Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Электровикторина в школе

Учительская газета, №12 от 27 марта 2007. Читать номер
Автор:

За последние десять-пятнадцать лет мы все чаще стали говорить о том, что уровень культурного кругозора подрастающего поколения россиян стал резко снижаться. Грустно и говорить, но факт остается фактом, многие вчерашние школьники не знают, что такое Помпеи, а некоторым неизвестно, кто такой Юрий Долгорукий или Карл Брюллов, чем занимался Коперник или когда жил Шекспир. Есть вещи, которые нужно просто знать, знать не для практической или материальной надобности, а знать ради знания, чтобы быть полноценным человеком.

Вспомните свои школьные времена – ведь ни один праздник раньше не проходил без конкурсов, викторин, самых разнообразных познавательных соревнований. Викторина как идея вообще гораздо ближе нашему менталитету, чем современный западный тест. В последние годы снова начинает пробуждаться интерес к старой доброй игре. Издательство «Дрофа-Медиа» выпустило в свет целую серию электровикторин для младшего школьного возраста, в которые можно играть и дома, и в школе. К примеру, «История древнего мира» – в сущности, это краткий курс дисциплины, называвшейся в старой гимназии «Греческие и римские древности», но в состав викторины входят кроме древностей классических также и древности Древнего Востока. Играя, ребята приобретают необходимый культурно-исторический кругозор. На классных занятиях, на факультативах и в группах продленного дня можно с успехом ими пользоваться. Разумеется, совсем необязательно, чтобы у каждого ученика был свой экземпляр, достаточно, если на группу из 10 учащихся будет хотя бы 2-3 комплекта викторины. Расположившись с игрой так, чтобы было удобно всем игрокам, допустим, за «круглым столом», ребята во главе с учителем определяют первенство хода и начинают играть. Первый игрок читает задание, например, «Боги древнего мира», «Найди соответствие», «Кто использовал эти виды вооружения?» и др., и соединяет отверстия на двух рисунках, которые, по его мнению, связаны между собой. Если загорается лампочка и звучит музыка – значит ответ правильный, если же сигнала нет, соответственно, игрок ошибся. За правильный ответ игрок получает призовой жетон, а выигрывает тот, кто соберет жетонов больше остальных участников. Это, впрочем, лишь один из вариантов игры, существуют и другие.

Подобные электровикторины достаточно разнообразны по тематике – «Религии мира», «Православие», «В мире животных» и др., а главное, нетривиальны по заданиям и вариантам ответов. Основное, что они развивают в ребенке, – это способность различать и отождествлять. Усвоив, к примеру, информацию викторины «Религии мира» и «Православие», ребенок будет уже достаточно хорошо представлять себе, чем отличаются друг от друга мировые религии внешне, а от этого уже нетрудно будет перейти к тому, чем отличаются они друг от друга и внутренне. Познание фактов, почерпнутых из викторин и расширенных за счет прочих занятий, в состоянии воспитать в учащихся способность к плодотворному межкультурному диалогу. В комплект каждой входит буклет, содержащий более подробную информацию, с его помощью можно проводить целые уроки по темам выбранной викторины, дополняя и расширяя сведения, содержащиеся в буклете.

Электровикторины, посвященные иностранным языкам, «ENGLISH» и «DEUTSCH», весьма основательно расширят словарный запас школьника, особенно повседневно-бытовой лексики. Принцип аудиторной работы с языковыми викторинами в целом совпадает с прочими занятиями. Специфика такой викторины – это «погружение» в изучаемый язык при описании ситуативных рисунков. Играть можно, например, и так. Закрываем слова на обеих сторонах карты. Ученики по очереди описывают изображение. Кто употребит в своем описании наибольшее количество изученных в данной теме слов, тот и победитель. В языковых викторинах предела совершенству игры вообще не существует.

Мы все хотим видеть в наших детях прежде всего образованных и воспитанных людей, а это, увы, невозможно без определенного уровня культурного кругозора, создающего ту самую неординарную личность, интересного человека, который способен на многое, с которым хочется общаться.

Так давайте попробуем увлечь их такой интеллектуальной игрой. Поверьте, они получат не только удовольствие, но и огромную пользу.

Алексей БЕЛОУСОВ, учитель начальных классов, Рязань


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту