Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Электронные ресурсы на уроке: подбираем, управляем, творим

Учительская газета, №31 от 4 августа 2015. Читать номер
Автор:

Фирма «1С» – ведущий отечественный разработчик программного обеспечения для комплексной автоматизации и электронного обучения.

Россия, Москва, 123056, а/я 64.E-mail: obr@1c.ru Сайты:Компьютерные программы для образования: http://obr.1c.ruФирма «1С»: www.1c.ruОдна из актуальных задач системы образования сегодня  – повышение эффективности работы администрации и педагогов в образовательных организациях. Для решения этой задачи широко используются различные программные средства.Прокомментировать механизмы организации учебного процесса с использованием компьютерных инструментов мы попросили специалистов отдела образовательных программ фирмы «1С», хорошо знакомых с современными запросами педагогического сообщества.Какие задачи ставит перед собой фирма «1С» при разработке программного обеспечения  для образования? Сегодня в школах происходят масштабные изменения, касающиеся организации учебного процесса. Свою задачу при разработке программного обеспечения для школ мы видим в том, чтобы помочь учителю адаптироваться к этим изменениям, сделать его труд более эффективным. И в то же время предоставить инструменты, открывающие новые творческие возможности для педагога.Какие разработки «1С» наиболее актуальны для работы учителя в школе?Сегодня уже нормой стало использование в учебном процессе электронных учебных материалов. Разработкой таких материалов фирма «1С» занимается уже около 20 лет. За это время издано более 400 мультимедийных программных продуктов, собранных в различные серии. «1С:Репетитор» – материалы для подготовки к ЕГЭ, адресованные школьникам старших классов. «1С:Аудиокниги» – широкий выбор аудиокниг и аудиоспектаклей, в том числе по программе школьного курса литературы и литературного чтения в исполнении профессиональных артистов. «1С:Школа» – электронные образовательные ресурсы, такие как анимированные карты и презентации, интерактивные карты, рисунки, схемы, задания и тесты, динамические модели и многое другое,  практически по всем учебным дисциплинам. Однако в последнее время все более актуальной становится организация содержательной работы педагога и школьника в информационно-образовательной среде школы, использование современных технологий электронного обучения. Может ли педагог самостоятельно создавать необходимые ему подборки электронных учебных материалов, дополняя их собственными ресурсами? Может ли организовать учебную деятельность на основе этих материалов, выстраивать индивидуальные траектории обучения школьников, вести электронные портфолио? Да, и для решения этих задач мы создали и развиваем систему программ для организации учебного процесса «1С:Образование 5. Школа». Какие насущные проблемы педагога позволяет решить использование системы программ «1С:Образование 5. Школа»?Система позволяет создать в школе библиотеку электронных образовательных ресурсов и предоставить доступ к ней в локальной сети школы или через Интернет. Для создания библиотеки можно использовать электронные издания «1С:Школа» или ресурсы федеральных коллекций – Единой коллекции ЦОР, коллекции ФЦИОР. Электронные образовательные ресурсы, тесты и учебные курсы можно создавать и самостоятельно на основе файлов Microsoft Word, Excel или PowerPoint, добавлять в качестве образовательных ресурсов иллюстрированные тексты, видео- или аудиозаписи, интерактивные тестовые задания. Здесь есть широкий простор для педагогического творчества.Система «1С:Образование 5. Школа» может поддерживать работу с электронными учебными материалами как в классе, так и дома. Одна из основных возможностей системы – назначение учащимся групповых и индивидуальных заданий на основе электронных образовательных ресурсов. Выполненное задание, например тестовое, будет автоматически оценено, а педагогу будет доступна детальная информация о ходе самостоятельной работы учащегося, включающая продолжительность работы с заданием, количество попыток ответа на вопросы теста, ответы учащегося и т. д. вплоть до рекомендованной оценки, автоматически выставленной в журнал. Таким образом, с учителя снимается часть ежедневной рутинной работы по проверке домашних заданий, а эффективность контроля результатов учебной деятельности становится выше. Кстати, о контроле результатов и вообще об управлении учебным процессом. Сегодня много говорят о том, что с переходом к ФГОС нового поколения роль учителя в учебном процессе изменяется, все больше смещается от  передачи информации к организации процесса познания; учитель становится партнером своих учеников в этом процессе. Но для организации учебного процесса, а тем более для управления им, педагогу нужны соответствующие инструменты. В качестве таких инструментов мы предлагаем учителю оперативные отчеты, обновляющиеся сразу после проведения урока и выставления оценок. Наиболее важными отчетами являются текущее качество знаний и успеваемость – группы учащихся по отдельному предмету и отдельного учащегося по всем изучаемым дисциплинам, а также средний балл учащегося по типам учебной деятельности.Каждый из этих отчетов может стать объективной основой для принятия мотивированных педагогических решений в той или иной ситуации.Что еще важно и нужно для школы в условиях, когда меняются методологические подходы к организации учебного процесса? Важно и нужно предоставить школе инструменты, которые позволяют эффективно работать в новых условиях, причем с учетом реалий технической оснащенности школ компьютерной техникой. Так, для работы системы «1С:Образование 5. Школа» достаточно наличие в школе локальной сети, одного-двух компьютерных классов и компьютеров на рабочих местах педагогов. Система поддерживает работу с различными устройствами управления и отображения электронных образовательных ресурсов (интерактивными досками, мультимедийными проекторами и т. п.). Если в школе есть точки доступа к сети по wi-fi, можно работать и на мобильных устройствах, увязывая весь имеющийся в образовательном учреждении парк компьютерной техники в единое целое. Настройки системы позволяют учесть все особенности организации учебного процесса в конкретной школе – можно задавать различные учебные периоды, формировать классы, подгруппы внутри классов и группы учащихся по произвольному принципу. Также система поддерживает различные шкалы оценивания; можно поставить несколько оценок за урок;  поддерживается средневзвешенная система оценивания, то есть можно каждой оценке назначить коэффициент, учитывающий ее вклад в итоговый результат, учесть вид урока и тип учебной деятельности, за который поставлена оценка. Такой подход к оцениванию может иметь и мотивирующий эффект, например, оценки за творческие работы и проекты могут иметь максимальный коэффициент, что является серьезным стимулом для участия школьников в такой деятельности.Организации творческой, исследовательской, проектной деятельности в школе уделяется большое внимание. Какие разработки фирмы «1С» могут помочь с организацией такой деятельности?Создание таких программ является одним из ключевых направлений нашей работы. В начальной и основной школе согласно ФГОС есть междисциплинарная учебная программа – «Формирование ИКТ-компетентности обучающегося». Хотелось бы обратить внимание на следующие результаты этой программы: умение строить математические модели изучаемых процессов и явлений, моделировать с использованием виртуальных конструкторов и проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по математике и естественным наукам. Достижение таких образовательных результатов напрямую связано с дидактическими возможностями специализированных компьютерных программ, в частности, интерактивных творческих предметных сред, ориентированных именно на работу с учащимися российских школ. За последние годы нами было разработано несколько таких сред – это уже хорошо известные пользователям «1С:Математический конструктор», «1С:Конструктор интерактивных карт» и новые разработки – «1С:Биологический конструктор» и «1С:Физический конструктор». Эти конструкторы не только позволяют создавать интерактивные модели изучаемых процессов и явлений, они позволяют также ознакомить школьника с особенностями математического моделирования в различных областях знания. Ведь очень важно, чтобы работа с конструкторами не свелась к простому их освоению как пользовательских программ, не сопровождающемуся развитием таких мыслительных операций, как идеализация, абстрагирование, анализ, синтез и т. д.     Где можно подробнее ознакомиться с разработками фирмы «1С» для школы?На сайте http://obr.1c.ru/e5 можно ознакомиться c демонстрационной версией системы управления учебным процессом «1С:Образование 5. Школа», узнать о других наших разработках.  Там же есть форма обратной связи – для нас важно получать отзывы пользователей о наших программных продуктах, знать, в каких инструментах учебной деятельности они нуждаются, мы всегда готовы откликнуться на запрос пользователей.Что хотелось бы пожелать читателям «Учительской газеты» перед наступающим новым учебным годом?Хотелось бы пожелать, чтобы новый учебный год принес  больше радости и меньше разочарований. Труд педагога всегда был непростым, а сейчас это особенно ощущается. Надеемся, что разработки «1С» для организации учебного процесса станут вам хорошими помощниками.Руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С» Игорь КУЗОРА, методист Татьяна ЧЕРНЕЦКАЯПредложения фирмы «1С» для системы образования    Образовательные программы и аудиокниги для детского сада, школы и домашней подготовки.     Доступ к электронной коллекции лучших разработок фирмы «1С» по всем основным школьным предметам на сайте obr.1c.ru/online.    Программы для управления учебным процессом и административной деятельностью образовательных организаций всех уровней.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту