Основная проблема современной системы образования – отрыв от реальности! Тот поистине огромный образовательный ресурс, который несет в себе раннее и дошкольное детство, в наше время задействован лишь в незначительной части.
Легкомысленное отношение к дошкольному возрасту может обернуться для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем – изменением всего жизненного пути. Последний вариант, в частности, неизбежен при переносе школьных методов обучения в дошкольные учреждения. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Но тревожит проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению (особенно в гимназиях и лицеях). При поступлении в такую школу требуют, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных, возрастных особенностей. Вот и приходится содержание дошкольного образования выстраивать по школьной программе начальных классов, практикуя раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, математике вместо развития познавательных процессов и достижения главной цели программы дошкольного образования – подготовки к школе и к жизни в современном обществе.Преемственность между дошкольным и начальным обучением рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования – подготовка к школе. В этом cлучae преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития того или иного процесса. Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.Специфичность дошкольного детства однозначно зафиксирована в результате исследований: определены содержание и допустимые средства развития дошкольника, их кардинальное отличие от содержания и средств развития ребенка в начальной школе; установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный период для становления в контексте игровых форм деятельности способностей (воображение, общение, самоорганизация), задающих основу формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе.Существенный вклад в понимание детства, в частности дошкольного, внесли и вносят отечественные ученые. Дошкольное детство – важнейший период в жизни и развитии ребенка. Многими психологами признается, что дошкольный возраст – это возраст первоначального фактического складывания личности (Л.Выготский, А.Леонтьев, Л.Божович, Д.Эльконин, А.Венгер, А.Запорожец, Г.Бурменская). Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода детства у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности. В личностной сфере формируются самооценка и элементы волевой регуляции поведения.Для успешного начала обучения, по заверениям специалистов, ребенок должен достигнуть определенного уровня зрелости, который будет проявляться в способности концентрировать свое внимание на чем-то в продолжительный период времени, устанавливать связи между явлениями и событиями, слушать и слушаться взрослых, иметь потребность в общении со сверстниками, а также обладать определенным уровнем развития мелкой моторики и точной координацией движения.Несомненно, преемственность – двухсторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, сохраняет «радость детства» (Н.Подъяков), с другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.Современная ситуация на практике характеризуется существенными различиями в требованиях, предъявляемых школой к будущим первоклассникам. При приеме в школу в процессе обучения определяется сформированностъ у ребенка узкопредметных навыков (читает, считает), практически такое собеседование превращается в экзамен и явно нарушает Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 16). Вызывает обеспокоенность то, что такое понимание преемственности может свести задачи дошкольного детства к подготовке будущего ученика к школе, а родителей заставит форсированно эксплуатировать организм ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации индивидуализации обучения.Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовать грамотно, то у ребенка своевременно сформируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволят ребенку успешно учиться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития.Иными словами, то, что мы получили в дошкольном возрасте, оказывает влияние на всю нашу дальнейшую жизнь.
Комментарии