search
main
0

Электрическая цепь интереса. «Физика и химия» увлеченности с точки зрения школьного учителя

– На уроках я не пишу мелом уже несколько лет, – поделился со мной педагог Сергей Черемичкин. – Пишу на экране. Сейчас стали модными электронные доски. Но это значит, что педагогу предстоит находиться под светом мощного прожектора длительное время. И я придумал свою систему. Приобрел графический планшет, подключил его через компьютер к проектору. Пишу на планшете, сидя за учительским столом, а изображение выводится на экран за моей спиной. Потребовалось время, чтобы набить руку, но сейчас очень удобно и мне, и ученикам. К тому же все записи уроков сохраняются…

Так получилось, что Сергей Алексеевич, учитель физики лицея «СУНЦ» УрФУ (специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета), начал свою педагогическую биографию сразу с элитного учебного заведения. В то время как он оканчивал педагогический вуз, школе №9, много лет возглавлявшей екатеринбургские школьные рейтинги, гласные и негласные, потребовался преподаватель радиоэлектроники. А он, кроме того, что лучший выпускник физического факультета, еще и радиолюбитель с детства. Поработал несколько лет в лаборатории учебного центра и понял: не хватает специального образования. Поступил в Уральский политехнический институт на радиофак. За время учебы его сагитировали на завод: солидное оборонное предприятие, творческое дело – разработка электронной аппаратуры. Вроде бы интересно, но с учительством не сравнить. Уже знал вкус педагогики. «В школе каждый день – разный…» Я удивляюсь: Сергей Алексеевич говорит неожиданные вещи. Так часто доводится слышать жалобы педагогов именно на однообразие. А он замечает в своей деятельности ежедневную новизну. В чем она? Может быть, в науке, которая сейчас активно развивается? Нужно улавливать свежие веяния, доносить до учащихся? Улавливать, конечно, надо, но дело не в этом. Школьная физика не поспевает за реальными открытиями – и не должна. Литература меняется вслед за переменами в обществе, как и история (хотя вопрос, хороша ли подобная конъюнктурная адаптивность). Но физика – предмет точный и один из самых сложных в программе. «Взять квантовую механику. Даже студентами старших курсов специализированных вузов она осваивается тяжело, там идет мощное объединение с математикой. Мы своим ученикам даем такой материал на уровне общего ознакомления. Фактически школьная программа завершается где-то 60-ми годами прошлого века, остальное – обзорно». Хорошо, предмет почти неизменен; значит, меняются дети – как, в какую сторону? Пока Сергей Алексеевич «ведет урок» для меня, рассказывая о своем жизненном пути и увлеченно демонстрируя школьное изобретение, которое, кстати, не только удобнее, но и куда экономичнее смарт-досок, в дверь постоянно заглядывают девушки и парни. «Сергей Алексеевич, можно спросить? Я тут кое-что уточнить хотел, не во всем разобрался…» Черемичкину явно нравится, что его «дергают» и в его свободное время, ни малейшего раздражения, готовность тут же пояснить, рассказать – ну если бы не надоедливый корреспондент. Наблюдая за школьниками почти четверть века, он выделяет открытость и раскованность современных старшеклассников. Да, дети изменились. Трудно сказать, недостаток это или достоинство, но они меньше подвержены условностям и более естественны в общении с взрослыми, чем раньше. Конечно, следует учитывать особый контингент СУНЦа. Сюда поступают, как в вузы (поступить в лицей даже сложнее, так как вузов много, а СУНЦ на весь уральский регион один): в восьмой, девятый и десятый классы, здесь учатся сильнейшие. Между учениками и учителями устанавливаются доверительные отношения.  «Ко мне на день рождения могут запросто прийти ученики. Когда это случилось в первый раз, гости были в шоке. Сидят за столом родственники, друзья, и вдруг заваливаются человек двадцать старшеклассников. Сейчас такой демократический уровень общения воспринимается как норма. Тем более что жена преподает химию в тех же классах. Это помогает нам лучше узнавать детей. Я классный руководитель у десятого, она – у одиннадцатого, мы проводим вместе и учебные, и внеучебные мероприятия». Работа в образовательном заведении повышенного статуса – исходно более благодарная, чем в заурядной школе. Здесь не надо тратить уйму сил на мотивацию детей к учебе. Тем не менее и здесь нужно внимание удерживать и о контроле не забывать. Человек так устроен, что не всегда желает прикладывать усилия, дети склонны лениться. Метод Черемичкина не заставить, а заинтересовать. Он знает о великой силе интереса, потому что и для него это основной жизненный двигатель. «Мои родители поддерживали любое увлечение, за что я им очень благодарен. Заинтересовался фотоделом – вот тебе фотоаппарат, записывайся в кружок, в итоге уже пятьдесят лет как занимаюсь фотографией. Увлекся химией – привезли из Москвы набор «Юный химик». Дед был мастер на все руки и радиолюбитель. Понаблюдал я за ним, сам попробовал, получилось, понравилось. Плюс еще музыкальную школу окончил. Сейчас все пригодилось! Идем с женой на концерт в филармонию – с нами человек 15 лицеистов». Учеба, конечно, главное. Но не должно быть интереса исключительно к учебе, должен быть интерес к жизни – во всех ее проявлениях. «Как-то я объяснял ребятам, что не физикой и химией единой жив человек. Говорю, представьте себе спортсмена, который тренирует только одну ногу, и так лет 20; да он же уродом станет!»  В некоторых школах вслед за звонком с последнего урока повисает тишина – гулкая мертвая тишина. В СУНЦе – активная жизнь допоздна: кружки, факультативы, консультации, секции. Учащимся приходится жестко планировать свое время. Как и педагогам: в понедельник Черемичкин расписывает индивидуальные консультации на неделю. Любой, кто недопонял что-то из обязательной программы или желает поглубже вникнуть в тему, может претендовать на дополнительное внимание учителя. Для ученика – бесплатно. А для педагога? Скажем кратко: в СУНЦе работают в основном «за интерес». Являясь образовательным учреждением федерального подчинения, он не имеет муниципальных и областных надбавок. Нагрузки же повышенные. Еще в начале трудового пути Сергея Алексеевича учитель постарше и поопытнее, наблюдая, как старается молодой педагог, к каждому уроку готовится заново, – поделилась «мудростью»: мол, я пять лет назад конспекты составила и живу спокойно. Чужой опыт действительно оказался полезен: Черемичкин точно понял, что это не его вариант. Как на контрольных: есть вариант первый, есть второй, а еще для тех, кто желает попробовать себя на задачах повышенной сложности. Его-то он и выбрал. Сконструированная им система для ведения урока отнюдь не упрощает труд учителя. Бывает, преподаватель целый вечер возится, чтобы завтра несколько картинок на экране показать. Популярные презентации считает для себя пройденным этапом (хотя полностью от них не отказывается): дело в том, что готовая презентация лишена гибкости. Заранее не предугадать, в каком месте объяснений данный класс завязнет, какая страничка потребует больше внимания. Работа с экраном через графический планшет и компьютер намного мобильнее и эффективнее.  Официальный индикатор эффективности труда учителя – результаты ЕГЭ. В то время как средний балл по физике в Свердловской области чуть выше 50, в лицее «СУНЦ» УрФУ – 73,5. «Что вы, это не только потому, что я хорошо работаю. Потому что дети хотят получать знания. Им интересно – и мне с ними тоже интересно. И наоборот». У интереса есть замечательное свойство – он заразителен. Увлеченный человек без специально организованных действий передает другим свою увлеченность. Заглянула в словари: что же такое привычное слово «интерес»? Оказалось, берет начало из правовой и бухгалтерской терминологии и означает «возмещение ущерба». Но из множества определений мне легло на слух и на душу следующее – «высокотонусная эмоция, показатель душевного здоровья». Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте