search
main
0

Электронный журнал: мифы и реальность

Уважаемые педагоги! Конечно, вы хорошо знаете , что в настоящее время компьютерные технологии активно внедряются в учебный процесс, чтобы помочь вам оптимизировать процесс обучения. Мы хотим ознакомить вас с мнением директора 610-й классической гимназии г. Санкт-Петербурга Бурячко С.В., который использует в своей работе новейшие технические достижения с 1990 года. Это авторитетное мнение позволит глубже разобраться в том, как получить желаемый результат от автоматизации с минимальными рисками и затратами для учебного заведения, сделать правильный выбор из огромного количества предложений программных продуктов.

«Идея электронного журнала, то есть, по сути, системы автоматизированного контроля успеваемости и информирования участников образовательного процесса, зрела давно. В современной школе классы делятся на группы по предметам. В такой ситуации каждый учитель должен иметь свой индивидуальный журнал, а затем перенести сведения в единый журнал класса. Остается еще проблема информирования родителей об успеваемости детей – классный руководитель должен контролировать ведение дневников. Наконец, администрация должна иметь оперативную информацию об успеваемости в классах. Поэтому создание единой информационной среды образовательного учреждения представляется давно назревшей проблемой.

Существующие информационные системы можно условно разделить на несколько больших групп:

1. Электронная копия классного журнала. Может быть создана любыми прикладными программными средствами, например Microsoft(tm) Office Excel. Этот подход представляет интерес только с точки зрения хранения информации. Здесь отсутствует коллективный доступ, нет авторизации, копирование и верификация данных представляют значительные трудности. Хотя создание подобных систем может стать первым шагом образовательного учреждения по пути автоматизации управления образовательным процессом.

2. Электронный журнал – локальная база данных образовательного учреждения. Например, на основе Microsoft(tm) Office Access,С(tm), Inis-Soft(tm) или любой другой, позволяющей создавать реляционные базы данных. В этом случае возможна организация коллективного доступа к данным, авторизация пользователей и локальная защита информации. Для реализации подобных систем требуется наличие локальной сети, достаточного количества рабочих станций, соответствующего программного обеспечения. Очевидный недостаток – ограничение типов пользователей исключительно персоналом образовательного учреждения. Родители не могут иметь оперативного доступа к внутренней локальной сети.

3. Электронный Internet-журнал (дневник). Может быть создан на основе локальной базы данных образовательного учреждения, доступ к которой осуществляется с помощью web-интерфейса. Система работает как Internet-сайт, размещенный на web-сервере образовательного учреждения. При этом возникает необходимость организации, сопровождения и обслуживания собственного web-сервера со всеми требованиями по безопасности и защите данных, что под силу только продвинутым IT-компаниям.

4. Internet-портал «Электронный журнал». Обеспечивает все мыслимые сервисы, в том числе двусторонний обмен данными между всеми пользователями и администраторами. Система включает в себя электронные таблицы данных, СУБД, корпоративный почтовый сервер, средства коллективной работы на основе web-интерфейса, подсистемы авторизации, безопасности и защиты данных, загрузки и выгрузки данных в доступные приложения и др.

Как правило, подобные системы создаются на базе единой программной платформы промышленного уровня для обеспечения надежности, тестирования, модернизации и развития системы. В этом случае все данные и необходимое управляющее ПО хранятся на удаленном web-сервере, в защищенном промышленном Data-центре с высокопроизводительными каналами связи. На рабочих станциях пользователей установка дополнительного программного обеспечения не требуется, за исключением стандартных web-браузеров и подключения к сети Internet.

С сентября 2008 года в гимназии успешно эксплуатируется подобная система, разработанная компанией КОРУС-консалтинг(tm) на базе программных продуктов корпорации Oracle(tm).

Система предоставляет следующие возможности:

Администратору системы – ввод, редактирование и назначение прав пользователей; формирование учебных планов, списков дисциплин, распределение учеников и преподавателей по классам, группам и дисциплинам; ввод и редактирование расписания уроков, назначение учебных периодов; формирование сводных текущих и итоговых ведомостей успеваемости; просмотр и редактирование всей БД по образовательному учреждению; рассылка и получение сообщений, в т. ч. в прикрепленных файлах, всем пользователям системы.

Преподавателю – ввод тем уроков и комментариев к ним; ввод текущих, промежуточных и итоговых оценок успеваемости и посещаемости уроков; автоматическая рассылка домашних заданий ученикам класса; получение и рассылка сообщений; дополнительно для классных руководителей – просмотр учебной информации по всем предметам и педагогам закрепленного класса.

Родителям – просмотр информации об успеваемости и посещаемости ученика (индивидуально, а не всего класса); просмотр расписания занятий; рассылка и получение авторизованных сообщений, в т. ч. домашних и индивидуальных заданий; редактирование индивидуального профиля пользователя (учетной записи).

Вход в систему любым пользователем осуществляется с помощью индивидуального логина и пароля. Соединение и обмен данными с web-сервером происходит по защищенному протоколу SSL (Secure Sockets Layer).

Дополнительные функции:

– формирование групп и журналов отделения дополнительного образования, внеклассная работа;

– формирование отчетов в форматах Microsoft(tm) Office;

– дополнительный доступ в систему через сервис RSS (Really Simple Syndication – очень простое приобретение информации) и SMS.

Опыт эксплуатации системы показал ее высокую эффективность. Налицо резкое сокращение непроизводительных затрат рабочего времени педагогов и администрации. 95% родителей обращаются к журналу не реже трех раз в неделю. Словом, все участники образовательного процесса имеют возможность наблюдать единую и достоверную картину успеваемости в ее динамике; существенно сокращается время принятия решений.

Что нужно иметь в виду образовательному учреждению при принятии решения о внедрении технологии электронного журнала:

– ресурсы: выход в сеть Internet, желательно по выделенным линиям (наличие локальной сети не обязательно!); возможно большее количество точек доступа к Сети.

– необходимо детально разработать техническое задание с учетом всех особенностей образовательного учреждения; перевода учеников и учителей из класса в класс, перехода школы на новый учебный год.

– заполнять журнал должны преподаватели-предметники; попытки переложить эту функцию на одного или нескольких человек (завучи, классные руководители) делают эту технологию практически бесполезной».

Крайне важно, чтобы информационные технологии снимали с преподавателей вал административно-бюрократических функций, освобождая время для педагогики, научно-методической работы, обучения детей. И ключевую роль в этом, на наш взгляд, играет именно директор школы, так как никто больше него не заинтересован в развитии вверенного ему образовательного заведения.

Ознакомиться с системой «Электронный дневник учащегося» можно на сайте www.schoolconnect.ru

Леонид ЯКУБОВСКИЙ, к.т.н., исполнительный директор ООО «КОРУС Консалтинг», ГОУ Гимназия № 610 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте