателя. Однако, все эти пропагандистские меры имеют ничтожный результат, если в семье книги не читают взрослые. Личный пример – единственный способ приобщения к чтению. Культура передается из рук в руки. И руки должны быть родные.Проблема отсутствия интереса к чтению усугубляется в семьях, эмигрировавших за рубеж. Там дети стремительно теряют не только интерес к чтению книги на родном языке, но и к самому языку. Как пробудить в ребенке-билингве потребность чтения на языке своих корней, как сохранить культурный слой и «любовь к отеческим гробам» хотя бы в качестве знания основных текстов русской литературы? Об этом задумалась вслух в интервью «Учительской газете» директор Первой русской школы в Белфасте (Ирландия) Елена Геддис, которая приняла участие в старте акции «Дарите книги с любовью».- У моих подруг, уехавших в Лондон и Париж, остро стоит проблема чтения на родном языке. Дети не хотят читать, не хотят знать родной язык.- То, о чем вы сейчас говорите, острая тема. Десять лет назад появилось новое поколение детей, которых не привезли из России в Европу, а которые родились уже там. У них бытовой язык общения – это язык страны. Мой ребенок свободно общается на четырех языках. Мы жили в Швеции, и ребенок знает шведский, немецкий, английский и русский языки.- Вы каждый день разговариваете на другом языке в семье?- Вы знаете, это не работает. Ребенок в семье только вечером, а за час общения вечером язык не выучишь. Мы идем другим путем. Важно через язык как средство общения передать эмоции. И тогда у нас сложатся отношения с ребенком. На том языке, на котором мы их передаем. Язык нужен для того, чтобы чувствовать ребенка. Жалеть его, ругать. Вся проблема в том, что детям, конечно же, удобнее всего говорить на том языке, на котором они общаются со своими ровесниками. Конечно же, это язык страны. И если ребенок отвечает вам на ваш вопрос на русском языке на языке страны, ничего в этом страшного нет. Все равно он понимает ваш вопрос. Он понимает конструкцию, слова, это уже здорово. Для нас это шанс научить его языку – говорить, читать, писать. Это получится не сразу, нужны терпение и труд, но этого можно вполне добиться. – Вы через книгу это начинаете делать?- Наши дети, увы, не знают русских авторов. Начинаем с игры. Поэтому у нас появился наш театральный фестиваль, поэтому я придумала игру-лото в слова. Игра – лучший метод для пробуждения интереса к чему-либо. А заставлять человека что-то делать – верный способ отбить желание навсегда.- Вы привезли в Москву сборник тем для сочинений. Это очень интересно.- Когда мы проводим фестиваль, то ставим себе целью не сделать из детей актеров или режиссеров, а приобщить детей к русскому языку. Интерес к фестивалю огромен. В этом году кроме традиционного Дублина мы провели фестиваль еще и в Белфасте, потому что детей, к нашей радости, было очень много. – А как называется ваш фестиваль?- Международный детский фестиваль-конкурс «Дружная планета», Дублин. Сейчас у него появилась детка – фестиваль-конкурс «Сказочная планета». Этот конкурс основан на драматургическом материале фестиваля. Мы берем пьесы, художественные произведения и предлагаем детям закончить их по-своему. – Для этого их надо как минимум прочесть на русском языке. – Да. Например, тема такая: «Если бы я оказался в этой сказке, как бы я ее закончил»… Я вообще люблю, чтобы дети смеялись на уроке, чтобы они фантазировали, чтобы русский язык был для них в радость. Чтобы утром они вставали и говорили: «Хочу в русскую школу!»- Вы являетесь автором учебника для детей-билингвов?- Да. Мои книжки издаются в Швеции. Называется учебник «Мой русский язык». Конечно, хотелось бы, чтобы он издавался и в России. На прошлой неделе я проводила презентацию своего нового учебника по русскому языку в Лондоне, и учителя принесли мне тот мой первый учебник, и сказали очень приятные для меня слова, например, что эта книга для них – конфетка.- Я, как и вы, считаю, что любви к языку можно добиться только через творчество. Но вам возразят сегодня в российской школе, сказав, что все, что вы предлагаете – это уже допобразование. – Это и правда дополнительное образование. Но что это меняет? Если у ребенка нет мотивации в виде экзамена, тем более надо искать поводы заинтересовать. У детей ведь есть интуиция, они чувствуют вашу интонацию, ваш голос. Они любят сначала вас, а потом ваш предмет.- А как вы сами на уроках приучаете детей к чтению?- Мы читаем на уроке. Не только я, но и дети тоже. Проблема в том, что на Западе стихи в школах не учат, что очень плохо. Но с другой стороны, такая ситуация дает карт-бланш. Когда ребенок внезапно слышит, как учитель начинает говорить рифмами, он потрясен. И на этом его потрясении можно срочно начать сеять любовь. К литературе, к стихам, к слову. Если произведение можно разыграть, прочитать по ролям, это стоит делать, дети это любят.- Что для вас важнее в книге – прочитать или пережить? Овладеть информацией или прочувствовать?- Конечно, сопереживание важнее всего. Это же основа культуры. Современное образование основывается на информационных текстах. В нем нет места сопереживанию.Блиц «УГ»Анна Чиповская, актриса, участница акции «Дарите книги с любовью»:- Анна, какие книги вы любили в детстве?- «Руслана и Людмилу». Короткие рассказы Чехова. Оскара Уайльда.- Читаете их детям вслух?- У меня пока нет детей, но я читаю книги для себя.- Когда же успеваете? В перерывах между съемками?- Во время съемок. Там же никуда не уйдешь… Я не могу без книжки на съемках. – Вы читаете книги в электронном виде?- Нет, у меня от этого элементарно болят глаза. Читаю в бумажном. Это, кстати, приятно – держать в руках книгу из бумаги, а не планшет. – Что недавно прочли на съемках «Пекаря и красавицы»? Сериал ведь уже вот-вот выйдет на экраны…- «Частную жизнь импрессионистов» от автора Сью Роу. Теперь я знаю, как жили Сезанн, Мане, Писсарро.- Ваша любимая книга?-«Маленькая жизнь». Автор Ханья Янагихара. – О чем она?- О потребности в любви очень одинокого человека.Фото Весты Боровиковой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте