search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения» Двум архангельским школам могут присвоить имена русского ученого и поэта
0

«Электронный муниципалитет» . …Плюс информатизация всей России

С момента запуска Федеральной целевой программы «Электронная Россия» прошло шесть лет. И как бы ее ни критиковали, главная задача – информатизация всех сфер жизни страны – выполняется, пусть и не столь быстрыми темпами. Во всяком случае, если верить официальной статистике, в 2007 году не менее 15 процентов россиян применяют в быту и на работе ИКТ. Это позволяет утверждать, что России достигла рубежа «информационной цивилизации».

Вполне очевидно, однако, что сегодня распределение пользователей новыми технологиями по стране неравномерно, и наибольшая их плотность приходится на крупные города. Столь же неравномерна и информатизация органов власти на местах, в первую очередь местного самоуправления. А это тормозит решение многих задач ФЦП «Электронная Россия», в первую очередь «обеспечения открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создания условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ» и «совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ». Естественно, такое положение дел негативно влияет и на информатизацию муниципальных учреждений – образования, здравоохранения, социальной сферы.

В мае-июне этого года Институт дистанционного обучения Российской академии государственной службы (ИДО РАГС) при Президенте РФ совместно с Финансовой корпорацией «УРАЛСИБ» провели исследование уровня информатизации муниципалитетов. В его задачи входило также выявление наиболее распространенных и характерных проблем при внедрении ИКТ и поиск лучших в этой сфере деятельности муниципалитетов, имеющих богатый практический опыт внедрения информационных технологий.

Исследование проводилось в рамках разработки нового учебного модуля «Электронный муниципалитет: организация и функции» проекта «Всеобуч для муниципальных служащих».

Справка

Проект «Всеобуч для муниципальных образований» реализуется ИДО РАГС совместно с ФК «УРАЛСИБ» по инициативе и при поддержке Администрации Президента РФ и Совета Федерации с 2005 года в рамках административной реформы. Он включает ряд уже созданных и реализуемых модульных учебных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, таких как «Управление развитием территории муниципального образования», «Стратегия социально-экономического развития территории муниципальных образований», «Правовое и кадровое обеспечение муниципальной службы» и других. Сочетание различных образовательных модулей позволяет слушателям без длительного отрыва от основной работы получать максимум необходимых им знаний, основанных на практическом опыте их коллег в других регионах. За три года в процессе системной работы с применением дистанционных технологий по методикам ИДО РАГС профессиональную переподготовку и повышение квалификации в регионах России прошли свыше 50 тысяч специалистов муниципального уровня и государственной службы.

Результаты исследования вполне ожидаемы. Так, большинство представителей муниципалитетов, принявших участие в опросе, оценили уровень внедрения ИКТ в своей администрации как средний (73 процента респондентов), а уровень информатизации муниципального образования – как средний или ниже среднего (41 процент и 45 процентов соответственно). Следует учесть, что данные оценки характеризуют представление участников опроса об уровне информатизации своего муниципального образования, а не фактически существующий уровень информатизации. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в опросе приняли участие наиболее активные и заинтересованные муниципалитеты с численностью населения не менее 50 тысяч жителей. Что уж говорить о небольших населенных пунктах?

Отвечая на вопрос о том, в какой сфере в наибольшей степени востребовано внедрение ИКТ (можно было отметить несколько вариантов), почти три четверти респондентов назвали сферу образования – 57 процентов считают необходимой школьную информатизацию и еще 14 процентов – информатизацию профессиональных учебных учреждений. При этом участники опроса в большинстве своем назвали сферу образования даже больше нуждающейся в информатизации, чем ЖКХ (44 процента), службы обеспечения (37 процентов), городская инфраструктура (34 процента). Только в деятельности аппарата, по мнению подавляющего большинства муниципальных экспертов, ИКТ востребованы больше: так считают 87 процентов респондентов.

К участию в исследовании были приглашены 730 муниципальных образований с населением от 25 тысяч человек и выше в 84 субъектах РФ. Заполненные анкеты прислали более 230 муниципальных образований – наиболее заинтересованные во внедрении информационных и коммуникационных технологий в работу муниципалитетов специалисты.

Казалось бы, образовательные учреждения России среди прочих муниципальных структур являются наиболее информационно «продвинутыми», если учесть, что к концу 2007 года подавляющее большинство из них (а школы – все 100 процентов) были компьютеризированы и подключены к Интернету.

Между тем экспертный опрос работников региональных школ, в особенности районных и сельских, показал, что значительная часть из них недовольны тем, как осуществляется внедрение ИКТ в образовательных учреждениях. Так, признавая насущность информатизации учреждений системы образования, многие считают не вполне адекватными расходы на коммуникации, аппаратное и программное обеспечение, в то время как наполнение – количество и качество электронных учебных программ и пособий, доступных в удаленном режиме, по большей части не соответствует ожиданиям педагогов.

По словам Светланы Авдеевой, руководителя проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров, эти ожидания обусловлены запросами населения. Сегодня даже в небольших населенных пунктах родители готовы в складчину приобретать технику и программное обеспечение, оплачивать Интернет, чтобы их дети могли получить образование «не хуже, чем в городе». Не меньшее значение придается и возможностям дистанционного обучения, включая профессиональное образование.

Информатизация школ, по мнению опрошенных педагогов, требует также определенной квалификации сотрудников, обеспечивающих внедрение ИКТ. Однако сами школы редко могут позволить иметь штатного ИТ-сотрудника и зависят от компетентности специалистов в аппарате муниципалитета.

Но и администрации муниципальных образований, согласно исследованию РАГС, испытывают острейший дефицит квалифицированных сотрудников: об этой проблеме заявили 76 процентов респондентов. В качестве основной причины большинство из них назвали финансовые ограничения: в местных бюджетах не хватает средств на расширение штата ИТ-подразделения либо обеспечение достойного уровня оплаты.

А вот педагоги в большинстве своем считают, что решение проблемы – в подготовке специалистов из числа действующих сотрудников, поскольку это дешевле и проще, чем приглашать кого-то со стороны.

Кроме того, эксперты системы образования – как преподаватели муниципальных школ регионов России, так и представители федеральных структур – убеждены в необходимости появления инструментов внедрения ИКТ. Одним из таких инструментов могут стать своеобразные шаблоны, конструкторы, созданные на основе лучших практик, которые позволят использовать лучший опыт информатизации.

– Нужны хорошие образцы, хорошие «пилоты», хорошие проекты, – считает Светлана Авдеева. – Необходимы шаблоны, в которых будет прописана пошаговая реализация. Это позволит учесть региональную специфику, ведь шаг-то у всех разный.

Совместное исследование РАГС и ФК «УРАЛСИБ» позволило обозначить ряд проблем, препятствующих более интенсивному внедрению ИКТ в муниципальное управление. Однако, как показывает опыт муниципалитетов, успешно реализующих программы информатизации, многие задачи вполне решаемы. А опыт чужим не бывает.

Сергей САЛТЫКОВ, консультант исследовательского проекта «Электронный муниципалитет»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте