search
main
0

«Электронный муниципалитет» . …Плюс информатизация всей России

С момента запуска Федеральной целевой программы «Электронная Россия» прошло шесть лет. И как бы ее ни критиковали, главная задача – информатизация всех сфер жизни страны – выполняется, пусть и не столь быстрыми темпами. Во всяком случае, если верить официальной статистике, в 2007 году не менее 15 процентов россиян применяют в быту и на работе ИКТ. Это позволяет утверждать, что России достигла рубежа «информационной цивилизации».

Вполне очевидно, однако, что сегодня распределение пользователей новыми технологиями по стране неравномерно, и наибольшая их плотность приходится на крупные города. Столь же неравномерна и информатизация органов власти на местах, в первую очередь местного самоуправления. А это тормозит решение многих задач ФЦП «Электронная Россия», в первую очередь «обеспечения открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создания условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ» и «совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ». Естественно, такое положение дел негативно влияет и на информатизацию муниципальных учреждений – образования, здравоохранения, социальной сферы.

В мае-июне этого года Институт дистанционного обучения Российской академии государственной службы (ИДО РАГС) при Президенте РФ совместно с Финансовой корпорацией «УРАЛСИБ» провели исследование уровня информатизации муниципалитетов. В его задачи входило также выявление наиболее распространенных и характерных проблем при внедрении ИКТ и поиск лучших в этой сфере деятельности муниципалитетов, имеющих богатый практический опыт внедрения информационных технологий.

Исследование проводилось в рамках разработки нового учебного модуля «Электронный муниципалитет: организация и функции» проекта «Всеобуч для муниципальных служащих».

Справка

Проект «Всеобуч для муниципальных образований» реализуется ИДО РАГС совместно с ФК «УРАЛСИБ» по инициативе и при поддержке Администрации Президента РФ и Совета Федерации с 2005 года в рамках административной реформы. Он включает ряд уже созданных и реализуемых модульных учебных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, таких как «Управление развитием территории муниципального образования», «Стратегия социально-экономического развития территории муниципальных образований», «Правовое и кадровое обеспечение муниципальной службы» и других. Сочетание различных образовательных модулей позволяет слушателям без длительного отрыва от основной работы получать максимум необходимых им знаний, основанных на практическом опыте их коллег в других регионах. За три года в процессе системной работы с применением дистанционных технологий по методикам ИДО РАГС профессиональную переподготовку и повышение квалификации в регионах России прошли свыше 50 тысяч специалистов муниципального уровня и государственной службы.

Результаты исследования вполне ожидаемы. Так, большинство представителей муниципалитетов, принявших участие в опросе, оценили уровень внедрения ИКТ в своей администрации как средний (73 процента респондентов), а уровень информатизации муниципального образования – как средний или ниже среднего (41 процент и 45 процентов соответственно). Следует учесть, что данные оценки характеризуют представление участников опроса об уровне информатизации своего муниципального образования, а не фактически существующий уровень информатизации. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в опросе приняли участие наиболее активные и заинтересованные муниципалитеты с численностью населения не менее 50 тысяч жителей. Что уж говорить о небольших населенных пунктах?

Отвечая на вопрос о том, в какой сфере в наибольшей степени востребовано внедрение ИКТ (можно было отметить несколько вариантов), почти три четверти респондентов назвали сферу образования – 57 процентов считают необходимой школьную информатизацию и еще 14 процентов – информатизацию профессиональных учебных учреждений. При этом участники опроса в большинстве своем назвали сферу образования даже больше нуждающейся в информатизации, чем ЖКХ (44 процента), службы обеспечения (37 процентов), городская инфраструктура (34 процента). Только в деятельности аппарата, по мнению подавляющего большинства муниципальных экспертов, ИКТ востребованы больше: так считают 87 процентов респондентов.

К участию в исследовании были приглашены 730 муниципальных образований с населением от 25 тысяч человек и выше в 84 субъектах РФ. Заполненные анкеты прислали более 230 муниципальных образований – наиболее заинтересованные во внедрении информационных и коммуникационных технологий в работу муниципалитетов специалисты.

Казалось бы, образовательные учреждения России среди прочих муниципальных структур являются наиболее информационно «продвинутыми», если учесть, что к концу 2007 года подавляющее большинство из них (а школы – все 100 процентов) были компьютеризированы и подключены к Интернету.

Между тем экспертный опрос работников региональных школ, в особенности районных и сельских, показал, что значительная часть из них недовольны тем, как осуществляется внедрение ИКТ в образовательных учреждениях. Так, признавая насущность информатизации учреждений системы образования, многие считают не вполне адекватными расходы на коммуникации, аппаратное и программное обеспечение, в то время как наполнение – количество и качество электронных учебных программ и пособий, доступных в удаленном режиме, по большей части не соответствует ожиданиям педагогов.

По словам Светланы Авдеевой, руководителя проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров, эти ожидания обусловлены запросами населения. Сегодня даже в небольших населенных пунктах родители готовы в складчину приобретать технику и программное обеспечение, оплачивать Интернет, чтобы их дети могли получить образование «не хуже, чем в городе». Не меньшее значение придается и возможностям дистанционного обучения, включая профессиональное образование.

Информатизация школ, по мнению опрошенных педагогов, требует также определенной квалификации сотрудников, обеспечивающих внедрение ИКТ. Однако сами школы редко могут позволить иметь штатного ИТ-сотрудника и зависят от компетентности специалистов в аппарате муниципалитета.

Но и администрации муниципальных образований, согласно исследованию РАГС, испытывают острейший дефицит квалифицированных сотрудников: об этой проблеме заявили 76 процентов респондентов. В качестве основной причины большинство из них назвали финансовые ограничения: в местных бюджетах не хватает средств на расширение штата ИТ-подразделения либо обеспечение достойного уровня оплаты.

А вот педагоги в большинстве своем считают, что решение проблемы – в подготовке специалистов из числа действующих сотрудников, поскольку это дешевле и проще, чем приглашать кого-то со стороны.

Кроме того, эксперты системы образования – как преподаватели муниципальных школ регионов России, так и представители федеральных структур – убеждены в необходимости появления инструментов внедрения ИКТ. Одним из таких инструментов могут стать своеобразные шаблоны, конструкторы, созданные на основе лучших практик, которые позволят использовать лучший опыт информатизации.

– Нужны хорошие образцы, хорошие «пилоты», хорошие проекты, – считает Светлана Авдеева. – Необходимы шаблоны, в которых будет прописана пошаговая реализация. Это позволит учесть региональную специфику, ведь шаг-то у всех разный.

Совместное исследование РАГС и ФК «УРАЛСИБ» позволило обозначить ряд проблем, препятствующих более интенсивному внедрению ИКТ в муниципальное управление. Однако, как показывает опыт муниципалитетов, успешно реализующих программы информатизации, многие задачи вполне решаемы. А опыт чужим не бывает.

Сергей САЛТЫКОВ, консультант исследовательского проекта «Электронный муниципалитет»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте