search
main
0

Елена Алябьева, Ирина Никишина, учителя русского языка и литературы, Татарстан: За 846 рублей в месяц классные руководители должны всем и все!.

Хочется поднять проблему классного руководства. Пора бы уже более конкретно определить круг обязанностей классного руководителя, привести их в соответствие с зарплатой, точнее сделать так, чтобы зарплата соответствовала требованиям, времени, затрачиваемому на «организационный и воспитательный процесс», и эмоциональным нагрузкам, с этим процессом связанным. Официально круг обязанностей, конечно, обозначен. Перечень их можно найти в интернете, в каких-то сборниках, но те, кто их читал, знает, насколько общи и размыты формулировки документа.

Под эту сурдинку от нас чего только не требуют. Например, мы заполняем не только журнал, но и пишем характеристики на учеников 11-х классов для военкомата. Внизу ставим подпись: военный комиссар. Не значит ли это, что он сам должен был придти, провести беседы с учениками, записать данные, а делаем это мы – на все согласные и ко всему привычные классные руководители. И таких анкет – на каждого ученика по три. Какими заболеваниями болели в детстве родители, какое финансовое положение в семье и т.д. Во все это мы должны вникнуть, войти в семейные тайны, как слоны в посудную лавку, и запротоколировать… Это как минимум некорректно, как максимум – незаконно.

Конечно, мы многое знаем о семьях наших учеников, что-то записываем с их слов, хотя они сами многое могут и не знать. Так же мы заполняем медицинские анкеты для медицинских полисов школьников. Там нужно записать данные паспорта одного из родителей, данные о них. Заполнение кипы бумаг требует большого количества времени.

Не знаем, как в других городах, но в нашем от классных руководителей до сих пор требуют, как и в давние советские времена, посещения учащихся на дому. Почти во всех домах сегодня домофоны, железные двери и решетки на окнах, и вообще – вторжение в частную жизнь находится под запретом. У нас же на педсовете объявили: будут проверки работы классных наставников, в ходе которых у самих ребят будут спрашивать, к кому учителя приходили домой, а к кому нет.

В наши обязанности входит и посещение вместе с детьми музыкальных абонементов. То есть каждое воскресенье (абонемент как правило выдается на 5 недель), бросив семью и детей, мы должны тратить по три часа на концерт. После чего нас обязательно проверят.

Кроме того, во многих школах классные руководители должны перед выборами проводить телефонные обзвоны, униженно прося родителей голосовать за определенного, «полезного школе» кандидата.

Нередко в обязанности учителей вменяется проследить, все ли родители были на выборах, узнать о причинах неявки и доложить директору. Это ставит классных руководителей в унизительное положение. Будут ли после этого нас уважать? В нашей, например, школе родители учеников – люди молодые, образованные и амбициозные. Они не терпят подобного вмешательства в вопросы совести и политического выбора.

Многие директора школ, выполняя разнарядку сверху, сами требуют от педагогов политической лояльности к правящей партии – заставляют не только ходить на выборы и потом отчитываться по телефону (бывают даже случаи, что требуют сфотографировать бюллетень), но и брать открепительный талон, чтобы голосовать не на своем участке, а в школе – ставить в соответствующей графе галочку или крестик под бдительным оком руководства.

Даже если остается возможность сделать собственный выбор, учителя голосуют так, как их просят, ведь они народ ответственный. Конечно, не везде все контролируется так жестко, но давление в большей или меньшей степени существует повсеместно.

Но вернемся к обязанностям классного руководителя. Самая актуальная на сегодня проблема – это бумажная волокита. Мы с коллегами как-то подсчитали – на наших плечах 8 видов отчетностей. В восьми вариантах под разным углом спрашивается в основном одно и то же. Нам бы хотелось больше внимания уделять общению с учениками, но у нас теперь двойная документация: заполнить нужно и бумажный журнал, и электронный. Этим мы и заняты все перемены, на все остальное нет времени. Дети, как и раньше, подходят к нам на переменах, чтобы рассказать о чем-то важном, поделиться, а мы им говорим строго: «Отойди, ты что, не видишь, что нам некогда, мы должны заполнить бумаги…»

Уже не раз высказывалось мнение, что в школах нужно ввести дополнительную штатную единицу, которая будет заниматься только бумажной работой. И пусть этот человек получает зарплату не из бюджета школы, а из зарплатного фонда администрации города, например. По сути, этим должен заниматься продвинутый молодой человек, который вырос на этом и понимает, что от него требуется.

У нас в городе в свое время был ненадолго введен институт освобожденных классных руководителей. Это было в 90-е годы, когда рабочих женских мест категорически не хватало. Кто-то пошел работать кондуктором, а кто-то окончил краткосрочные курсы и отправился работать в школу. Это должность не предусматривала преподавательской деятельности, предметы вести не надо было. Это было удобно. Многие с радостью и сейчас отказались бы от классного руководства, тем более, что чем дальше – тем неинтереснее становится эта работа. Раньше классный руководитель был самым близким детям человеком, заступником, защитником, другом. А сейчас – канцелярский чиновник, надсмотрщик…Вообще современные городские дети очень заняты. Помимо школы они посещают 1-2 кружка. Вся воспитательная работа, которая проводится после уроков, вызывает у ребенка и у его родителей резко негативную реакцию. Может быть, востребованы были бы «кружки по интересам», но опять же – этим должны заниматься специалисты, а не классный руководитель. Конечно, мы можем подготовить мероприятие на 1 сентября или Новый год, но не каждую же неделю!

А если уж делать это, то не за такие деньги. Не за 846 рублей, – хотя бы за 8 тысяч.

Вместо этих ненужных по большому счету «мероприятий» мы получили бы возможность с гораздо большим успехом реализовать себя как предметники. Мы часто ходим на мастер-классы, где нам рассказывают про новые методики преподавания, новые подходы. Это все очень интересно и действенно, и привлекательно для каждого предметника, но требует времени, которого нет! Если бы у нас была возможность, мы бы отказались от классного руководства. Ведь проводить воспитательную работу можно и через свой предмет, особенно если сам увлечен им.

Хочется вынести этот вопрос на широкое обсуждение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте